• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

HSE History

HSE History

Since its founding in 1992, National Research University – Higher School of Economics (HSE) has developed from an economics institute into a comprehensive university. Based in Moscow, with branches in St. Petersburg, Nizhny Novgorod, and Perm, HSE continues to grow. Among Russian universities, HSE is a leader in economics, management, sociology, computer science, public policy, and political science.

We strive to fully prepare our students for their careers, equipping them with the competencies and skills that they need to succeed. Our origins as an economics school mean that, to this day, teaching economics is integral to curricula across faculties.

  • 1991 - 1994
  • 1995 - 2000
  • 2001 - 2009
  • 2010 - 2014
  • 2015 - present

The idea for the creation of the Higher School of Economics was first born at the turn of the 1990s, when it became clear that the current system of economics education did not sufficiently address the new political and economic realities in Russia. A team of economics lecturers from Moscow State University (MSU), consisting of Evgeny Yasin, Yaroslav Kuzminov, Revold Entov, Oleg Ananyin, and Rustem Nureev, made several attempts to introduce “normal” economics to existing university curricula. They soon realized, however, the necessity to build a new economics school that from its very inception would be based on the principles of global economic science. At this new institution, students would learn to analyze and forecast real processes, work with statistics and economic models, and join the international community of professional economists.

The first attempt involved creating a department of economic theory at the Moscow Institute of Physics and Technology (1989-90) and the MSU faculties of physics and history (1990-91). Students took courses taught by young lecturers who were recent graduates of the economics faculty and traditional political economy courses. Many of those who would later form the core of HSE passed through these departments. They developed a methodology for teaching economic theory in a transition economy country. This initiative was supported by a one-year grant from the Soros Foundation in 1989.

 In 1991, Evgeny Yasin and Yaroslav Kuzminov, with active support from Leonid Abalkin and Yegor Gaidar, started to develop the concept for a new state university. Initially, the institution was supposed to be part of the Russian Academy of Sciences (RAS) Department of Economics. At the same time, however, the European Commission offered a grant to support the creation of an institution that would provide economics education that met global standards.

By order of the Russian government, on November 27, 1992, the Higher School of Economics was officially established. Initially, it offered only master’s degrees.

The early days included an intensive ‘teaching of teachers’. Revold Entov taught a course on key problems in economic theory to a team of teachers, mostly from RAS institutes and MSU. Grigory Kantorovich refreshed their knowledge of mathematics. Since 1993, HSE lecturers have regularly attended trainings at leading European universities.

From its very first days, HSE sought to provide a combination of tough training with lively discussion and innovative solutions to the most pressing problems in the Russian economy. Leading economists from the government, including Evgeny Yasin, Alexander Shokhin, Sergey Vasiliev, Yakov Urinson, Vladimir KossovEvgeny Gavrilenkov, and Mikhail Kopeikin, became professors at HSE.

In 1995, HSE was awarded university status and, in addition to economics, began to teach sociology, management, and law. Efficient teaching teams started to form around new professors such as Ovsey ShkaratanLeonid Ionin, and Sergey Filonovich.

At the same time, a system of research centres at HSE was created. They focused on applied research commissioned by the Ministry of Economic Development, the Central Bank of Russia, and the Ministry of Education and Science, as well as private corporations and banks.

By this time, HSE’s principles had been fully established: to respond to the requirements of world economics and social sciences; to encourage interdisciplinary interaction (economists study law and vice versa); to foster direct links between teaching and reform practices as well as applied research results; to share learnings and experience with the Russian academic community, including in the regions.

Political activity is prohibited at HSE. Teachers are free to make their own conclusions; they may defend socialist, Keynesian, or liberal principles, as long as their arguments are based on a relevant theoretical analysis of factors.

In 1996, HSE opened its first regional campus in Nizhny Novgorod. In the following year, HSE campuses opened in St. Petersburg and Perm.

In 1997, HSE became one of the first Russian universities to successfully introduce a ‘double degree programme’ (several years before the Bologna process started). Together with one of the global leaders in economics education, London School of Economics (LSE), HSE established the International College of Economics and Finance (ICEF). The creation of ICEF’s internationally recognized undergraduate and graduate programmes was possible due to the financial support from major banks, companies, and financial institutions, such as VTB24, Vneshtorgbank, and Sberbank. From the first year of study, ICEF courses are taught in English, and graduates earn two degrees at the same time.

In 2000, HSE launched its own Publishing House, which specializes in publishing academic, teaching and reference literature in the university’s main areas of activity, including economics, management, sociology, political science, psychology, and law. Since its founding, there have been more than 1500 publications, 100 of which are translated works. The HSE Textbooks series, introduced in 2003, includes more than 50 titles with more than 170,000 copies printed.

In that same year, the first April International Academic Conference on Economic and Social Development was held at HSE. Since then, it has become a major annual academic event in Russia. In addition to Russian and international researchers, the event attracts top executives from the Russian Government and Presidential Administration, the World Bank, the International Monetary Fund, the Organization for Economic Cooperation and Development, as well as major Russian and international companies.

In 2001, the main university prize, Golden HSE, was awarded for the first time. Since then, the number and categories of nominations have changed, but prizes continue to recognize HSE’s top teachers, researchers, and graduates, as well as others who have greatly contributed to the university’s development. Winners are determined by a vote from HSE’s Board of Tenured Professors and receive a golden crow statue.

In 2003, HSE became a member of the European University Association (EUA) and joined the Institutional Management in Higher Education (IMHE) programme of the Organization for Economic Cooperation and Development (OECD). The university actively participates in EUA and IMHE projects, which aim to enhance the quality of university programmes, research, and governance. In 2004, HSE carried out an Internationalization Quality Review and began work on research management as part of the Quality Culture Network.

In 2004, HSE students established their own award, in homage to the eternal question ‘what came first, the chicken or the egg?’ From sports to charity, top student projects and achievements in different fields are awarded an Iron Egg.

In 2008, the university adopted a long-term Development Strategy up to 2020. The goal is to make HSE an internationally-recognized cutting-edge research, educational, analytic, consulting and project centre in social sciences and economics. It seeks to make major contributions to Russia’s innovative development and global competitive ability. A Supervisory Council was also established to conduct public expertise and control the process and efficiency of the strategy’s implementation. The Council consisted of representatives from the government, expert communities, corporations, business associations, media, and the public.

In 2009, HSE became Russia’s only national research university specializing in social sciences and the humanities. The following year, it became an autonomous educational institution and was renamed National Research University - Higher School of Economics (HSE). The HSE International Advisory Committee was formed and headed by Eric Maskin, Nobel Prize winner in economics.

In late 2010 and early 2011, HSE opened its first international research laboratories. They are jointly headed by renowned international scholars and leading HSE researchers. The laboratories became part of the university strategy to create and develop its research, teaching, and staff potential.

By an order of the Russian government, in 2011, HSE acquired the Moscow State Institute of Electronics and Mathematics(MIEM), the Management Training Centre, and the GASIS Academy of Continuing Professional Education (GASIS).

In 2011, the concept for the socio-economic development of Russia up to 2020 started to be developed. Strategy 2020 was commissioned by the Russian government and prepared by over one thousand experts. Their work was coordinated by HSE and the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, which became the key platforms for expert discussions, workshops, and debates. Twenty-one expert groups were organized in various areas of social and economic policy. The main work was carried out in 2011 and the following year the strategy was revised by experts. At the same time, surveys were carried out to discover the attitudes of different segments of society to the strategy proposals.

In 2012, the HSE Supervisory Council was established as an autonomous institution. It was initially headed by Alexander Zhukov, Deputy Prime Minister of Russia, and German Gref, CEO of Sberbank, became Deputy Chairman. In 2016, the list of the Supervisory Council members was updated, and the council is currently led by Sergey Kirienko, First Deputy Chief of Staff of the Presidential Administration of Russia.

For the first time, in 2012, HSE entered the top 500-550 category of the QS World University Rankings, which assess universities in terms of research, reputation among employers, teaching, and internationalization.

In 2013, HSE became one of 15 universities to win the competition to participate in the 5-100 Project. The goal of the project is to develop modern, world-renowned universities in Russia by 2020. This includes creating effective management structures, increasing international academic reputation, and becoming global trend-setters in higher education.

That same year, HSE began to work with Coursera, one of the world’s largest online education platforms. Over the course of a year, a total of 350,000 people from 190 countries, including Russia, India, China, Great Britain, USA, Brazil, Germany, Kazakhstan, and Ukraine, enrolled in HSE courses.

In September 2013, the HSE Lyceum opened as part of the university. It is the first secondary school in Moscow that teaches according to new education principles, promoting ‘cooperation and mutual respect, regardless of age and status’. Students are given freedom of choice, are taught to take risks and not be afraid of making mistakes, to make their own decisions, and to be responsible for the outcomes. Lyceum students determine their own educational trajectories: they create their own study plans, choosing the subjects they want to study. There are required subjects, such as Russian language and mathematics, but students can choose the level of study (basic or advanced).

In March 2014, together with Yandex, HSE established a new Faculty of Computer Science. It brought together the School of Software Engineering, the School of Applied Mathematics and Information Science, and the Joint Department with Yandex.

In that same year, major internal reforms began at HSE with the creation of ‘big faculties’, which are responsible for implementing educational programmes. The main reasons for the reform were the need to optimize management, to transfer resources and responsibilities from the central budget to big departments, as well as to overcome ‘departmentization’ (when certain subjects had little or no interaction with those in other departments). As a result, by the beginning of 2015, 11 big faculties had been formed at the Moscow campus from 28 faculties and schools.

In 2015, HSE continued to make progress in international university rankings, placing in the QS World University Rankings by Subject.  HSE was the only Russian university to rank in the categories ‘Development Studies’ (51-100), ‘Economics and Econometrics’ (151-200), and ‘Sociology’ (151-200).  The university also ranked for ‘Philosophy’ (151-200).

On September 1, 2015, the first HSE online courses opened on the National Open Education Platform. That same month, HSE received about 35,000 applications from 13,000 potential students to open optional courses. In December 2015, HSE’s student government was reformed to include a united Student Council and a Student Rights Commissioner.

As a result of activity during the 2015-16 academic year, the HSE Business Incubator was highly ranked both in Russia and abroad. The Internet Initiative Development Fund named it Incubator of the Year in Russia. UBI Global ranked it 14thamong the world’s best university business incubators (and 7th within Europe), and it was the only Russian incubator in UBI Global Top 25.

In 2016, a new position was introduced in the university management structure. The Vice President is responsible for developing the strategy for HSE's innovative ecosystem, building relationships with the technology industry, and creating mechanisms of feedback from employers in order to adjust the competency requirements of university graduates. Igor Agamirzyan, former CEO and chairman of the board at RVC OJSC, became HSE’s first Vice President in June 2016.

In 2016, the university entered the Times Higher Education (THE) World University Rankings for the first time, appearing in the 401-500 range (out of 980 universities) and fourth among Russian universities. HSE was also ranked in the THE top 100 rankings for 'Business and Economics', becoming the only Russian institution in that field. In 2016, HSE rose 90 positions in the QS Rankings, entering the 411-420 range.

In September 2016, the number of students enrolled in HSE’s online courses through Coursera and the National Open Education Platform exceeded one million.

The HSE Lyceum has become one of Russia’s top 10 secondary schools and ranks as the second best school in Moscow. It is regarded as the best school in the country for social sciences, humanities and economics, and the second best for philology.

In October 2016, a Faculty of Physics was founded as part of HSE. The faculty was created in collaboration with leading Russian Academy of Science institutes such as the Landau Institute for Theoretical Physics, the Kapitza Institute for Physical Problems, the Institute of Solid State Physics, the Prokhorov General Physics Institute, the Institute for Spectroscopy, and the Space Research Institute.

• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

История Вышки

Проект
«Год в истории»

Инфографика
«Вышка: 1992-2016»

«Вышка быстро создала себе хорошую репутацию, потому что готовила сильных студентов»

Воспоминания первых профессоров в юбилейном проекте «Наука в Вышке: и для школы, и для жизни»

Летопись

  • 1992-1999
  • 2000-2009
  • 2010-настоящее время

Идея Школы родилась на рубеже 1980–1990 гг., когда стало ясно, что существовавшая система экономического образования в стране не соответствует требованиям новой политической и экономической ситуации. Тогда группа преподавателей экономического факультета МГУ — Евгений ЯсинЯрослав КузьминовРевольд ЭнтовОлег АнаньинРустем Нуреев — после нескольких попыток внедрить основы «нормальной» экономической теории в учебные планы действующих вузов осознали необходимость построить новую экономическую школу, которая с самого начала основывалась бы на принципах мировой экономической науки. Это значило — предоставить студентам инструментарий для анализа и прогнозирования реальных процессов, научить их работать со статистикой и экономическими моделями, дать им общий язык с мировым сообществом профессионалов-экономистов.

Первой реальной попыткой создать Школу можно считать альтернативные кафедры экономической теории, организованные в МФТИ (1989–1990) и на физическом, историческом факультетах МГУ (1990–1991). Студенты могли выбирать между курсами, которые вели молодые преподаватели, вчерашние выпускники экономфака, и традиционной политической экономией. Школу этих кафедр прошли многие из тех, кто потом составил костяк ВШЭ. Там же отрабатывалась методика преподавания экономической теории в стране с переходной экономикой. Начало нового дела облегчила поддержка Фонда Сороса, предоставившего в 1989 г. годичный грант.

В 1991 г. Е. Ясиным и Я. Кузьминовым при очень активной помощи Л. Абалкина и Е. Гайдара начала «пробиваться» концепция нового государственного вуза. Первоначально он мыслился при Отделении экономики Российской Академии наук. Тогда же проект поддержки школы был предложен Комиссии Европейского Союза, грант которой дал возможность заложить основы института, соответствующего мировым стандартам экономического образования.

Высшая школа экономики была создана Постановлением Правительства России 27 ноября 1992 г. первоначально как центр подготовки магистров.


Постановление
о создании Высшей школы
экономики

Приказ об утверждении
А.Н.Шохина президентом
ВШЭ

Приказ об утверждении
Я.И.Кузьминова ректором
ВШЭ

Стартовый период был отмечен интенсивным «обучением учителей»: Р. Энтов читал всему коллективу преподавателей — в основном бывших сотрудников академических институтов и МГУ — курс узловых проблем экономической теории, а Г. Канторович обновлял их знания математики. Начиная с 1993 г. преподаватели ВШЭ регулярно стажируются в ведущих европейских университетах.

Принцип Школы с первого дня ее существования — сочетание строгой, даже жестокой подготовки с обсуждением и решением животрепещущих проблем российской экономики. Профессорами ВШЭ стали ведущие экономисты, работавшие в Правительстве — Е. ЯсинА. Шохин, С. Васильев, Я. УринсонВ. КоссовЕ. ГавриленковМ. Копейкин, В. Баранов.

С 1995 г. ВШЭ стала превращаться в университет, где наряду с экономистами готовят социологов, управленцев и юристов. Вокруг пришедших в Школу О. ШкаратанаЛ. ИонинаС. Филоновича и других ведущих преподавателей стали формироваться эффективные научно-педагогические коллективы.

В это же время создается система научных центров ВШЭ, ориентированных на прикладные исследования по заказам Минэкономики, Центробанка, Минобрнауки, коммерческих предприятий и банков.

К этому времени можно сказать, что сформировались, устоялись принципы Школы: опора на требования мировой экономической и социальной науки; междисциплинарное взаимодействие (экономисты получают юридическое образование, и наоборот); непосредственная связь преподавания с практикой реформ, с результатами прикладных исследований; просветительская миссия в образовательном сообществе России, в ее регионах.

Политическая деятельность в Школе запрещена. Педагоги имеют право делать любые выводы, отстаивать социалистические, кейнсианские или либеральные принципы, если их аргументы основаны на современном теоретическом анализе факторов.

В 1996 году у Высшей школы экономики появился первый региональный кампус в Нижнем Новгороде. В следующем году кампусы Школы открылись в Санкт-Петербурге и Перми.

Традиции

Ворона

Ворона уже много лет считается символом Высшей школы экономики. Ее придумала художник Анна Аренштейн, в 1996 году иллюстрировавшая новый информационный буклет о Вышке. Теперь ворону можно встретить на любой сувенирной продукции ВШЭ, она также стала символом ежегодных наград университета.

В 1997 году университет стал одним из первых российских вузов, успешно внедривших на российской почве (за несколько лет до начала Болонского процесса) так называемую «программу двух дипломов». Высшая школа экономики и один из лидеров экономического образования в мире — Лондонская школа экономики (ЛШЭ) создали Международный институт экономики и финансов (МИЭФ). Создание бакалавриата и магистратуры МИЭФ международного уровня стало возможным благодаря финансовой поддержке, которую оказали крупнейшие банки, компании и финансовые институты: ВТБ24, Внешторгбанк, Сбербанк. Обучение на программах с первого курса стало вестись на английском языке, а выпускники получают сразу два диплома.

В 2000 году у университета появился свой Издательский дом, который стал специализироваться на выпуске научной, учебной и справочной литературы по профильным дисциплинам университета: экономика, менеджмент, социология, политология, психология, право и другим. На настоящий момент Издательским домом ВШЭ выпущено более 1500 изданий, из них — 100 переводных. Серия «Учебники Высшей школы экономики», основанная в 2003 году насчитывает более 50 наименований книг совокупным тиражом свыше 170 тыс. экземпляров.

В том же году состоялась первая Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества, с тех пор ставшая наиболее заметным академическим событием в стране. Ежегодно в ней, помимо исследователей из России и из-за рубежа, участвуют руководители Правительства РФ и Администрации Президента России, Всемирного банка, Международного валютного фонда, Организации экономического сотрудничества и развития, главы крупнейших российских и иностранных компаний.

Традиции

Золотая Вышка

Церемония вручения главной университетской премии проходит с 2001 года. Количество и название номинаций за это время менялись, но приз неизменно вручается лучшему преподавателю, лучшему исследователю, лучшим выпускникам и людям, внесшим наиболее значительный вклад в развитие университета. Лауреаты премии определяются по результатам голосования и получают статуэтку золотой вороны.

Чугунное яйцо

В 2004 году свою ежегодную премию учредили студенты Вышки. Вот так был дан ответ на извечный вопрос: что было раньше — птица или яйцо? «Чугунным яйцом» отмечаются лучшие студенческие проекты и достижения в разных направлениях — от спорта до благотворительности.

В 2008 году у университета появилась долгосрочная программа развития до 2020 года, целью которой стало создание на базе ВШЭ передового научно-образовательного, аналитического, консалтингового и проектного центра мирового класса в области социально-экономических наук, осуществляющего значительный практический вклад в инновационное развитие и глобальную конкурентоспособность России. Был создан также Наблюдательный совет Программы, который создан в целях общественной экспертизы и контроля над ходом и эффективностью ее реализации. В состав Совета вошли представители органов государственной власти, экспертного сообщества, компаний-работодателей, деловых ассоциаций, средств массовой информации, общественности.

В 2009 году Высшая школа экономики стала единственным в стране национальным исследовательским университетом социально-гуманитарного профиля, а в следующем году получила статус автономного образовательного учреждения и новое название — Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ). Был создан Международный экспертный совет, который возглавил лауреат Нобелевской премии по экономике Эрик Маскин.

В конце 2010-го — начале 2011 года в Высшей школе экономики начали работу международные научные лаборатории, совместное руководство которыми осуществляют известные зарубежные исследователи и ведущие ученые университета. Это стало частью стратегии развития университета по созданию и развитию научного, преподавательского и кадрового потенциала.

В 2011 году распоряжением Правительства РФ к Высшей школе экономики были присоединены Московский государственный институт электроники и математики (МИЭМ), Учебный центр подготовки руководителей и Государственная академия специалистов инвестиционной сферы.

В 2011 году началась работа над созданием Концепции социально-экономического развития России до 2020 года. Стратегию 2020 по заказу Правительства РФ готовили более тысячи экспертов. Их работу координировали Высшая школа экономики и Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, которые стали главными площадками проведения экспертных слушаний, семинаров и дискуссий. Была организована 21 экспертная группа по различным аспектам социальной и экономической политики, основная работа в группах проходила в течение 2011 года, но отдельные положения стратегии корректировались экспертами и в 2012 году. Одновременно проводились социологические исследования, целью которых было выяснить отношение различных слоев общества к предложениям стратегии.

В этом же году начал свою работу Наблюдательный совет Высшей школы экономики как автономного учреждения. Его возглавил вице-премьер РФ Александр Жуков, а заместителем председателя Наблюдательного совета стал президент, председатель правления Сбербанка России Герман Греф. В 2014 году состав Наблюдательного совета был обновлен и его возглавил первый заместитель Руководителя Администрации Президента РФ Вячеслав Володин.

В 2012 году впервые НИУ ВШЭ вошел в топ 500–550 рейтинга лучших университетов мира QS World University Rankings, который оценивает вузы по следующим показателям: исследовательская деятельность, мнение работодателей, преподавание и интернационализация.

Традиции

День Вышки

Приуроченный к 20-летию Вышки в 2012 году этот праздник впервые объединил и День первокурсника, и встречу выпускников, и дни открытых дверей различных факультетов ВШЭ. А поскольку все мероприятие проводилось на открытом воздухе в Парке Горького, День Вышки стал по-настоящему городским праздником, открытым для всех.

В 2013 году Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» вошел в число 15 победителей конкурсного отбора вузов — участников Проекта 5-100, ключевым результатом которого должно стать появление в России к 2020-му году современных университетов-лидеров с эффективной структурой управления и международной академической репутацией, способных задавать тенденции развития мирового высшего образования.

В этом же году Высшая школа экономики начала свое сотрудничество с международной образовательной платформой Coursera. За год на курсы ВШЭ в общей сложности было записано более 350 000 человек из 190 различных стран, таких как Россия, Индия, Китай, Великобритания, США, Бразилия, Германия, Казахстан, Украина и др.

Традиции

Выпускной

Самая молодая из традиций Вышки, выпускников которой становится все больше и больше. Чтобы собрать вместе всех выпускников 2013 года, понадобилась одна из самых больших площадок в Москве — «Лужники».

В сентябре 2013 года в составе Университета появился Лицей, который стал первым в Москве учебным заведением, работающем по новому образовательному стандарту. Главный принцип лицея — «сотрудничество и взаимоуважение, независимо от возраста и статуса». Ребятам дают свободу выбора, их учат не бояться ошибаться, принимать решения и нести за них ответственность. Лицеисты сами определяют свою образовательную траекторию: составляют учебные планы и выбирают, какой предмет хотят изучать. Есть обязательные предметы, такие как русский или математика, но можно выбрать уровень изучения: базовый или профильный.

В марте 2014 года в университете при участии компании «Яндекс» был создан новый факультет — факультет компьютерных наук, который объединил отделения программной инженерии и прикладной математики и информатики, а также базовую кафедру Яндекса.

Также 2014 году состоялась одна из главных внутренних реформ университета — формирование мегафакультетов, ответственных за реализацию образовательных программ. Основными причинами для этой реформы стала необходимость оптимизации управления, передачи крупным подразделениям части ресурсов и полномочий из центрального бюджета, а также преодоление так называемой департаментализации — окукливания разных дисциплин в рамках неких структур, взаимодействие между которыми оказывается минимальным или недостаточным. В результате к началу 2015 года из 28 факультетов и отделений в московском кампусе университета было образовано 11 мегафакультетов.

В 2015 году НИУ ВШЭ вошел в группу «51–100» рейтинга QS по направлению development studies (исследования социального развития). В этой категории рейтинга Высшая школа экономики стала единственным российским университетом. Также ВШЭ оказалась единственным российским вузом, который попал в рейтинг по таким предметным группам, как «экономика и эконометрика» и «социология» (группа 151–200). Четвертым направлением рейтинга, в который попала Высшая школа экономики, стала философия (группа 151–200).

1 сентября 2015 года открылся доступ к первым онлайн-курсам Высшей школы экономики, размещенным на российской «Национальной платформе открытого образования».

На общеуниверситетские факультативы, набор на которые традиционно проходит в сентябре, в 2015 году поступило около 35 тысяч заявок от 13 тысяч потенциальных слушателей.

В декабре 2015 года в университете проведена реформа студенческого самоуправления. В НИУ ВШЭ появился единый Студсовет и уполномоченный по правам студентов.

По итогам 2015 — 2016 учебного года деятельность бизнес-инкубатора НИУ ВШЭ получила самые высокие оценки, как в России, так и в мире. Фонд развития интернет-инициатив признал его «Инкубатором года» в России. По версии международной организации UBI Global он занял 14 место в рейтинге лучших университетских бизнес-инкубаторов мира (и 7 место в рейтинге лучших университетских бизнес-инкубаторов Европы), став единственным представителем от России в мировом топ-25.

В 2016 году структуре управления университетом появляется новая должность — вице-президент, в зоне ответственности которого — стратегия развития инновационной экосистемы НИУ ВШЭ, выстраивание взаимоотношений с технологическим бизнесом, а также формирование механизмов обратной связи с работодателями для корректировки требований к компетенциям выпускников университета. В июне 2016 года вице-президентом университета стал Игорь Агамирзян, ранее занимавший должность генерального директора и председателя правления ОАО «РВК».

Университет впервые входит в рейтинг Times Higher Education, сразу в группу 401–500 (среди 980 вузов мира), занимая при этом 4 место среди российских вузов. В отраслевом рейтинге THE Высшая школа экономики также появляется впервые, причем попадает в ТОП-100 лучших вузов мира по направлению «Бизнес и экономика», став единственным российским университетом в этой отрасли. В рейтинге QS Высшая школа экономики поднялась на 90 позиций, переместившись в группу 411–420.

В сентябре 2016 года количество слушателей, которые записались на онлайн-курсы НИУ ВШЭ на Coursera и «Национальной платформе открытого образования» перешагнуло отметку в 1 миллион.

Лицей Высшей школы экономики входит в ТОП-10 лучших школ страны, занимая первое место среди российских школ социально-гуманитарного и социально-экономического профиля и второе — среди школ филологического профиля. В рейтинге лучших школ города Москвы лицей НИУ ВШЭ на втором месте.

В октябре 2016 года в университете создан факультет физики. В создании факультета принимают участие ведущие институты РАН — Институт теоретической физики им. Л.Д. Ландау, Институт физических проблем им. П.Л. Капицы, Институт физики твердого тела, Институт общей физики им. А.М. Прохорова, Институт спектроскопии, Институт космических исследований.