• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Отзыв на проект Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год


© Коллекция Essentials/ iStock

Минфин РФ подготовил проект основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов (ОНБП), который будет использован при составлении федерального бюджета на эти годы. Эксперты ВШЭ подготовили отзыв на этот документ.

Приводим основные тезисы документа. Полный текст отзыва можно найти в приложенном файле.

1. В отличие от предыдущих лет в бюджетных проектировках используются параметры целевого сценария прогноза, который предполагает реализацию комплекса мер по повышению темпов экономического роста. В рамках данного сценария рост ВВП к 2020-2021 гг. ускоряется по сравнению с 1,5-2,0% в инерционном сценарии до 3,1%, то есть выше устоявшихся темпов роста. Такой результат  может быть достигнут в случае «успешной реализации всего комплекса мер экономической политики».

2. Применительно к федеральному бюджету основным вектором бюджетной политики в 2014-2018 годах была политика бюджетной консолидации, ведущая к сокращению бюджетных расходов в неизменных ценах, а за ряд лет и в текущих ценах.

В неизменных ценах ожидаемый объем расходов в 2018 г. окажется на 16% ниже расходов 2014 года и на 6% ниже расходов 2011 года. В соответствии с проектом ОНБП, в 2019-2021 гг. расходы федерального бюджета в неизменных ценах начнут увеличиваться, но к 2021 году они выйдут всего лишь на уровень 2011 года.

3. С 2017 года федеральный бюджет исполняется в условиях нового бюджетного правила. В 2018 году это правило было модифицировано, ему был придан еще более контрциклический характер.  Применение бюджетного правила в его современной формулировке является мощным фактором сдерживания роста бюджетных расходов даже при высоких ценах на нефть, а заодно и роста экономики в целом. Его применение безусловно оправдано необходимостью достижения фискальной стабилизации и снижения зависимости от  нефтегазовых доходов,  но в современных условиях следует подумать о его смягчении с целью расширения возможностей для увеличения производительных расходов – расходов на образование, здравоохранение, инфраструктуру. Например, речь может идти  об увеличении базовой цены нефти до 45 долл. за баррель (в ценах 2017 года), что позволило бы дополнительно финансировать расходы в размере 0,7% ВВП ежегодно.

4. В ближайшие годы и в перспективе до 2050 года на экономический рост в России негативное воздействие будет оказывать сокращение трудоспособного населения.  В период до 2030 года это сокращение составит 5 млн человек. В июне 2018 года было объявлено о начале с 2019 года реформы, предполагающей поэтапное увеличение пенсионного возраста и темпов индексации пенсий для нынешних пенсионеров. В ОНБП на 2019-2021 годы бюджетные последствия принятия такого решения (в отличие, например, от налоговых изменений) описаны очень кратко. Следует отметить, что преобразования в пенсионной сфере увеличивают потребность в расходах на смягчение социальных последствий принятых решений, в том числе на здравоохранение и образование (программы переобучения).

5. Помимо предлагаемого выше смягчения бюджетного правила, источником дополнительного финансирования этих расходов могло бы стать увеличение внутренних заимствований, например путем выпуска специальных ОФЗ для населения на цели развития образования и здравоохранения. Проведенные ВШЭ опросы населения (среди практически всех доходных групп) показали высокую (и растущую) готовность граждан софинансировать образование и здравоохранение. Если в 2011 году дополнительно 2% своего дохода при таких условиях соглашался платить только каждый десятый гражданин,  то весной 2018 года — каждый второй (51%). Источник в виде специального национального займа на это цели мог бы принести до 0,5% ВВП.

6. В соответствии с проектом ОНБП снижение доли федеральных трансфертов в доходах регионов продолжится и в 2018-2021 годах. При этом эффект от предоставления регионам дополнительных доходных источников в виде повышения нормативов зачисления акцизов на крепкий алкоголь и поэтапная передача акцизов на нефтепродукты не вполне компенсируют негативное влияние сокращения трансфертов. Такие планы федерального центра в отношении регионов подчеркивают необходимость предоставления последним больших налоговых прав с целью компенсации потери доходов. Отдельно нужно подчеркнуть необходимость выделения достаточно высокой доли средств, предназначенных для передачи региональным бюджетам, в структуре дополнительных расходов федерального бюджета на реализацию целей Указа №204.

7. В структуре расходов бюджетов бюджетной системы по разделам функциональной классификации в 2019-2021 гг. объем расходов на образование продолжает оставаться крайне низким – 3,5% и даже снижается до 3,4% ВВП в 2021 году. Доля расходов на образование в  структуре федерального бюджета также сокращается с 4,1% до 3,6% в 2021 году, а не растет.

По оценкам НИУ ВШЭ, для достижения целей развития образования на ближайшие 6 лет потребуется не менее 880 млрд. дополнительных бюджетных средств, из которых на повышение глобальной конкурентоспособности системы высшего образования понадобится 375 млрд. руб. Так, чтобы решить задачу по увеличению не менее чем в два раза количества иностранных граждан, обучающихся в образовательных организациях высшего образования, которая прямо поставлена в Указе Президента №204, представляется необходимым создать и модернизировать не менее 5 университетских кампусов вузов и около 25 общежитий, что в период до 2024 года по минимальной оценке будет стоить федеральному бюджету 90 млрд. руб.

8. Расходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации не учитывают реализацию Указа № 204 и национальных проектов. В документе есть обещание, что «в процессе проработки национальных проектов с учетом перераспределения полномочий будет донастроена система межбюджетных отношений», однако вряд ли только за счет межбюджетных трансфертов удастся решить задачи Указа № 204.

Отзыв на проект Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов (далее ОНБП) (PDF, 271 Кб)

Вам также может быть интересно:

Государство в экономике

Развитие отечественной экономики сдерживают низкая конкурентоспособность ее отраслей и структура, неадекватная международным трендам. Если это не изменить, среднегодовые темпы роста ВВП вряд ли превысят 1,8% при мировом показателе 3,5%. Обеспечить прорыв способно государственное регулирование рынка. О том, каким оно должно быть и что есть на самом деле, — в аналитическом докладе НИУ ВШЭ.

Гражданин покупатель

Современный потребитель перестает действовать исключительно в личных интересах. Он становится активным гражданином, использующим рынок как площадку для выражения своей позиции. Откуда берется и как устроен политический консюмеризм — читайте на IQ.HSE.

Улучшение инвестиционной среды — реальный фактор решения текущих экономических задач

Тема рисков и вызовов, связанных с санкционными ограничениями в отношении России, очень важна для формирования ряда направлений экономической политики. Участники круглого стола, посвященного вопросам улучшения деловой среды как одного из способов реагирования на санкции, обменялись на XIX Апрельской конференции мнениями о том, как выйти на положительные темпы экономического роста в условиях внешнего давления.

Как реализовать Стратегию развития Санкт-Петербурга

Санкт-Петербургский кампус ВШЭ выиграл тендер на государственный контракт «Разработка предложений по формированию и механизмам реализации экономической политики Санкт-Петербурга на период до 2030 года». Эксперты ВШЭ предложат пути реализации стратегии.

Тренды – 2014 в макроэкономике

В предновогоднюю неделю ВШЭ рассказывает о том, какими могут быть главные тренды 2014 года в экономике, социальной сфере и культуре. Цикл материалов открывают эксперты Института «Центр развития» — предлагаем их взгляд на ситуацию в макроэкономике.

Страны с переходной экономикой отказываются от проведения реформ

12 декабря в ВШЭ прошла презентация доклада Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) «Переходный процесс: остановка в пути». Объектом исследования ЕБРР стали страны — республики бывшего СССР и государства бывшего Восточного блока.

Депутат Андрей Макаров рассказал в ВШЭ, как бюджетный кризис может стать социальным

11 декабря председатель комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров выступил с открытой лекцией перед студентами Высшей школы экономики в рамках цикла дискуссий «Весенний диалог: политики и студенты».

Бизнес ищет защиту от силовиков в объединении

«Силовое давление» на бизнес препятствует устойчивому экономическому росту. Способность и готовность бизнеса к кооперации с организациями, представляющими интересы иных социальных групп, может улучшить ситуацию. Исследование «Может ли российский бизнес ограничить “силовое давление” со стороны государства?» выполнено Андреем Яковлевым, Антоном Соболевым и Антоном Казуном из Международного центра изучения институтов и развития НИУ ВШЭ.

Нефтепереработка: рынок в России зарегулирован, но отрасль рентабельна

28 ноября в ВШЭ прошел семинар Евгения Ясина из цикла «Экономическая политика в условиях переходного периода». Доклад «Нефтяной рынок России: в поисках оптимальных условий функционирования» представили гендиректор исследовательской группы «Петромаркет» Яков Рудерман и младший научный сотрудник Лаборатории исследования отраслевых рынков ВШЭ Иван Хомутов.

Как обеспечить рост экономики

Новая модель развития экономики России требует изменения институциональной среды и делового климата. НИУ ВШЭ и РАНХиГС опубликовали книгу о результатах экспертной работы в рамках «Стратегии-2020».