• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

"Горячий пирог" Игоря Задорина

На сессии "Гражданское общество" Х Международной научной конференции ГУ-ВШЭ с докладом, посвященным прогнозам развития в этой сфере, выступил Игорь Задорин, гендиректор группы ЦИРКОН — давнего партнера Вышки по совместным научным исследованиям.

Игорь Задорин, генеральный директор исследовательской группы ЦИРКОН совместно с коллегой Дмитрием Зайцевым (представляющим эту же организацию) закончил подготовку доклада "Краткосрочное сценарное прогнозирование развития гражданского общества в России" буквально в канун своего выступления 9 апреля в ГУ-ВШЭ на Х Международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества.

Автор доклада сам так и охарактеризовал исследование — "горячий пирог", подчеркивая тем самым новизну "изделия". Это исследование является одной из попыток научного прогнозирования развития гражданского общества в России на ближайшую перспективу. Решение о подготовке такого проекта, сказал, в частности, И. Задорин, было принято в связи с подготовкой очередного доклада Общественной палаты Российской Федерации о состоянии гражданского общества в России. Еще в феврале исследователи и ученые, занятые подготовкой такого, уже третьего по счету с момента образования ОП РФ доклада, начали задумываться о перспективах развития гражданского общества.

Цель проекта состоит в формировании набора вероятных сценариев развития гражданского общества в Российской Федерации на ближайшие 4—5 лет, включая, в числе прочего, и оценку вероятности их реализации. Проблема состояла в том, что накопленная эмпирическая база (как государственной статистики, так и независимых социологических исследований) не позволяет пока строить более или менее обоснованные экстраполяционные тренды, так как история измерения гражданского общества в современной России еще очень коротка, а полнота и достоверность имеющейся информационной базы оставляет желать лучшего. Развитие гражданского общества зависит от многих факторов внешней среды, отсутствует единый и разделяемый всеми экспертами набор понятий, описывающих состояние гражданского общества, экспертам и разработчикам прогнозов развития этого общества довольно трудно, а порой и невозможно абстрагироваться от общего политического дискурса и отделить прогнозные представления от политической позиции и реалий.

Авторами, сообщил г-н Задорин, были выделены четыре основные компонента сценария: характеристики текущего состоянии гражданского общества; условия и факторы внешней среды, влияющие на эти характеристики; активные субъекты (акторы), двигающие процессы и влияющие на состояние гражданского общества; характеристики гражданского общества в будущем. Способом прогнозирования стал опрос государственных и муниципальных служащих, работающих в сфере регулирования деятельности организаций гражданского общества, руководителей и активистов соответствующих организаций, руководителей и ведущих специалистов государственных и частных фондов, финансирующих организации гражданского общества, исследователей, ученых, специалистов аналитических центров, профессионально занимающихся решениями проблем развития гражданского общества в современной России. В каждом из двух туров опроса приняли участие около 60 экспертов. Была проведена серия основных процедур. "Когда мы говорим об экспертном прогнозировании, необходимо сформировать единое пространство экспертных оценок. Ведь разные эксперты фактически работают с разными категориями, относящимися к гражданскому обществу. И поэтому для каждого эксперта важнейшими являются зачастую совершенно различные аспекты гражданского общества: кто-то говорит о добровольчестве, кто-то — об экономических механизмах, кто-то — об изучении зарубежного опыта и т.д. И наша первая задача, — подчеркнул И. Задорин, — состояла в формировании некоторого единого пространства тех самых категорий, которыми оперируют эксперты". В этих целях была проведена установочная экспертная сессия для разработки первичного набора параметров. Этот набор включал около сотни различных элементов. Оказалось, что с таким набором в целом работать невозможно, поскольку для разных экспертов наиболее важны различные элементы. Поэтому был проведен первый тур заочной экспертной сессии для выявления наиболее значимых параметров и унификации набора понятий, описывающих состояние гражданского общества, который позволил редуцировать это пространство. После этого были отобраны 45 элементов, признаваемых экспертным сообществом в качестве самых важных. На втором туре, когда эти 45 элементов оценивались с точки зрения вероятности (при этом еще прошла по методике Т. Саати очно-заочная экспертная сессия), состоялась и верификация оценок вероятности осуществления первичных прогнозных сценариев.

Какими же оказались предварительные результаты? По экспертным оценкам, сообщил И. Задорин, выяснилось, что из всего богатства обычных характеристик, с помощью которых описывается гражданское общество, три параметра являются основными с точки зрения их прогнозирования: это уровень гражданской активности, уровень воздействия государства на гражданское общество (от сильного влияния до отсутствия влияния, причем влияние подразумевает управление, контроль) и уровень поддержки государством организаций гражданского общества. С помощью этих параметров удалось построить некоторое пространство возможных сценариев, имеющих высокую вероятность реализации. Эти сценарии предполагают различные ситуации: когда государство не влияет на гражданское общество, но тем не менее помогает ему; когда оно не влияет и не помогает, а население активно; когда государство влияет, а население пассивно (последнее — это т.н. государственнический сценарий). "Когда мы предлагали экспертам оценить сценарии напрямую, что называется, "в лоб", то по некоторой обобщенной, интегрированной оценке экспертов ситуация выглядит следующим образом: их текущее представление состоит в том, что в ближайшее время будет реализовываться государственнический сценарий, при котором единственным фактическим актором и будет являться государство", — сообщил г-н Задорин. Но если рассматривать оценки вероятности отдельных компонентов, то напрашивается "условно печальный, а условно и не очень печальный вывод": на самом деле практически нет ни одного параметра, по которому вся экспертная группа "высказалась бы согласованно с точки зрения оценки вероятности". И получается, что в настоящее время в самом экспертном сообществе не сформировано "ни одного доминирующего мнения о перспективах гражданского общества. Оно принципиально неопределенно и противоречиво".

Правда, по нескольким параметрам все-таки существует определенность. Эксперты едины в том, что финансирование гражданского общества со стороны государства будет снижаться, прогнозируется усиление некоторого административного контроля и рост неформальной гражданской активности, в том числе протестной. "В ближайшее время предполагается развитие государственнического сценария, но в дальнейшем он может разделиться на конфронтационный (когда население активно, государство влияет, но не помогает) и демократический, или гражданский (когда государство не влияет, и сами граждане становятся активными субъектами) сценарии". Однако некого обобщенного сценария, повторился докладчик, по которому существовало бы согласие всей экспертной группы, на сегодня нет. "Поэтому предполагается в ближайшее время провести анализ мнений отдельных групп экспертов для того, чтобы выявить их более или менее консолидированные представления", — подытожил свое сообщение И. Задорин.

Затем докладчику были заданы вопросы. Отвечая на вопрос корреспондента Новостной службы портала Вышки о том, учитывался ли при подготовке сценария фактор нынешнего финансово-экономического кризиса и его влияние на настроения в обществе, И. Задорин отметил, что во многом та неопределенность, которая выявилась в ходе опросов экспертов, объясняется, как следует понимать, и общей неопределенностью общественно-информационного поля и представлений о будущем не только гражданского общества, но и экономики России, и других ее секторов. И все эти факторы отразились на сценарии. Если бы такого рода исследование было проведено в прошлом году, то с большой вероятностью была бы более согласованная точка зрения, и сам сценарий носил бы более определенный характер.

Тему кризиса в контексте соображений, представленных в докладе, затронула и дискутант сессии Лариса Никовская (ИС РАН). Сегодня, в условиях кризиса и в обстановке нарастающей неопределенности, отметила она, "когда сама власть нажимает на все возможные кнопки", предложенный сценарий для самой власти окажется оптимальным. По ее мнению, в условиях кризиса и характера консолидации политического режима гражданское общество будет "тяготеть в сторону бюрократически-административного развития". И это плохо, потому что "административный пик властвования выходит за пределы просто политического властвования, а бюрократия начинает подчинять себе большую политику".

Участники сессии с интересом прослушали доклад профессора ГУ-ВШЭ С. Хайкина и научного сотрудника ИС РАН С. Мареевой "Поддержка населением модернизационных процессов в регионе как фактор экономического развития". Ведь в такой многонациональной стране, как Россия, необходимо учитывать региональные особенности, влияющие на экономическое развитие в тех или иных субъектах Российской Федерации. Особый интерес при этом представляют республики Северного Кавказа. На материалах масштабного социологического исследования, проведенного в Чеченской республике летом — осенью 2008 года, в докладе рассмотрены особенности восприятия населением протекания модернизационных процессов в регионе, которые могут оказать влияние на его экономическое развитие.

В рамках количественного этапа исследования был осуществлен репрезентативный опрос взрослого населения (выборка — 1000 респондентов). Качественный этап включал проведение серии фокус-групповых дискуссий и 25 уникальных многочасовых биографических интервью. Чеченская республика, как показывает исследование, остается дотационным регионом, подверженным высокому уровню безработицы (который составляет, по различным оценкам, от 40 до 76%). Но процессы восстановления в республике, которая мононациональна и где 93,5% населения — чеченцы, идут, по мнению населения, хорошо. Три четверти жителей Чечни с оптимизмом смотрят в будущее, и 76% из них в той или иной степени уверены, что через год — два они будут жить лучше. Население Чечни отличает высокая степень религиозности и приверженность традициям. Более половины населения (61%) считают, что жизнь республики должна регулироваться как светскими законами, так и законами шариата.

С вопросами дальнейшего развития региона тесно связан и вопрос интеграции его населения в российское общество. Среди факторов, которые объединяют русских и чеченцев и способствуют сближению, чаще всего спонтанно называлось общее государство и территория. Многие чеченцы ощущают, что они "все жили в России, учились в России, работали", а также имеют родственников, проживающих в других регионах России, что способствует интеграции. Практически две трети (63%) чеченцев видят необходимым участие Москвы в развитии Чечни, большинство населения считает, что контроль чеченского руководства со стороны федерального центра снижать не стоит. И 88% жителей этой республики уверены, что федеральная власть при президенте России Д. Медведеве будет содействовать ускоренному восстановлению и развитию Чеченской республики, а более трех четвертей жителей Чечни уверены, что отношения с федеральным центром в будущем будут нормальными, дружественными. Примечательно также, что сегодня большинство жителей республики (80%) отвечают на вопрос "должна ли быть Чечня в составе России или нет?" утвердительно. Но обращает на себя внимание, что при этом существует устойчивый процент населения (15% опрошенных), которые хотели бы для республики независимости.

В целом же данные исследования свидетельствуют о том, что потребность в стабильном экономическом развитии и понимание необходимости взаимодействия с федеральным центром для ее обеспечения способствуют интеграции.

Ирина Мерсиянова и Лев Якобсон
Ирина Мерсиянова и Лев Якобсон
Проблемам гражданского общества и перспективам его развития на традиционной апрельской конференции было уделено большое внимание. На форуме работала секция "Гражданское общество и демократия", которой руководил первый проректор ГУ-ВШЭ Лев Якобсон.  Кстати, несмотря на напряженный график работы, участники сессий находили время для неформального общения. Так, 9 апреля после заседания сессии-2 "Гражданское общество" Л. Якобсон под аплодисменты собравшихся поздравил с днем рождения Ирину Мерсиянову, директора недавно созданного в Вышке Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора.

 

 

Николай Вуколов, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ
Фото автора

Видеозаписи выступлений на Международной научной конференции

Вам также может быть интересно:

Требуем. Заставим. Помогите. Население и власть в зеркале онлайн-петиций

Свыше 40% интернет-петиций, созданных жителями Центральной России, достигают результата. На Дальнем Востоке — лишь 2%, в регионах Северного Кавказа и того меньше. Готовность власти и бизнеса реагировать на цифровую активность граждан Надежда Радина и Дарья Крупная изучили на материалах платформы Change.org. Статья по результатам работы появится в одном из ближайших номеров журнала «ПОЛИС. Политические исследования».

«В условиях цифровой среды роль живого учителя только возрастает»

Как цифровые технологии влияют на поведение и здоровье школьников? Какие возможности «цифра» дает учителям и администраторам школ? Эти и другие вопросы обсуждали участники пленарного заседания «Благополучие детей в цифровую эпоху» в рамках XX Апрельской международной научной конференции ВШЭ.

«Статистика должна быть доступна и понятна всем»

Внедрение аналитической цифровой платформы, возможности Big Data и другие перспективы развития российской статистики обсудили на очередном пленарном заседании участники ХХ Международной Апрельской конференции НИУ ВШЭ.

НКО и волонтерам нужно активнее участвовать в реализации нацпроектов

К такому выводу пришли участники заключительного пленарного заседания в рамках XX Апрельской международной научной конференции НИУ ВШЭ. При этом государству следует поддерживать инициативы волонтеров и благотворителей и внедрять передовые технологии НКО, а не навязывать им свои бюрократические решения.

«Достижение национальных целей требует участия в нацпроектах широкого круга университетов»

Роль региональных и отраслевых вузов в достижении целей национального развития должна возрасти, и ведущие вузы им помогут. К такому выводу пришли участники пленарного заседания, посвященного проблемам российского высшего образования, состоявшегося в рамках ХХ Международной Апрельской конференции НИУ ВШЭ.

Как увеличить российский экспорт продовольствия

На XX Апрельской международной конференции НИУ ВШЭ состоялось пленарное заседание «Стратегия присутствия России на мировых продовольственных рынках». Ее участники обсудили перспективы российского сельскохозяйственного экспорта в азиатские страны и использование нестандартных инвестиционных моделей, в частности, инструментов исламского финансового права.

«В фокусе внимания президента повышение рождаемости и снижение уровня бедности в два раза»

Национальные задачи социального развития, а также существующие риски и возможности на пути реализации этих задач обсудили участники ХХ Международной Апрельской конференции НИУ ВШЭ на очередном пленарном заседании.

«Цель “регуляторной гильотины” не убить контроль и надзор, а создать новую систему»

Очередное пленарное заседание в рамках XX Апрельской международной конференции НИУ ВШЭ было посвящено реформе контрольно-надзорной деятельности. Его участники обсудили, как избежать дублирования контрольных функций, сделать их более эффективными для общества и менее затратными для бизнеса.

«Изоляционизм — путь к технологической деградации»

XX Апрельская Международная научная конференция ВШЭ продолжилась обсуждением цифровизации экономики и государственного управления. О цифровых бизнес-моделях, государственном управлении, цифровизации промышленности, науки и влиянии цифровых технологий на рынок труда рассказал Максим Акимов, заместитель председателя Правительства РФ, куратор национальной программы «Цифровая экономика».

Личные легковые. От чего зависит количество автомобилей в городе

Центр экономики транспорта НИУ ВШЭ впервые провел эконометрический анализ факторов, влияющих на уровень автомобилизации в крупных городах России. О результатах расскажут на XX Апрельской международной научной конференции. Основные выводы исследования — в материале IQ.HSE.