• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Правильные принципы построения бизнеса

До 23 марта продлен прием заявок на Конкурс бизнес-проектов HSE{10K} 2012 года. Об условиях участия в конкурсе, его специфике и перспективах рассказывает руководитель отдела образовательных программ Бизнес-инкубатора ВШЭ Наталия Федотова.

Наталия Федотова
Наталия Федотова
— Наталия, как родилась идея проведения конкурса, в чем его миссия, и что значит его название — HSE {10 K}?

— Начиная свою деятельность по поддержке предпринимательских идей студентов Вышки, мы во многом ориентировались на опыт Массачусетского технологического университета, где двадцать пять  лет назад впервые был организован большой конкурс бизнес-проектов с главным призом — 100 тысяч долларов, отсюда и название {100K}. Кстати, с 1989 года действует сам конкурс, а инкубатор у них был создан раньше. До сих пор этот конкурс является центральным событием для тех, кто занимается предпринимательством во всех вузах восточного побережья США. По аналогии с ним в 2006 году мы провели первый конкурс студенческих бизнес-проектов — HSE{5K}, в котором приняли участие только проекты студентов ВШЭ, (тогда приз был равен 5 тысячам долларов, сейчас это — 10 тысяч долларов). Но уже через три года мы поняли, что необходимо расширяться и привлекать другие вузы к сотрудничеству, сначала это были московские вузы, затем — российские. В прошлом году мы уже привлекли около 150 проектов со всей России, при этом больше половины заявок поступило из регионов, начиная от Калининграда и заканчивая Владивостоком.

— Каковы условия участия в конкурсе? Кто может принять в нем участие?

— В конкурсе может принять участие любая команда, представляющая российский университет. Кроме того, в конкурсе могут принять участие команды из Украины, Белоруссии, Казахстана. Речь идет не только о студентах, в состав команд могут входить и аспиранты, и профессора. У нас нет ограничений по возрасту или по специальностям. Очень часто на конкурс подаются «смешанные» проекты, в которых принимают участие представители разных вузов. Основное требование такое: это должен быть бизнес-проект (мы не рассматриваем некоммерческие проекты и просто научные разработки), — бизнес-проект, обладающий инновационном потенциалом в самом широком смысле слова. В этом году заявки принимаются до 23 марта.

— Исходя из опыта предыдущих лет, какие проекты имеют больше шансов на победу в конкурсе?

— Чаще побеждают проекты, у которых уже есть прототипы либо первые тестирования услуги или продукта. Такие проекты лучше «понимают» рынок, и их заявки оказываются сильнее по всем тем пунктам, которые должны быть в бизнес-проекте — инновационность, потенциал рынка, жизнеспособность идеи, хорошая команда. Победителями становятся наиболее сбалансированные по составу команды. Если в команду входят хотя бы три человека с разными компетенциями — разработчик, маркетолог, финансист, — то у нее значительно больше шансов на победу и в целом на то, чтобы превратить проект в рабочий бизнес и выйти на рынок. Инновационный бизнес-проект — это не просто техническая разработка, к любой разработке или технологии обязательно прилагается бизнес-составляющая, и зачастую эту составляющую делают студенты и выпускники Вышки.

— Помимо главного приза, какие еще возможности дает участие в конкурсе?

— Конкурс стал центральным событием по сбору и поддержке стартапов, он дает возможность талантливым и активным людям со всей России получить экспертную оценку, поддержку, рекомендации, инвестиции для своих проектов. Даже те участники, кто не проходит в финальные этапы, обязательно получают от экспертов письменные комментарии и рекомендации по проекту. Конкурс помогает стартовать, попробовать себя в первом бизнесе, а потом из таких людей вырастают настоящие предприниматели.

— У вас есть примеры подобных стартов? Вы можете рассказать о ком-либо из победителей или участников предыдущих конкурсов?

— В 2007 году призером конкурса был проект «Клуб носителей языка», основанный тогда студентом третьего курса факультета экономики ВШЭ Айнуром Абдулнасыровым. Через два года он продал этот бизнес, уехал в Таиланд, где разрабатывал техническую систему для нового бизнеса. Вернувшись в Россию, он запустил новый проект «Lingualeo», получил инвестиции от бизнес-ангела, и сейчас это компания со штатом сотрудников 30-40 человек. А начиналось все со студенческого проекта…

Еще один пример — компания TimePad, они были финалистами конкурса 2009 года. Ребята написали маленький скрипт регистрационной формы, который можно было встроить на любой сайт, а данные регистрации собирались в единый эксель файл. Теперь это целый сервис по организации мероприятий — билеты, промо-блоки, регистрации, на этой системе Вышка осуществляла в прошлом году регистрацию на Апрельскую конференцию. А в этом году компанию купила Афиша-Рамблер, неделю назад были подписаны все документы, и теперь Таймпэд является частью объединенной компании «Афиши» и «Рамблера».

— На ваш взгляд, что собой представляет современное поколение молодых предпринимателей?

— Как мне кажется, современное поколение молодых людей, занимающихся бизнесом, отличает уверенность в том, что в России можно вести абсолютно белый бизнес. Причем можно не просто зарабатывать деньги, но и заниматься при этом интересным делом. И Вышка внесла значительный вклад в формирование этой установки, прививая студентам на факультативах, на мастер-классах правильные принципы построения бизнеса. К концу обучения они действительно понимают, что предпринимательство — это отличная альтернатива работе в той же «Большой четверке». Поэтому, несмотря на то, что выпускники Вышки могут получить работу в крупных консалтинговых компаниях на достаточно приличных позициях, многие из них этого не делают, а открывают собственный бизнес.

 

Людмила Мезенцева, Новостная служба портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Студенты факультета бизнеса и менеджмента провели осеннюю школу для старшеклассников

2-7 ноября в Учебном центре ВШЭ «Вороново» прошла первая осенняя школа бизнес-проектов факультета бизнеса и менеджмента. В ней приняли участие старшеклассники из различных регионов России и стран СНГ.

Изобрести за 48 часов

Кардиомайка, кибер-копилка, летающая рекламная платформа и другие неожиданные изобретения стали результатом второго хакатона FabLab Weekend, который проводил Центр прототипирования НИУ ВШЭ. У участников было всего 48 часов на то, чтобы создать прототип технологичного и полезного продукта, готового к выходу на рынок. 22 сентября состоялась итоговая презентация, на которой стали известны имена победителей.

25 000

студентов и начинающих предпринимателей прошли обучение в бизнес-инкубаторе Вышки за последние пять лет.

Деньги, которые до рынка доведут

До 24 марта принимаются заявки на участие в пятом открытом конкурсе Фонда поддержки инновационного предпринимательства ВШЭ. Кто может участвовать в соревновании? Какие бизнес-проекты имеют наибольшие шансы на поддержку фонда? Что дает участие в конкурсе и победа в нем?

Как и зачем начинать свое дело

Илья Мутовин — выпускник факультета менеджмента ВШЭ. Учился в Великобритании, работал в компании «Strategy Partners» и медиахолдинге «ПрофМедиа». В конце 2011 года создал свой бизнес — интернет-сервис Zoon.ru, который уже привлек инвестиции в 15 миллионов долларов.

HSE{13K}: победители конкурса бизнес-проектов

29 мая определились победители финала ежегодного конкурса бизнес-проектов HSE{13K}. Публикуем мнения организаторов и участников финала.

Летняя школа HSE{Sun} – 2012

В Подмосковье прошла Летняя школа HSE{Sun}, организованная Бизнес-инкубатором НИУ ВШЭ.

Университет как центр науки и бизнес-инноваций

На недавно проведенном в ВШЭ совещании по проблемам развития прикладных научных исследований и инновационной инфраструктуры Высшей школы экономики были рассмотрены проблемы развития университета как исследовательского центра. Комментарий первого проректора ВШЭ Леонида Гохберга.

Важное звено инновационной инфраструктуры

Недавно Инновационный центр Высшей школы экономики был официально зарегистрирован межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы Москвы. Об основных задачах и перспективах работы рассказывает генеральный директор Центра Сергей Обрезанов.

Летняя школа «StartUp Network»

Бизнес-инкубатор Высшей школы экономики провел Летнюю школу по развитию и поддержке предпринимательства.