• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

История Вышки

Проект
«Год в истории»

Инфографика
«Вышка: 1992-2016»

«Вышка быстро создала себе хорошую репутацию, потому что готовила сильных студентов»

Воспоминания первых профессоров в юбилейном проекте «Наука в Вышке: и для школы, и для жизни»

Летопись

  • 1992-1999
  • 2000-2009
  • 2010-настоящее время

Идея Школы родилась на рубеже 1980–1990 гг., когда стало ясно, что существовавшая система экономического образования в стране не соответствует требованиям новой политической и экономической ситуации. Тогда группа преподавателей экономического факультета МГУ — Евгений ЯсинЯрослав КузьминовРевольд ЭнтовОлег АнаньинРустем Нуреев — после нескольких попыток внедрить основы «нормальной» экономической теории в учебные планы действующих вузов осознали необходимость построить новую экономическую школу, которая с самого начала основывалась бы на принципах мировой экономической науки. Это значило — предоставить студентам инструментарий для анализа и прогнозирования реальных процессов, научить их работать со статистикой и экономическими моделями, дать им общий язык с мировым сообществом профессионалов-экономистов.

Первой реальной попыткой создать Школу можно считать альтернативные кафедры экономической теории, организованные в МФТИ (1989–1990) и на физическом, историческом факультетах МГУ (1990–1991). Студенты могли выбирать между курсами, которые вели молодые преподаватели, вчерашние выпускники экономфака, и традиционной политической экономией. Школу этих кафедр прошли многие из тех, кто потом составил костяк ВШЭ. Там же отрабатывалась методика преподавания экономической теории в стране с переходной экономикой. Начало нового дела облегчила поддержка Фонда Сороса, предоставившего в 1989 г. годичный грант.

В 1991 г. Е. Ясиным и Я. Кузьминовым при очень активной помощи Л. Абалкина и Е. Гайдара начала «пробиваться» концепция нового государственного вуза. Первоначально он мыслился при Отделении экономики Российской Академии наук. Тогда же проект поддержки школы был предложен Комиссии Европейского Союза, грант которой дал возможность заложить основы института, соответствующего мировым стандартам экономического образования.

Высшая школа экономики была создана Постановлением Правительства России 27 ноября 1992 г. первоначально как центр подготовки магистров.


Постановление
о создании Высшей школы
экономики

Приказ об утверждении
А.Н.Шохина президентом
ВШЭ

Приказ об утверждении
Я.И.Кузьминова ректором
ВШЭ

Стартовый период был отмечен интенсивным «обучением учителей»: Р. Энтов читал всему коллективу преподавателей — в основном бывших сотрудников академических институтов и МГУ — курс узловых проблем экономической теории, а Г. Канторович обновлял их знания математики. Начиная с 1993 г. преподаватели ВШЭ регулярно стажируются в ведущих европейских университетах.

Принцип Школы с первого дня ее существования — сочетание строгой, даже жестокой подготовки с обсуждением и решением животрепещущих проблем российской экономики. Профессорами ВШЭ стали ведущие экономисты, работавшие в Правительстве — Е. ЯсинА. Шохин, С. Васильев, Я. УринсонВ. КоссовЕ. ГавриленковМ. Копейкин, В. Баранов.

С 1995 г. ВШЭ стала превращаться в университет, где наряду с экономистами готовят социологов, управленцев и юристов. Вокруг пришедших в Школу О. ШкаратанаЛ. ИонинаС. Филоновича и других ведущих преподавателей стали формироваться эффективные научно-педагогические коллективы.

В это же время создается система научных центров ВШЭ, ориентированных на прикладные исследования по заказам Минэкономики, Центробанка, Минобрнауки, коммерческих предприятий и банков.

К этому времени можно сказать, что сформировались, устоялись принципы Школы: опора на требования мировой экономической и социальной науки; междисциплинарное взаимодействие (экономисты получают юридическое образование, и наоборот); непосредственная связь преподавания с практикой реформ, с результатами прикладных исследований; просветительская миссия в образовательном сообществе России, в ее регионах.

Политическая деятельность в Школе запрещена. Педагоги имеют право делать любые выводы, отстаивать социалистические, кейнсианские или либеральные принципы, если их аргументы основаны на современном теоретическом анализе факторов.

В 1996 году у Высшей школы экономики появился первый региональный кампус в Нижнем Новгороде. В следующем году кампусы Школы открылись в Санкт-Петербурге и Перми.

Традиции

Ворона

Ворона уже много лет считается символом Высшей школы экономики. Ее придумала художник Анна Аренштейн, в 1996 году иллюстрировавшая новый информационный буклет о Вышке. Теперь ворону можно встретить на любой сувенирной продукции ВШЭ, она также стала символом ежегодных наград университета.

В 1997 году университет стал одним из первых российских вузов, успешно внедривших на российской почве (за несколько лет до начала Болонского процесса) так называемую «программу двух дипломов». Высшая школа экономики и один из лидеров экономического образования в мире — Лондонская школа экономики (ЛШЭ) создали Международный институт экономики и финансов (МИЭФ). Создание бакалавриата и магистратуры МИЭФ международного уровня стало возможным благодаря финансовой поддержке, которую оказали крупнейшие банки, компании и финансовые институты: ВТБ24, Внешторгбанк, Сбербанк. Обучение на программах с первого курса стало вестись на английском языке, а выпускники получают сразу два диплома.

В 2000 году у университета появился свой Издательский дом, который стал специализироваться на выпуске научной, учебной и справочной литературы по профильным дисциплинам университета: экономика, менеджмент, социология, политология, психология, право и другим. На настоящий момент Издательским домом ВШЭ выпущено более 1500 изданий, из них — 100 переводных. Серия «Учебники Высшей школы экономики», основанная в 2003 году насчитывает более 50 наименований книг совокупным тиражом свыше 170 тыс. экземпляров.

В том же году состоялась первая Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества, с тех пор ставшая наиболее заметным академическим событием в стране. Ежегодно в ней, помимо исследователей из России и из-за рубежа, участвуют руководители Правительства РФ и Администрации Президента России, Всемирного банка, Международного валютного фонда, Организации экономического сотрудничества и развития, главы крупнейших российских и иностранных компаний.

Традиции

Золотая Вышка

Церемония вручения главной университетской премии проходит с 2001 года. Количество и название номинаций за это время менялись, но приз неизменно вручается лучшему преподавателю, лучшему исследователю, лучшим выпускникам и людям, внесшим наиболее значительный вклад в развитие университета. Лауреаты премии определяются по результатам голосования и получают статуэтку золотой вороны.

Чугунное яйцо

В 2004 году свою ежегодную премию учредили студенты Вышки. Вот так был дан ответ на извечный вопрос: что было раньше — птица или яйцо? «Чугунным яйцом» отмечаются лучшие студенческие проекты и достижения в разных направлениях — от спорта до благотворительности.

В 2008 году у университета появилась долгосрочная программа развития до 2020 года, целью которой стало создание на базе ВШЭ передового научно-образовательного, аналитического, консалтингового и проектного центра мирового класса в области социально-экономических наук, осуществляющего значительный практический вклад в инновационное развитие и глобальную конкурентоспособность России. Был создан также Наблюдательный совет Программы, который создан в целях общественной экспертизы и контроля над ходом и эффективностью ее реализации. В состав Совета вошли представители органов государственной власти, экспертного сообщества, компаний-работодателей, деловых ассоциаций, средств массовой информации, общественности.

В 2009 году Высшая школа экономики стала единственным в стране национальным исследовательским университетом социально-гуманитарного профиля, а в следующем году получила статус автономного образовательного учреждения и новое название — Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ). Был создан Международный экспертный совет, который возглавил лауреат Нобелевской премии по экономике Эрик Маскин.

В конце 2010-го — начале 2011 года в Высшей школе экономики начали работу международные научные лаборатории, совместное руководство которыми осуществляют известные зарубежные исследователи и ведущие ученые университета. Это стало частью стратегии развития университета по созданию и развитию научного, преподавательского и кадрового потенциала.

В 2011 году распоряжением Правительства РФ к Высшей школе экономики были присоединены Московский государственный институт электроники и математики (МИЭМ), Учебный центр подготовки руководителей и Государственная академия специалистов инвестиционной сферы.

В 2011 году началась работа над созданием Концепции социально-экономического развития России до 2020 года. Стратегию 2020 по заказу Правительства РФ готовили более тысячи экспертов. Их работу координировали Высшая школа экономики и Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, которые стали главными площадками проведения экспертных слушаний, семинаров и дискуссий. Была организована 21 экспертная группа по различным аспектам социальной и экономической политики, основная работа в группах проходила в течение 2011 года, но отдельные положения стратегии корректировались экспертами и в 2012 году. Одновременно проводились социологические исследования, целью которых было выяснить отношение различных слоев общества к предложениям стратегии.

В этом же году начал свою работу Наблюдательный совет Высшей школы экономики как автономного учреждения. Его возглавил вице-премьер РФ Александр Жуков, а заместителем председателя Наблюдательного совета стал президент, председатель правления Сбербанка России Герман Греф. В 2014 году состав Наблюдательного совета был обновлен и его возглавил первый заместитель Руководителя Администрации Президента РФ Вячеслав Володин.

В 2012 году впервые НИУ ВШЭ вошел в топ 500–550 рейтинга лучших университетов мира QS World University Rankings, который оценивает вузы по следующим показателям: исследовательская деятельность, мнение работодателей, преподавание и интернационализация.

Традиции

День Вышки

Приуроченный к 20-летию Вышки в 2012 году этот праздник впервые объединил и День первокурсника, и встречу выпускников, и дни открытых дверей различных факультетов ВШЭ. А поскольку все мероприятие проводилось на открытом воздухе в Парке Горького, День Вышки стал по-настоящему городским праздником, открытым для всех.

В 2013 году Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» вошел в число 15 победителей конкурсного отбора вузов — участников Проекта 5-100, ключевым результатом которого должно стать появление в России к 2020-му году современных университетов-лидеров с эффективной структурой управления и международной академической репутацией, способных задавать тенденции развития мирового высшего образования.

В этом же году Высшая школа экономики начала свое сотрудничество с международной образовательной платформой Coursera. За год на курсы ВШЭ в общей сложности было записано более 350 000 человек из 190 различных стран, таких как Россия, Индия, Китай, Великобритания, США, Бразилия, Германия, Казахстан, Украина и др.

Традиции

Выпускной

Самая молодая из традиций Вышки, выпускников которой становится все больше и больше. Чтобы собрать вместе всех выпускников 2013 года, понадобилась одна из самых больших площадок в Москве — «Лужники».

В сентябре 2013 года в составе Университета появился Лицей, который стал первым в Москве учебным заведением, работающем по новому образовательному стандарту. Главный принцип лицея — «сотрудничество и взаимоуважение, независимо от возраста и статуса». Ребятам дают свободу выбора, их учат не бояться ошибаться, принимать решения и нести за них ответственность. Лицеисты сами определяют свою образовательную траекторию: составляют учебные планы и выбирают, какой предмет хотят изучать. Есть обязательные предметы, такие как русский или математика, но можно выбрать уровень изучения: базовый или профильный.

В марте 2014 года в университете при участии компании «Яндекс» был создан новый факультет — факультет компьютерных наук, который объединил отделения программной инженерии и прикладной математики и информатики, а также базовую кафедру Яндекса.

Также 2014 году состоялась одна из главных внутренних реформ университета — формирование мегафакультетов, ответственных за реализацию образовательных программ. Основными причинами для этой реформы стала необходимость оптимизации управления, передачи крупным подразделениям части ресурсов и полномочий из центрального бюджета, а также преодоление так называемой департаментализации — окукливания разных дисциплин в рамках неких структур, взаимодействие между которыми оказывается минимальным или недостаточным. В результате к началу 2015 года из 28 факультетов и отделений в московском кампусе университета было образовано 11 мегафакультетов.

В 2015 году НИУ ВШЭ вошел в группу «51–100» рейтинга QS по направлению development studies (исследования социального развития). В этой категории рейтинга Высшая школа экономики стала единственным российским университетом. Также ВШЭ оказалась единственным российским вузом, который попал в рейтинг по таким предметным группам, как «экономика и эконометрика» и «социология» (группа 151–200). Четвертым направлением рейтинга, в который попала Высшая школа экономики, стала философия (группа 151–200).

1 сентября 2015 года открылся доступ к первым онлайн-курсам Высшей школы экономики, размещенным на российской «Национальной платформе открытого образования».

На общеуниверситетские факультативы, набор на которые традиционно проходит в сентябре, в 2015 году поступило около 35 тысяч заявок от 13 тысяч потенциальных слушателей.

В декабре 2015 года в университете проведена реформа студенческого самоуправления. В НИУ ВШЭ появился единый Студсовет и уполномоченный по правам студентов.

По итогам 2015 — 2016 учебного года деятельность бизнес-инкубатора НИУ ВШЭ получила самые высокие оценки, как в России, так и в мире. Фонд развития интернет-инициатив признал его «Инкубатором года» в России. По версии международной организации UBI Global он занял 14 место в рейтинге лучших университетских бизнес-инкубаторов мира (и 7 место в рейтинге лучших университетских бизнес-инкубаторов Европы), став единственным представителем от России в мировом топ-25.

В 2016 году структуре управления университетом появляется новая должность — вице-президент, в зоне ответственности которого — стратегия развития инновационной экосистемы НИУ ВШЭ, выстраивание взаимоотношений с технологическим бизнесом, а также формирование механизмов обратной связи с работодателями для корректировки требований к компетенциям выпускников университета. В июне 2016 года вице-президентом университета стал Игорь Агамирзян, ранее занимавший должность генерального директора и председателя правления ОАО «РВК».

Университет впервые входит в рейтинг Times Higher Education, сразу в группу 401–500 (среди 980 вузов мира), занимая при этом 4 место среди российских вузов. В отраслевом рейтинге THE Высшая школа экономики также появляется впервые, причем попадает в ТОП-100 лучших вузов мира по направлению «Бизнес и экономика», став единственным российским университетом в этой отрасли. В рейтинге QS Высшая школа экономики поднялась на 90 позиций, переместившись в группу 411–420.

В сентябре 2016 года количество слушателей, которые записались на онлайн-курсы НИУ ВШЭ на Coursera и «Национальной платформе открытого образования» перешагнуло отметку в 1 миллион.

Лицей Высшей школы экономики входит в ТОП-10 лучших школ страны, занимая первое место среди российских школ социально-гуманитарного и социально-экономического профиля и второе — среди школ филологического профиля. В рейтинге лучших школ города Москвы лицей НИУ ВШЭ на втором месте.

В октябре 2016 года в университете создан факультет физики. В создании факультета принимают участие ведущие институты РАН — Институт теоретической физики им. Л.Д. Ландау, Институт физических проблем им. П.Л. Капицы, Институт физики твердого тела, Институт общей физики им. А.М. Прохорова, Институт спектроскопии, Институт космических исследований.