• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Российским школам не хватает финского акцента

Школьная архитектура и школьная дидактика взаимосвязаны: особенности организации учебного процесса во многом определяются планировкой здания школы. Возможности использования финского опыта школьного дизайна в России обсуждали 12 ноября участники традиционного семинара Института образования ВШЭ.

Тезис о взаимосвязи школьной дидактики и архитектуры подтверждается примерами советской эпохи. В 1920-е годы, когда в системе образования проводились всевозможные педагогические эксперименты, в моде были здания, созданные по индивидуальным проектам. Самый яркий пример — школа, внешне напоминающая серп и молот. Из классов исчезали парты и стулья. Но в 1930-е годы здания становятся одинаковыми. Их особенность — пустые коридоры, где можно бегать, переходить из класса в класс, но нельзя ни читать, ни играть, не беседовать в тишине. Мебель в классах расставлена так, чтобы школьники концентрировали внимание на учителе, стоящем у доски или сидящем за столом. Пространство класса становится иерархически организованным: учитель-лектор вещает с кафедры, ученики внимают.

Современная школа, которая должна развивать у детей творческие способности, формировать креативность, умение работать в команде, требует иной организации пространства. Примеры могут дать страны, лидирующие в международных сравнительных исследованиях качества образования, в первую очередь Финляндия. Там в школах предпочитают легко передвигаемую мебель и мобильные конструкции, в пространствах между классами можно играть и читать. Есть зоны отдыха, где дети и учителя могут побыть в тишине. У каждого ученика обязательно есть индивидуальный шкафчик для хранения вещей.

Современная школа, которая должна развивать у детей творческие способности, формировать креативность, умение работать в команде, требует иной организации пространства. Примеры могут дать страны, лидирующие в международных сравнительных исследованиях качества образования, в первую очередь Финляндия.

Необходимость изменения подходов к проектированию школьных зданий в России сомнений не вызывает: один из разделов национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», подписанной президентом Дмитрием Медведевым в феврале 2010 года, так и назывался — «Изменение школьной инфраструктуры». В документе отмечается, что «облик школ должен значительно измениться. С помощью архитектурного конкурса будут выбраны новые проекты строительства и реконструкции школьных зданий, которые начнут использоваться повсеместно с 2011 года: нужно сконструировать «умное», современное здание… Другое требование — внедрять современные дизайнерские решения, обеспечивающие комфортную школьную среду. Архитектура школьного пространства должна позволять эффективно организовывать проектную деятельность, занятия в малых группах, самые разные формы работы с детьми».

И хотя на сегодняшний день далеко не все российские дети учатся в современных условиях, некоторые изменения имеются — практически в каждом регионе есть «умные» школьные здания. В Москве наиболее известны школа «Синяя птица» (район Бутово) и строящаяся школа «Сколково» — их представители, архитектор Юлия Богаевская, автор проекта здания «Синей птицы», и Елена Булин-Соколова, руководитель управления Фонда «Сколково» по созданию комплекса для детей, приняли участие в семинаре.

Однако в центре внимания участников семинара был доклад Марии Вейц, соучредителя Творческого объединения кураторов «ТОК» (это объединение архитекторов, получившее известность организацией в одном из спальных районов Санкт-Петербурга выставки под открытым небом «Критическая масса»). Мария Вейц рассказала о проекте изменения дизайна одной из типовых школ Санкт-Петербурга по лекалам финских и скандинавских архитекторов. Ведь типовые школьные здания, построенные в советские годы, с точки зрения организации пространства, пока остаются в 1930-х годах. Творческое объединение кураторов «ТОК» предприняло попытку создать современную среду в типовом школьном здании — на эксперимент согласилась санкт-петербургская школа № 53. На средства скандинавских благотворительных фондов были приглашены дизайнеры из Финляндии.

Остается открытым вопрос: удастся ли реализовать этот проект так, чтобы получившееся в итоге школьное здание соответствовало действующим СанПиНам (санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам)?

Одна из идей скандинавского школьного дизайна заключается в том, что принимать участие в организации пространства школы должны все те, кто там будет учить и учиться. Поэтому сначала был проведен опрос школьников, учителей и родителей. Их требования оказались просты: создать места, где можно тихо посидеть и почитать, и места, где можно играть. Поставить индивидуальные запирающиеся шкафчики для детей и учителей. Дизайнеры разработали проект, позволяющий изменить пространство типовой школы, не трогая несущих стен и прочих основополагающих конструкций. Оказалось, это несложно.

Однако остается открытым вопрос: удастся ли реализовать этот проект так, чтобы получившееся в итоге школьное здание соответствовало действующим СанПиНам (санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам)? По оценке участников семинара, это главное препятствие на пути реализации этого и других современных проектов. СанПиНы не дают возможности реализовать многие идеи организации образовательного пространства. Вопрос об их пересмотре неоднократно понимался при обсуждении и закона «Об образовании в РФ», и новых образовательных стандартов, но пока изменений не наблюдается.

Екатерина Рылько, специально для новостной службы портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Реконструкция, реновация, реставрация: Ре-Школа набирает слушателей на программу повышения квалификации

Ре-Школа – международный образовательный проект, созданный Высшей школой урбанистики им. А.А.Высоковского НИУ ВШЭ, французской реставрационной школой L'ecole de Chaillot и архитектурным бюро «Рождественка». Рассказываем, какие актуальные знания и навыки можно получить в Ре-Школе.

Архитектура Северной Африки: от европейской колонизации до независимости

Церкви из бетона, самые высокие в мире минареты, современные здания с историческими мотивами — о тенденциях в архитектуре стран Северной Африки  рассказал доцент НИУ ВШЭ Лев Масиель Санчес на лекции в рамках проекта «Университет, открытый городу: лекционные четверги в музеях Москвы». Лекция прошла в институте «Стрелка».

«Я верю, что мы живем в мире городов, а не стран»

Последние четыре года архитектор и сооснователь IAAC (Каталонского института передовой архитектуры) Висенте Гуайарт проработал главным архитектором Барселоны. Этим летом Гуайарт с ознакомительным визитом посетил Москву и Казань, а с нового учебного года планирует открыть в Высшей школе урбанистики собственную лабораторию.

57%

российских семей не имеют возможности выбирать, в какую школу отдать учиться своего ребенка. При этом за последние годы ситуация ухудшилась:  пять лет назад выбора не было только у 51% семей. Чаще всего альтернативы лишены жители сёл, семьи с низким достатком, а также семьи, в которых дети плохо учатся.

«Мы должны обсуждать не только топ-100 школ, но и тех, кто оказался в сложном положении»

Опубликован ежегодный рейтинг московских школ. Ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов принял участие в обсуждении его итогов.

В кампусе ВШЭ на Васильевском острове отреставрирована композиция «Всевидящее око»

Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга утвердил реконструкцию композиции «Всевидящее око», обнаруженной на фронтонах помещения, служившего до 1917 года домовой церковью в Патриотическом институте. Сейчас здание входит в состав петербургского кампуса ВШЭ.

Сельские школьники стремятся в город не только в России

Татьяна Абанкина, директор Центра прикладных экономических исследований и разработок Института образования ВШЭ, рассказывает о сборнике статей, в которых представлены результаты международного сравнительного исследования карьерных предпочтений сельских школьников России, Китая и Казахстана.

Каков портрет «типичного» школьного директора?

Кто и как управляет российскими школами? Ответ на этот вопрос должен дать исследовательский проект Центра развития лидерства в образовании Института образования ВШЭ, стартующий в этом году.

ВШЭ представила Университет детей

Чтобы узнать, сколько воды умещается в клюве пеликана или как библиотеки могут сладить с пробками на дорогах, нужно посещать «Университет детей» — этот научно-просветительский проект Политехнического музея при стратегическом партнерстве ВШЭ был представлен в Вышке 15 сентября.

ФОМ и ВШЭ: награждение в рамках исследования

В конце мая Институт образования ВШЭ и Фонд «Общественное мнение» провели награждение участников конкурса «Какие бывают девятиклассники?», организованного в рамках лонгитюдного исследования по изучению жизненных траекторий московских школьников.