• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

У школ Распределенного лицея ВШЭ разные программы, но общие цели

27 апреля в Высшей школе экономики директора московских школ обсудили перспективы развития Распределенного лицея. Каждая школа, участвующая в этом проекте, сохранит самостоятельность, но будет руководствоваться основными принципами работы лицея ВШЭ.

Распределенный лицей — проект, в рамках которого старшие классы некоторых московских школ сотрудничают с лицеем ВШЭ, — стартовал в 2014 году. Первоначально в нем участвовали 16 школ, сейчас их число увеличивается. При этом облик проекта формируется в ходе работы — как подчеркнул проректор ВШЭ Вячеслав Башев, на некоторые вопросы о формате сотрудничества еще не даны окончательные ответы: ведь «значимость и сложность работы по ходу дела возрастают».

Чтобы совместно определить, как будет работать Распределенный лицей в ближайшей перспективе, в середине апреля была проведена встреча координаторов проекта от школ (как правило, это завучи, курирующие учебно-воспитательную работу в старших классах), а теперь и встреча с директорами.

По словам представителя Департамента образования Москвы Ирины Виноградовой, столичные власти рассматривают Распределенный лицей как проект по развитию профильного обучения. Однако это не просто эпизодическое сотрудничество школы и вуза, а сетевое взаимодействие, предусмотренное новым законом «Об образовании в Российской Федерации»: при реализации образовательной программы «используются ресурсы нескольких организаций». Лицей существует второй год, но его результаты уже сейчас значимы, в этом году среди лицеистов — 4 победителя и 12 призеров Всероссийской олимпиады школьников по 5 предметам, отметила Ирина Виноградова: «Мы надеемся, что каждая школа, участвующая в проекте, приблизится к результатам лицея, а кто-то даже сможет его обогнать».

Как подчеркнул Вячеслав Башев, для Вышки важно сотрудничество с сильными московскими школами, не столько демонстрирующими высокие результаты, сколько заботящимися о своем развитии, о своих перспективах. Это часть работы по созданию университетского образовательного округа ВШЭ, в который войдут 400-450 школ со всей России. Пока Распределенный лицей действует только в Москве, но в ближайшее время в проект будут вовлечены и школы из других регионов.

Ключевой вопрос, обсуждавшийся на встрече с директорами, — как будет организовано взаимодействие между лицеем ВШЭ и школами Распределенного лицея.

По словам Ирины Виноградовой, каждая школа должна взять лучшее и приемлемое для себя из образовательной программы лицея ВШЭ, создав собственную программу. Планируемые результаты образования, подходы к оцениванию, к организации проектной и исследовательской деятельности должны быть общими, считает Наталия Любомирская. Аналог — программы международного бакалавриата (IB), когда школы в разных странах разделяют общие принципы образовательного процесса и формируют свои оригинальные программы с учетом рамочных подходов.

Никто не пытается «клонировать» лицей, отметил Вячеслав Башев, стоит другая задача — создать сетевое сообщество школ, директоров, учителей, учеников разделяющих общие принципы и решающих общие задачи, обмениваясь для этого опытом, информацией, другими ресурсами. Руководитель Дирекции общего образования ВШЭ Вячеслав Лозинг назвал одну из таких задач: готовить «компетентных абитуриентов», то есть умеющих учиться, проводить исследования, выполнять проекты, управлять собой, способных создавать новое знание.

В ближайшие полтора месяца рабочая группа, состоящая из сотрудников школ Распределенного лицея, должна сформулировать основные принципы сетевого взаимодействия в рамочном документе. А 22-24 июня в учебном центре Вышки в подмосковном Вороново состоится трехдневный семинар для участников проекта. В августе, перед началом учебного года, пройдет еще одна встреча, на которой Вышка предложит перечень мероприятий на следующий учебный год для директоров, учителей и учеников Распределенного лицея.

Вам также может быть интересно:

Проект НИУ ВШЭ, группы ВЭБ.РФ и правительства Якутии позволил улучшить образовательные результаты школьников более чем на 10%

Результаты первого в России проекта социального воздействия признали успешными, опыт его реализации можно использовать в других удаленных регионах России. Целью проекта стало повышение образовательных результатов учащихся школ Хангаласского улуса Республики Саха (Якутия).

Вышка подготовила учителей математики, с которыми детям будет интересно

Состоялся первый выпуск магистерской программы «Совместная магистратура ВШЭ и ЦПМ». Эта программа готовит высококвалифицированных учителей математики, интегрируя высокий научный потенциал факультета математики НИУ ВШЭ и практический опыт работы Центра педагогического мастерства в области школьного образования.

Участники НеКонференции спроектировали школу, не похожую на самолет

27 июня в Хорошевской школе состоялась НеКонференция. Так назвали многоуровневую дискуссионную площадку: исследователи сферы образования, педагоги, управленцы и даже ученики генерировали идеи для школы будущего. Организатором и разработчиком программы НеКонференции стал Институт образования Вышки.

Новые частные школы России: «печки» разные, «кирпичики» схожие

На очередном семинаре «Актуальные исследования и разработки в области образования» Института образования НИУ ВШЭ руководители самых известных в России негосударственных школ рассказали, какими умениями и навыками будут обладать их выпускники через десять лет.

НИУ ВШЭ поможет московским школам в создании IT-классов

Университет разработает для школьников учебные модули по ведению IT-бизнеса и обучит педагогов IT-классов. Кроме того, на базе НИУ ВШЭ совместно с ведущими IT-компаниями планируется создать центр сертификации выпускников таких классов.

Влияние исследований качества образования на политику не стоит переоценивать

На семинаре, прошедшем в НИУ ВШЭ в рамках Дней Международной академии образования в Москве, профессор Университета штата Аризона Густаво Э. Фишман сравнил международные сравнительные исследования качества образования с лошадиными скачками и заявил, что они не столь значительно влияют на образовательную политику, как принято считать.

Борьба с неуспеваемостью. Как предупредить неудачи в школе

У детей из семей с низким уровнем образования и доходов выше риски плохой учебы. Но школа может их снизить. Как именно, рассказали с опорой на международный опыт эксперты Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ.

Кружок качества. Как внеклассные занятия влияют на успехи школьников

Подростки, которые ходят в студии и секции, чувствуют себя увереннее и лучше учатся в школе. Больше всего успеваемость связана с курсами иностранных языков, выяснила социолог Ксения Тенишева. Доклад об этом представлен в программе ХХ Апрельской Международной научной конференции в Высшей школе экономики.

Институт образования будет сотрудничать с глобальной школьной лабораторией

Институт образования НИУ ВШЭ заключил договор о сотрудничестве с онлайн-платформой ГлобалЛаб — сообществом учителей и учеников, выполняющих совместные исследовательские проекты в Интернете.

Дизайнерам и педагогам предстоит найти общий язык

В правильно организованном пространстве школы дети не только комфортно себя чувствуют, но и лучше учатся. О том, как этого добиться, шла речь на исследовательском семинаре «Дизайн образовательных пространств школы», который Центр развития лидерства в образовании Института образования НИУ ВШЭ провел 12–13 июля.