• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Шекспир и Толстой как работодатели

7 апреля в рамках XI Международной научной конференции ГУ-ВШЭ по проблемам развития экономики и общества прошел круглый стол «Экономика культуры как фактор развития территорий».

Национальное культурное наследие как гуманитарный ресурс устойчивого развития территорий, проблемы и перспективы развития творческих кластеров в России, государственно-частного партнерства в сфере культуры — эти и другие вопросы обсуждались на круглом столе, на котором выступили директор Центра прикладных экономических исследований и разработок Института развития образования (ИРО) ГУ-ВШЭ Татьяна Абанкина, заместитель министра культуры правительства Московской области Светлана Горушкина, первый заместитель директора Института экономики Российской академии наук Александр Рубинштейн.

Татьяна Абанкина акцентировала внимание на том, что вовлечение так называемых культурных индустрий в реальную экономическую жизнь регионов, как показывает европейский и азиатский опыт, вполне возможно, но требует колоссальной работы. Вероятно, российским городам не удастся, да и не стоит, «полностью переориентироваться», однако экономика, связанная с культурными индустриями, сегодня, безусловно, становится значимым фактором экономической жизни страны, считает Т. Абанкина.

Пример Ясной Поляны, активно развивающегося значимого центра Тульской области, показывает, что можно сохранять культурное наследие и использовать культурные индустрии как экономический механизм, обеспечивающий занятость жителей региона. Конечно, отметила Т. Абанкина, чтобы население имело ощутимые доходы от «работы» культурного наследия, необходимо еще решать, в частности, проблемы маркетинга и сбыта.

По словам Татьяны Абанкиной, в современной «цивилизации досуга» предполагается опережающее развитие сферы культуры — «в ней сосредоточен огромный рыночный потенциал». По мнению докладчика, развитие культурных индустрий является одним из способов адаптации к новым секторам занятости населения в постиндустриальной экономике.

В своем выступлении Татьяна Абанкина представила результаты сравнительного исследования, проведенного Центром прикладных экономических исследований и разработок ИРО ГУ-ВШЭ в 2006–2007 годах. Каждый из изученных объектов иллюстрирует особую модель использования культурных ресурсов для устойчивого регионального развития: модель эволюционного развития, модель деиндустриализации и модель «анклава». Объектами сравнительного анализа стали три культурных объекта. Английский город Стратфорд-на-Эйвоне, главным образом ставший для туристов привлекательным, даже культовым, местом из-за одного из своих давнишних жителей — У. Шекспира. Немецкий город Веймар, где пошли по пути полной деиндустриализации. И Ясная Поляна, развивающаяся по модели культурного «анклава».

Как отметила Т. Абанкина, во всех трех регионах именно туристическая индустрия в основном влияет на капитализацию культурного наследия. Туризм и связанные с ним отрасли определяют экономическую жизнь всех трех культурных центров: именно в этой сфере создается больше всего рабочих мест. Но если в Стратфорде отрасли туристского сектора имеют практически трехсотлетнюю историю, и сейчас город (пик его развития пришелся на 1970-е годы) переживает период некоторого снижения туристической активности, то в Веймаре после объединения Германии туристическая индустрия и в целом город «ощущает волну все нарастающего интереса». В Ясной Поляне туризм получил существенное развитие только после Второй мировой войны, и здесь также произошли заметные изменения после 1991 года. Туристические потоки в немецкий и российский регионы сейчас увеличиваются.

Однако есть и различия между центрами. Особенно выделяется Ясная Поляна, которая расположена в сельской местности, тогда как Веймар и Стратфорд обладают развитой городской средой, и население российского центра в 10 раз меньше, чем в Стратфорде, и в 25 раз меньше, чем в Веймаре. Что касается использования культурных брендов, то в Веймаре нет единственного бренда — скажем, доминирующей исторической личности, в Ясной Поляне, понятно, «все вращается» вокруг имени Льва Толстого, а в Стратфорде — Уильяма Шекспира.

По мнению докладчика, огромное влияние на развитие культурных центров оказывает наличие маркетинговых механизмов продвижения культурных брендов. Так в Южном Уорикшире, где расположен Стратфорд, был создан туристический бренд «Страна Шекспира». Для продвижения «Страны Шекспира» и самого города на туристическом рынке было создано агентство «Туризм Южного Уорикшира» (South Warwickshire Tourism), работа которого финансируется из бюджетов города Стратфорда и округа Уорика. Агентство выпускает большой объем печатной продукции, поддерживает четыре туристических визит-центра в городках «Страны Шекспира», представляет бренд региона на крупных туристических выставках.

Германскую маркетинговую стратегию строят, опираясь на разнообразие культурного наследия, в котором органично отразилась история и культура единой Германии, ее роль в развитии Европы. Таким образом, Веймар претендует на общеевропейскую значимость, тем более в 1999 году он был признан Советом ЕС Культурной столицей Европы. Туристическим маркетингом в Веймаре занимается «Туристический информационный центр», специализированное подразделение компании Weimar GmbH, которое поддерживает два визит-центра. Ключевую роль в координации маркетинговых стратегий, а также создании новых продуктов играют Weimar GmbH, являющееся отделенным от мэрии агентством развития города, и «Академия Веймар — Йена».

Российская маркетниговая стратегия предполагает расширение туристской активности за пределы зоны непосредственного влияния усадьбы «Ясная Поляна» и формирование «архипелага» мест, связанных с наследием Толстого. Именно на территории «толстовского архипелага», в который входят старинный город Крапивна, усадьбы Никольское-Вяземское, Малое Пирогово и другие, может получить реальное развитие культурный туризм.

Как заметила Светлана Горушкина в своем выступлении «Творческие индустрии Подмосковья», продвижение новых культурных индустрий в России сталкивается с неожиданными трудностями — даже не экономического, а скорее психологического характера. Во-первых, местная власть «не принимает» меняющуюся ситуацию. А во-вторых, в случаях, когда власть все-таки оказывается «продвинутой» и активной, консервативность и недоверие проявляет население — из-за того, что люди в принципе не доверяют любым начинаниям местной исполнительной власти.

В такой ситуации и бизнесу непросто помогать возрождению культурных памятников и развитию новых индустрий, связанных с использованием культурных объектов и брендов, будь то разрушающийся особняк или «коломенская» пастила. Особенно остро стоит проблема восстановления культурных памятников частными лицами и организациями. Причина — законодательные сложности оформления «аренды с обременением» и неразработанная система контроля за исполнением подобных арендных договоров. У представителей местных властей, по мнению Светланы Горушкиной, доминирует «охранительный взгляд» (иногда вполне обоснованный) на такого рода взаимоотношения с частными лицами и предпринимателями, что тормозит приток средств в сферу культурных индустрий. А бюджетных средств как всегда не достаточно, с этим согласны все докладчики.

По данным, представленным Александром Рубинштейном в его презентации «Культурное наследие и развитие территорий» (2007 год), из необходимых 280 миллиардов рублей на ремонтно-восстановительные работы российских памятников культуры на сегодняшний момент из бюджета выделено 11 миллиардов рублей.

А. Рубинштейн привлек внимание слушателей и к методологическому аспекту проблем «эксплуатации» культурного наследия. По его мнению, наследие надо рассматривать исключительно как гуманитарный ресурс, и что важно — не ожидая прямой экономической отдачи от инвестиций в эту сферу.

Людмила Мезенцева, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ
Фото Полины Фроловой

Вам также может быть интересно:

Патриотический институт: новая глава в истории питерской Вышки

Эксперты Вышки — ученый секретарь НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге Давид Гигаури и преподаватель Санкт-Петербургской школы гуманитарных наук и искусств Роман Петров — провели онлайн-экскурсию по обновленному кампусу университета в городе на Неве. В частности, они рассказали о реконструкции Патриотического института на Васильевском острове. Встреча состоялась в рамках образовательной программы молодежного форума «Наследие».

В нижегородской Вышке состоялась защита проектов участников второго потока программы «Лидеры наследия»

Образовательная программа, направленная на сохранение и развитие объектов исторической среды, реализуется совместно НИУ ВШЭ – Нижний Новгород, АНО «АСИРИС», ННГАСУ и КУПНО. Ее основной целью стало выявление привлекательных инвестпроектов в области исторического и культурного наследия в городах и поселениях Нижегородской области, а также объединение ресурсов власти, профессиональных сообществ, активистов и бизнеса для решения задач комплексного развития исторических территорий.

Оцифровка рукописей: месяцы поиска могут превратиться в часы и даже минуты

Российский научный фонд поддержал проект «Культурное наследие России: интеллектуальный анализ и тематическое моделирование корпуса рукописных текстов». Его задачей является разработка методики автоматизированного анализа информации, содержащейся в рукописях, минуя обработку источника вручную. HSE Daily побеседовало с руководителем проекта — заведующей Лабораторией региональной истории России факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ профессором Екатериной Болтуновой.

Апрельская конференция пройдет в распределенном формате

11 марта Ученый совет НИУ ВШЭ принял решение обеспечить участникам Апрельской конференции возможность представить свои доклады на распределенных заседаниях секций или в дистанционном режиме. О том, почему такое решение было принято, и что подразумевается под «распределенным форматом», рассказывает заместитель руководителя Программного комитета конференции Лев Якобсон.

«В условиях цифровой среды роль живого учителя только возрастает»

Как цифровые технологии влияют на поведение и здоровье школьников? Какие возможности «цифра» дает учителям и администраторам школ? Эти и другие вопросы обсуждали участники пленарного заседания «Благополучие детей в цифровую эпоху» в рамках XX Апрельской международной научной конференции ВШЭ.

«Статистика должна быть доступна и понятна всем»

Внедрение аналитической цифровой платформы, возможности Big Data и другие перспективы развития российской статистики обсудили на очередном пленарном заседании участники ХХ Международной Апрельской конференции НИУ ВШЭ.

НКО и волонтерам нужно активнее участвовать в реализации нацпроектов

К такому выводу пришли участники заключительного пленарного заседания в рамках XX Апрельской международной научной конференции НИУ ВШЭ. При этом государству следует поддерживать инициативы волонтеров и благотворителей и внедрять передовые технологии НКО, а не навязывать им свои бюрократические решения.

«Достижение национальных целей требует участия в нацпроектах широкого круга университетов»

Роль региональных и отраслевых вузов в достижении целей национального развития должна возрасти, и ведущие вузы им помогут. К такому выводу пришли участники пленарного заседания, посвященного проблемам российского высшего образования, состоявшегося в рамках ХХ Международной Апрельской конференции НИУ ВШЭ.

Как увеличить российский экспорт продовольствия

На XX Апрельской международной конференции НИУ ВШЭ состоялось пленарное заседание «Стратегия присутствия России на мировых продовольственных рынках». Ее участники обсудили перспективы российского сельскохозяйственного экспорта в азиатские страны и использование нестандартных инвестиционных моделей, в частности, инструментов исламского финансового права.

«В фокусе внимания президента повышение рождаемости и снижение уровня бедности в два раза»

Национальные задачи социального развития, а также существующие риски и возможности на пути реализации этих задач обсудили участники ХХ Международной Апрельской конференции НИУ ВШЭ на очередном пленарном заседании.