• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

История

Идея Школы родилась на рубеже 1980–1990 гг., когда стало ясно, что существовавшая система экономического образования в стране не соответствует требованиям новой политической и экономической ситуации. Тогда группа преподавателей экономического факультета МГУ — Евгений Ясин, Ярослав Кузьминов, Револьд Энтов, Олег Ананьин, Рустем Нуреев — после нескольких попыток внедрить основы «нормальной» экономической теории в учебные планы действующих вузов осознали необходимость построить новую экономическую школу, которая с самого начала основывалась бы на принципах мировой экономической науки. Это значило — предоставить студентам инструментарий для анализа и прогнозирования реальных процессов, научить их работать со статистикой и экономическими моделями, дать им общий язык с мировым сообществом профессионалов-экономистов.

Первой реальной попыткой создать Школу можно считать альтернативные кафедры экономической теории, организованные в МФТИ (1989–1990) и на физическом, историческом факультетах МГУ (1990–1991). Студенты могли выбирать между курсами, которые вели молодые преподаватели, вчерашние выпускники экономфака, и традиционной политической экономией. Школу этих кафедр прошли многие из тех, кто потом составил костяк ВШЭ. Там же отрабатывалась методика преподавания экономической теории в стране с переходной экономикой. Начало нового дела облегчила поддержка Фонда Сороса, предоставившего в 1989 г. годичный грант.

В 1991 г. Е. Ясиным и Я. Кузьминовым при очень активной помощи Л. Абалкина и Е. Гайдара начала «пробиваться» концепция нового государственного вуза. Первоначально он мыслился при Отделении экономики Российской Академии наук. Тогда же проект поддержки школы был предложен Комиссии Европейского Союза, грант которой дал возможность заложить основы института, соответствующего мировым стандартам экономического образования.

Высшая школа экономики была создана Постановлением Правительства России 27 ноября 1992 г. первоначально как центр подготовки магистров.


Постановление
о создании Высшей школы
экономики

Приказ об утверждении
А.Н.Шохина президентом
ВШЭ

Приказ об утверждении
Я.И.Кузьминова ректором
ВШЭ

Стартовый период был отмечен интенсивным «обучением учителей»: Р. Энтов читал всему коллективу преподавателей — в основном бывших сотрудников академических институтов и МГУ — курс узловых проблем экономической теории, а Г. Канторович обновлял их знания математики. Начиная с 1993 г. преподаватели ВШЭ регулярно стажируются в ведущих европейских университетах.

Принцип Школы с первого дня ее существования — сочетание строгой, даже жестокой подготовки с обсуждением и решением животрепещущих проблем российской экономики. Профессорами ВШЭ стали ведущие экономисты, работавшие в Правительстве — Е. Ясин, А. Шохин, С. Васильев, Я. Уринсон, В. Коссов, Е. Гавриленков, М. Копейкин, В. Баранов.

С 1995 г. ВШЭ стала превращаться в университет, где наряду с экономистами готовят социологов, управленцев и юристов. Вокруг пришедших в Школу О. Шкаратана, Л. Ионина, С. Филоновича и других ведущих преподавателей стали формироваться эффективные научно-педагогические коллективы.

В это же время создается система научных центров ВШЭ, ориентированных на прикладные исследования по заказам Минэкономики, Центробанка, Минобрнауки, коммерческих предприятий и банков.

К этому времени можно сказать, что сформировались, устоялись принципы Школы: опора на требования мировой экономической и социальной науки; междисциплинарное взаимодействие (экономисты получают юридическое образование, и наоборот); непосредственная связь преподавания с практикой реформ, с результатами прикладных исследований; просветительская миссия в образовательном сообществе России, в ее регионах.

Политическая деятельность в Школе запрещена. Педагоги имеют право делать любые выводы, отстаивать социалистические, кейнсианские или либеральные принципы, если их аргументы основаны на современном теоретическом анализе факторов.

В 1996 году у Высшей школы экономики появился первый региональный кампус в Нижнем Новгороде. В следующем году кампусы Школы открылись в Санкт-Петербурге и Перми.

Традиции

Ворона

Ворона уже много лет считается символом Высшей школы экономики. Ее придумала художник Анна Аренштейн, в 1996 году иллюстрировавшая новый информационный буклет о Вышке. Теперь ворону можно встретить на любой сувенирной продукции ВШЭ, она также стала символом ежегодных наград университета.

В 1997 году университет стал одним из первых российских вузов, успешно внедривших на российской почве (за несколько лет до начала Болонского процесса) так называемую «программу двух дипломов». Высшая школа экономики и один из лидеров экономического образования в мире — Лондонская школ экономики (ЛШЭ) создали Международный институт экономики и финансов (МИЭФ). Создание бакалавриата и магистратуры МИЭФ международного уровня стало возможным благодаря финансовой поддержке, которую оказали крупнейшие банки, компании и финансовые институты: ВТБ24, Внешторгбанк, Сбербанк. Обучение на программах с первого курса стало вестись на английском языке, а выпускники получают сразу два диплома.