• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

About the project «Success Builder»

How do you find your place in life? How do you find something to do that both comes naturally to you and makes you happy? The answer is that you have to apply the knowledge you’ve gained from university and from life itself correctly. The Success Builder Project features graduates from the Higher School of Economics who have discovered themselves through an interesting business or an unexpected profession. The protagonists share their experiences, and talk about the big shots they’ve schmoozed and how they’ve made the most of the opportunities they were given.

The airspace is becoming increasingly accessible to humans, thanks in part to HSE University graduate Alexander Atamanov and his flying motorcycles and cars. A graduate of the HSE University Master’s Programme in Corporate Research, Development and Innovation Management, he is not only an inventor and engineer but also the successful director of several startups. In this interview with Success Builder, he explains how to save inventors from the patent bureaucracy, what the Moscow authorities think about unmanned flights over the capital and why inventors prefer to test their flying cars themselves.

How did you become interested in engineering innovations — did you make things as a child and dream about becoming an inventor?

My parents are engineers, so my interest in the scientific process began at an early age. I assembled robots from whatever I found at hand and my father kept me supplied with materials. Making my machines became my passion, and it remains so now. During my professional development, I wanted to give some structure to my hobby, to understand how a creative initiative — whether an engineering invention or simply an idea — comes to life and gains popularity. I also began testing my organizational capabilities: I headed a sports team, inspired friends to experiment and associated with others who were also interested in technology. In this way, I developed two abilities — technical and managerial. This enabled me to create a startup during my first year: I have always worked only on my own ideas connected with inventions, creativity and innovation.

How did this passion of yours influence your choice of education?

Computers first appeared when I was seven years old. Of course, out of curiosity, I got into everything digital, assembled and disassembled computers, studied computer programs and helped younger school students master standard Microsoft applications. I was very good at it. The school took note of my achievements and offered me a scholarship at the Bonch-Bruevich St. Petersburg State University of Telecommunications (SUT) where I ended up earning my bachelor’s degree. During my studies, I created several startups and won awards from various national innovation competitions. At one such competition, Telecom Idea, I was awarded the opportunity to earn a master’s degree from HSE University in a program specifically related to innovation management, which was just what I needed.

What kinds of startups were they?

Working in my garage, I developed an apparatus for aerohydrodynamic surface cleaning — a device that enables you to clean stubborn dirt without violating the physical and chemical properties of the material. The main application for this technology is in aviation, where it can be used to clean turbines and combustion chambers. It is also effective at cleaning turbine equipment and thermal power plants, for the decontamination of radioactive surfaces and cleaning turbines and heat exchangers at nuclear power plants, so we managed to develop this business very successfully. I did the drawings, obtained the patents and set up the business processes myself. As a result, the project reached the point where we could sell franchises.

It was very interesting. Thanks to the SPENS project, I visited all of Russia’s major nuclear power plants, aviation enterprises and other unique facilities where our cleaning devices were used. In the process of making this invention a reality, I ran up against a serious problem — the protection of my ideas and the patent process itself, and this became the basis of my second successful startup. I understood that there is a huge demand for helping people obtain patents for their inventions. In the past, an engineer or scientist had to immerse themselves in a completely unfamiliar bureaucratic process, go to patent attorneys and banks, and gather various documents, statements and receipts. Why, if it was possible to automate the process and do everything online?

I created my Online Patent service specifically to simplify the patent process and make life easier for inventors. It started in the same garage. I hired a programmer, made an algorithm and tested the project out on some initial clients. Of course, I came up with the idea primarily for myself. There turned out to be a demand for the Online Patent service among my young scientist, inventor and startup friends at the time. My studies at HSE helped me to not only organize everything properly but also to find like-minded people who joined the project. For example, my fellow master’s programme student Alina Akinshina is still the head of Online Patent — Russia’s Number One service in terms of the number of patent applications it processes.

What is the main difficulty for an inventor who tries to sell or bring his creation to market?

The first challenge that most engineers and startups face is the need to create a patent application.

The difficulty is in using the official language required by the Russian Patent Office to explain exactly what you have invented

Communication between office employees and creative people is usually difficult, but you must communicate the concept of your project to the regulatory authorities. This is why we use our experience communicating with both parties to help write applications and translate them from the language of inventors into the language of patent officials. The second problem that inventors face is proving that their creation is unique and satisfies a need. If you created a bicycle, there is no guarantee that such an invention does not already exist. We search the databases of inventions and patents to find similar products, figure out a way around them, and then ensure that future inventions in the database do not violate your rights. This is a whole sector of the economy — the patent services market. It is an unknown for most inventors, and we have become the bridge that connects the fruit of engineers’ efforts with the market.

You already had experience with startups before you began your studies at HSE. What did you need to learn and what did the programme give you?

I was lacking a great deal of knowledge. I was like a blind kitten, running companies on intuition and bits of information. Thanks to HSE, I was able to make the processes in my companies systematic and transparent. After every class, I felt inspired and applied that knowledge in practice. It was extremely lucky that I had actual projects of my own at that time and that I could try out any new information or tool in action. In turn, I shared my startup experience with my instructors and classmates and my ‘field data’ was very useful for them. I was able to contribute to the educational process in this way because one day we would learn about a particular case or market process, and the next day I would come back and tell them how that had played out in an actual business.

What is different about running an innovation business?

You often have to work in a field with no competition. The problem is that the market does not yet understand the new product or service. You need to develop your idea and present it to potential customers. Even the principle of earning money is different here. Whereas a classic business focuses simply on earning a profit in a standard way, a different business model applies to innovations. A technology company can wait for years for profits, and then some company such as Philips buys it out for several million dollars. To achieve real success in the innovation business, you must be able to wait, — even though the technology market changes by the minute.

Because you are creating technology and not a product, it is a challenge to explain to investors exactly what the company is producing and how it will earn money. Most often, a major industrial partner will purchase the new technology. The company that did the R&D does not have the competency for reaching the market, managing sales and mass production and achieving economies of scale. This is an unfamiliar world for scientists and inventors. But they don't need to know it either — it is impossible to manage the entire cycle. That is what business partners are for, to handle the business processes.

At what stage should you look for such partners?

Finding a strategic industrial partner is a serious task that you need to prepare for at the patenting stage. Until then, someone can simply steal your idea. I had a situation like this with the Samsung R&D Center: I had been in a hurry with one of my unsuccessful startups for wireless smartphone chargers. Therefore, you need to first prepare a solid foundation for your technology in the form of patent protection, and only after that look for someone to whom you can sell it.

You are a resident of Skolkovo. What is this status and who receives it?

This status is granted to technology companies that defend their product before Skolkovo experts according to the Technology Park’s charter. Residency offers preferential taxation, customs privileges and salary options. I am grateful to Skolkovo for the opportunities it has provided. Above all, Skolkovo residency gives you a community, a place where creative people work hand in hand. Companies help each other and you are surrounded by like-minded people who are trying to change the world with the help of technology. We use the privileges of technological networking for various issues, ask our neighbours for help and thereby simplify many tasks.

For example, we share equipment and advice, help each other make decisions and generally overcome complex technological challenges. Skolkovo is very indulgent of our antics. It tolerates us testing various objects at its testing grounds and even helps us by providing security. We are currently testing our flying automobiles at Skolkovo. This is perhaps the only place in Russia that can provide such a microclimate for innovation.

What is a hoverbike and how did you create it?

It is a flying motorcycle based on drone technology. My father built light aircraft and I spent most of my weekends with him on the flying field. Ever since then, I’ve dreamed of making something that could fly. As soon as the patent landscape and technology made it possible, I immediately began building a flying motorcycle for myself — as an experiment. By that time, I already had startup experience and capital, and these made it possible to realize my dream of building the transportation of the future — first a flying motorcycle, and now a flying automobile.

Flying a hoverbike is like controlling a drone, except the object is several times larger. Ease of use is the invention’s key advantage. An algorithm is at the heart of drone flight: it is essentially a flying robot whose task is to fly from Point A to Point B. The beauty of the technology lies in the practically pilotless control and the ability to program the route. We are now working on a flying auto that is essentially the same as the flying motorcycle but with a much higher level of safety.

Although it is easy to control, is this use of the airspace legal? Are such flights permitted? If so, where can people fly to and on what?

All around the world, airspace is divided into zones. You cannot fly over airports, prisons, military bases, the Kremlin or any facilities that are off-limits to the public. A drone can pose a security threat by, for example, carrying explosives, etc. However, all other zones — the so-called ‘G zones’ — are open for ultralight aircraft such as hang gliders, paragliders and gliders. In such zones, you must notify the dispatcher that you will be flying in a certain space. Our bike was certified as an ultralight aircraft for such G zones — which are the most widespread — and flying it does not require a pilot’s license.

 

  115 kg

the weight of the hoverbike, that has a maximum speed of 96 km/h

 

Everything is much more complicated concerning the drone taxi concept and urban infrastructure. Engineers and urban planners around the world are struggling with this issue and several countries such as China and the UAE have taken the initiative to allow drone taxi flights for people at an altitude of 150 meters in certain areas. We are currently in talks with the Moscow government concerning legal rights for flying drones within the city limits. This gives us hope that Moscow will soon eliminate traffic jams and residents will effectively save their main resource — time.

How are the Moscow authorities reacting to your project?

Very positively. We are even negotiating the allocation of a test flight zone within Moscow to begin trial operations in unmanned mode. The second step will be to open certain routes, with the bikes flying over the river and sparsely populated parts of the city.

We also have our own pool of investors who help us with promotion. This subject is moving from the realm of science fiction into reality. The outlines of a completely new market are becoming clearer, and almost all major investment companies have expressed their confidence in it. The UAE plans to train an air police unit and is very interested in our hoverbikes. We conducted pilot training on our devices for Arab police officers in 2018.

Why was the UAE, in particular, receptive to the invention?

Dubai is a futuristic super-city that is trying to prove to the world that it is the most innovative. Abu Dhabi, in turn, became one of the first cities to permit taxi drones. Masdar, a ‘smart city’ and district of Abu Dhabi, has become the focal point of all of the world’s advanced technologies, and particularly the latest forms of unmanned transport such as podcars or PRT. The policies of the local authorities influence local technology investors. They are literally ‘vacuuming up’ ideas on a global scale and trying to implement them in the UAE. This includes everything from architecture to police robots and AI-based medicine: technology is the new oil for them. The state’s policy on innovation spurred interest in our project and is the reason they invited us to perform test flights there.

I saw your video showing the bike’s failed takeoff. Very frightening. How safe is this form of transport? Where do you find test pilots?

When the technology is brand new, it truly is unsafe. It is necessary to collect and analyze lots of data from all around the world to develop certain safety techniques and provide protection. Failures are normal in the beginning. They provide the necessary feedback to identify the technology's weak points so that others don’t make the same mistakes. That’s why I don’t hesitate to post videos of both successful and unsuccessful test flights in social networks as a contribution to the overall safety of unmanned flight.

The pilot in the failed test flight who remained alive and unharmed was I

By the way, all the algorithms for safety that are loaded into the bike’s system worked perfectly. We have now recruited professional test pilots, active and ambitious fellows who are ready to take risks for the sake of progress — especially because we’ve already tested the technology ourselves and can guarantee a certain degree of safety.

Why is all this happening in Russia and not in Silicon Valley?

We tried to establish ourselves there, but it didn’t work out. This has to do with the technology itself. The use of large drones intersects with military interests and, therefore, geopolitics. Technological projects with dual-use capabilities cannot receive approval and investment on ‘enemy territory.’ American startups in this field are financed and controlled exclusively by local investors or the state, and Chinese startups by Chinese, etc. because the technology is aimed at domestic use for defence purposes. This is a feature of the aerial device market. This is why we are implementing the project from Russia — and not only for Russia but also for Russia’s military partners such as the UAE, India and others.

Your experience is unique. Do you ever try to share it with others or teach?

I communicate a lot with students at technical schools — the Moscow Aviation University (MAU), Bauman Moscow State Technical University (BMSTU) and others. I encourage them to be inventive, launch startups and participate in innovation projects. I try to convince them to put their ideas into practice and not to hide behind excuses and stereotypes. As a result, many students have already followed my example. Some students from MAU and BMSTU, for example, are working on our HOVERSURF project. I like accepting invitations to speak to students. My mission is to focus students on pursuing entrepreneurship and not working their whole lives for some company such as Gazprom just so they can have a steady salary. However, I don’t see myself as becoming a teacher just yet: I have very little time — there are still mountains to move.

О проекте
«Конструктор успеха»

Как найти свое место в жизни, заняться тем, что получается легко и приносит счастье? Для этого нужно правильно применить знания, которые дал университет и сама жизнь. В проекте «Конструктор успеха» мы рассказываем о выпускниках Высшей школы экономики, которые реализовали себя в интересном бизнесе или неожиданной профессии. Герои делятся опытом — рассказывают, какие шишки набивали и как использовали предоставленные им шансы.

Воздушное пространство становится все более доступно человеку, и в этом есть заслуга создателя летающих мотоциклов и автомобилей Александра Атаманова, выпускника Вышки. В 2016 он закончил магистратуру «Управление исследованиями, разработками и инновациями» и является не только изобретателем и инженером, но и успешным руководителем нескольких стартапов. В интервью «Конструктору успеха» он рассказал, как спасти изобретателей от патентной бюрократии, что думают московские власти о беспилотных полетах над Москвой и почему изобретатели испытывают летающие автомобили на себе.

Откуда такой интерес к инженерным инновациям – увлекались в детстве конструированием и мечтали об изобретениях?

Мои родители инженеры, так что я еще в раннем детстве заинтересовался научными процессами. Я собирал из подручных материалов роботов, отец мне в этом помогал, поставляя расходные материалы. Создание машин своими руками стало любимым увлечением и в дальнейшем, по жизни. В период профессионального становления мне захотелось придать моему увлечению какой-то формат, понять, как творческая инициатива, будь то инженерное изобретение или просто идея, находит воплощение в жизни и становится массовой. Я начал испытывать также свои организаторские возможности – возглавлял спортивную команду, вдохновлял друзей на эксперименты, собирал вокруг себя людей, интересующихся техникой. Так у меня развился микс из двух компетенций – технической и управленческой. Уже на первом курсе университета это позволило мне создать стартап, я всегда работал только на собственные идеи, которые были связаны с изобретениями, с креативом и инновациями.

Как увлечение повлияло на выбор образования?

Когда мне было лет семь, появились компьютеры. Я, конечно, из любопытства полез в цифровую тематику, собирал и разбирал, изучал программы и помогал младшим в школе осваивать стандартные приложения Microsoft. Мне удалось в этом сильно преуспеть. В школе отметили мои достижения и предложили бюджетное место в университете телекоммуникаций им. Бонч-Бруевича в Петербурге (СпбГУТ), где я в итоге закончил бакалавриат. Во время учебы я создал несколько стартапов и получил награды на различных российских конкурсах по инновациям. На одном из таких соревнований «Телеком Идея» я выиграл обучение в магистратуре Вышке, на программе, связанной именно с менеджментом инноваций – это было то, что нужно.

Расскажите, что это были за стартапы?

В гараже я разработал установку для аэрогидродинамической очистки поверхностей — аппарат, который позволяет очищать сложные загрязнения без нарушения физико-химических свойств материала. Основное применение – авиация, где с помощью этой технологии можно проводить чистку турбин и камеры сгорания. Также эти установки эффективны для очистки турбинного оборудования на ТЭЦ, для дезактивации радиоактивных загрязнений и очистки турбин и теплообменников на атомных станциях, поэтому удалось довольно успешно развить этот бизнес. Я сам делал чертежи, патентовал, настраивал бизнес-процессы, в итоге проект вырос до уровня продажи франшиз.

Это было очень интересно – благодаря проекту «СПЭНС» я побывал на всех крупных атомных станциях в России, на авиационных предприятиях и других уникальных объектах, где с успехом используются наши установки очистки. Во время реализации изобретения я столкнулся с серьезной проблемой – это защита своих идей и патентование, что стало основой для моего второго успешного стартапа. Я понял, что есть огромный запрос рынка на облегчение получения патента на изобретение. До этого инженер или ученый были обязаны погружаться в совершенно чуждые ему бюрократические процессы, ходить по патентным поверенным, банкам, собирать бумаги, выписки, квитанции. Зачем, если можно автоматизировать процесс и проходить это онлайн?

Мой сервис «Онлайн Патент» был создан именно для упрощения патентования и облегчения жизни изобретателей. Началось с того, что я в том же гараже посадил программиста, сделал алгоритм и протестировал проект на первых клиентах – в первую очередь, конечно, я придумал это для себя. Сервис онлайн-патентования оказался востребованным среди молодых ученых, изобретателей, стартаперов, с которыми я на тот момент дружил. Учеба в Вышке помогла мне не только грамотно все организовать, но также найти единомышленников, которые стали частью проекта. Например, моя коллега по программе Алина Акиньшина до сих пор является руководителем компании «Онлайн Патент» – сервиса номер один в России по количеству заявок на патенты.

В чем главная трудность для изобретателя, когда он пытается продать или вывести свое детище на рынок?

Большинство инженеров и стартаперов сталкиваются с первым испытанием – созданием заявки на патент.

Трудность в том, чтобы тем самым казенным языком, который регламентирован в Роспатенте, объяснить чиновникам, что же ты именно изобрел

Между офисными сотрудниками и творческими людьми как правило коммуникация затруднена, тогда как донести смысл своего проекта до регулирующих структур – обязательное требование. Поэтому мы на основе опыта коммуникации с обеими сторонами помогаем писать заявки и переводим с изобретательского языка на патентный. Вторая проблема изобретателя – это подтверждение уникальности и нужности своего творения. Если ты создал велосипед – не факт, что его до тебя уже не изобрели. Мы исследуем базы данных изобретений и патентов для того, чтобы искать аналоги, обходить их и следить за тем, чтобы последующие изобретения в базе не нарушали твоих прав. Это целый сектор экономики – рынок патентных услуг, для обычного изобретателя он неведом, и мы стали тем мостиком, который соединяет плоды трудов инженеров и рынок.

Вы к моменту обучения в Вышке были уже довольно опытным стартапером. Что уникального вы почерпнули на программе и чему было нужно научиться?

На самом деле мне не хватало массы знаний. Управляя компаниями по собственной интуиции и обрывкам данных, я действовал как слепой котенок. Благодаря обучению в Вышке я смог сделать процессы в моих компаниях системными и прозрачными. После каждой лекции я, воодушевленный, воплощал знания на практике. Это огромная удача, что в тот момент у меня под рукой оказались реальные проекты, и любую новую информацию или инструмент я мог опробовать в деле. В свою очередь опытом реализации стартапов я делился со своими преподавателями и однокурсниками, мои данные «с полей» им очень пригодились. Этим я вносил свою лепту в образовательные практики, поскольку сегодня нам рассказали про кейс или рыночный процесс, а на следующий день я приходил и говорил, как на это реагирует реальный бизнес.

В чем специфика ведения бизнеса в инновациях?

Специфика в том, что зачастую приходится работать в пространстве, где нет конкуренции. Сложность же в том, что новый продукт или услуга еще не поняты ранком, нужно разжевать свою идею и преподнести потенциальным покупателям. Сам принцип заработка здесь также другой. Если классический бизнес построен на простом извлечении прибыли по понятной схеме, то в инновациях работают иные бизнес-модели, когда технологические компании могут годами ждать прибыли, а потом их покупает какой-нибудь Philips за несколько десятков миллионов долларов. Чтобы достичь настоящего успеха в инновационном бизнесе – нужно уметь ждать, при том, что технологический рынок меняется ежеминутно.

Поскольку создается технология, а не продукт, инвесторам непросто объяснить, что именно производит компания и как она будет зарабатывать деньги. Чаще всего новые технологии покупают крупные индустриальные партнеры, но сама R&D компания не имеет компетенций по выходу на рынок, по продажам, по массовому производству, по снижению затрат. Для ученых и изобретателей это неведомый мир, правда он им и не нужен – невозможно руководить всем циклом, для этого существуют партнеры, обеспечивающие бизнес-процессы.

На каком этапе искать таких партнеров?

Стратегический индустриальный партнер – серьезная задача, к которой надо готовиться на стадии патентования, до этого вашу идею могут попросту украсть. У меня была такая ситуация с R&D центром компании Samsung, когда я поторопился – это был один из моих неудачных стартапов по беспроводной зарядке смартфонов. Поэтому сперва нужно подготовить прочный фундамент под свою технологию в виде патентной защиты, а потом уже искать, кому продавать.

Вы являетесь резидентом Сколково. Что это за статус, кому его дают?

Статус присваевается технологическим компаниям после защиты перед экспертами Сколково согласно уставу инновационного центра. Резидентство подразумевает снижение налоговой нагрузки, некоторые привилегии по таможенным, зарплатным опциям. И я благодарен Сколково за возможности, которые центр нам предоставил. В первую очередь резидентство в Сколково дает вам коммьюнити – то место, где творческие люди работают рука об руку, а компании друг другу помогают, где вокруг единомышленники, которые пытаются изменить мир с помощью технологий. Мы по разным вопросам пользуемся привилегиями технологического нетворкинга, просим помощи у соседей и таким образом упрощаем решение многих задач.

Например, мы делимся оборудованием, советами, помогаем друг другу принимать решения, в общем – эффективного преодолеваем сложные технологические задачи. Сам центр очень снисходительно относится к нашим выходкам, терпит испытания различных объектов на своем полигоне и даже помогает в этом, обеспечивая не только территорию, но и безопасность. Сейчас мы испытываем в Сколково летающий автомобиль. Такой микроклимат для развития инноваций в России, пожалуй, смог обеспечить только Сколково.

Как вы создали ховербайк и что это за штука?

Это летающий мотоцикл, созданный на основе технологии дронов. Мой отец конструировал легкие летательные аппараты, я практически все выходные проводил с ним на взлетном поле, с тех пор мечтал сделать что-то для неба. Как только позволил патентный ландшафт и технологии, я сразу начал делать для себя летающий мотоцикл, поначалу – как эксперимент. В то время у меня уже был опыт управления стартапом и средства, что помогло реализовать мечту и сделать транспорт будущего, сначала мотоцикл, а сейчас машину.

Полет на ховербайке похож на управление дроном, просто объект в несколько раз больше, и простота его использования – ключевое достоинство изобретения. В основе полета дронов лежит алгоритм, по сути это летающий робот, задача которого прилететь из точки А в точку Б. Вся прелесть технологии в практически беспилотном управлении и возможности запрограммировать маршрут. Сейчас мы работаем над летающим авто, по сути это тот же байк, но в куда более высоким уровнем безопасности.

Простоте управления можно противопоставить правовые возможности использования воздушного пространства. Летать уже можно? Где? На чем?

Воздух во всем мире делится на зоны. Нельзя летать над аэропортами, тюрьмами, военными базами, Кремлем, любыми закрытыми объектами. Дрон может угрожать безопасности, например, нести взрывчатку и т.п. При этом все остальные зоны, так называемые «Зоны G», доступны для полетов на сверхлегких летательных аппаратах, таких как дельтаплан, параплан, планер. В этих зонах работает уведомительный порядок, ты должен поставить в известность диспетчера, что вылетаешь в определенное пространство. Наш байк был сертифицирован как сверхлегкий летательный аппарат для таких зон G, которых больше всего, и на нем можно летать без лицензии пилота.

 

  115 кг

весит ховербайк, а максимальная скорость аппарата составляет 96 км/ч

 

Если говорить про городскую инфраструктуру и концепцию дрона-такси, то тут все гораздо сложнее. Над этим вопросом бьются инженеры и урбанисты во всем мире, и некоторые страны, например, Китай, Эмираты, проявили инициативу и уже разрешили на определенных территориях полеты дронов-такси для людей на высоте 150 метров. Сейчас мы как раз в процессе обсуждения правовых норм полетов дронов в пределах города с правительством Москвы. Это вселяет в нас надежду на то, что в скором времени Москва избавится от пробок, а горожане будут эффективно экономить свой главный ресурс – время.

Как московские власти реагируют на ваш проект?

Очень положительно. Мы даже ведем переговоры о выделении тестовой полетной зоны в пределах Москвы, чтобы начать пробную эксплуатацию в беспилотном режиме. Вторым шагом будет открытие определенных маршрутов, когда байки будут пролегать над речным пространством и малонаселенными частями города.

Также у нас есть свой пул инвесторов, которые нам помогают в продвижении. Тема из разряда фантастики приходит в реальность, становятся более четкими очертания совершенно нового рынка, в который поверили практически все крупные инвестиционные компании. Нашим ховербайком активно интересуются в ОАЭ, где планируют подготовить подразделения воздушных полицейских. Тренинги пилотирования для арабских полицейских на нашем аппарате проходили в 2018 году.

Почему именно Эмираты оказались толерантны к изобретению?

Дубай – это супергород будущего, который пытается доказать всему миру, что он самый инновационный. Абу-Даби в свою очередь стал одним из первых городов, открытых для дронов-такси. «Умный город» Масдар-сити как район в Абу-Даби вообще стал точкой концентрации всех передовых технологий мира, в частности – последних разработок в сфере беспилотного транспорта, такого как подкары PRT. Политика местных властей влияет на интерес местных инвесторов к технологиям. Они буквально «пылесосят» идеи в глобальном масштабе и пытаются внедрить в ОАЭ. Начиная с архитектуры и заканчивая роботами-полицейскими и медициной на искусственном интеллекте, технологии для них – новая нефть. Инновационная политика государства стала первой причиной интереса к нашему проекту и поводом для приглашения на проведение тестовых полетов.

Видела ваш ролик о неудачном взлете байка. Очень страшно. Насколько безопасным можно считать этот транспорт и где вы ищете испытателей?

Пока технология молодая, это будет действительно небезопасно. Нужно собирать и анализировать много данных со всего мира для разработки определенной техники безопасности, обеспечения защиты. Неудачи в начале – это нормально, они как раз дают нужный фидбек для выявления слабых мест технологии, чтобы эти ошибки не совершил другой. Поэтому я не стесняюсь выкладывать удачные и неудачные ролики с полигона в соцсети, чтобы внести свой вклад в общую безопасность тематики беспилотных полетов.

Пилот в процессе неудачного испытания остался жив и невредим, это был я

Кстати, все страховочные алгоритмы, загруженные в системе байка, сработали отлично. Сейчас мы набрали профессиональный испытателей – активных и амбициозных ребят, которые готовы рисковать ради прогресса, тем более мы уже испытали технологии на себе и можем гарантировать определенную безопасность.

Почему все это происходит у нас, а не в Кремниевой долине?

Мы пытались там закрепиться, не вышло – это связано с самой технологией. Применение крупных дронов тесно пересекается с военной тематикой и становится вопросом геополитики. Технологические проекты с двойным назначением не могут быть приняты и проинвестированы на враждующей территории. Американские стартапы в этой сфере финансируются и контролируются исключительно местными инвесторами или государством, китайские стартапы – китайскими и т.д., поскольку технология направления на внутреннее использование в оборонных целях. В этом особенность рынка летательных аппаратов, поэтому мы реализуем проект из России, но не только для России, а также для ее партнеров по вооружению, таких как ОАЭ, Индия и другие.

У вас сложился уникальный опыт, вы пытаетесь его как-то реализовать вовне, делиться, проводить образовательные мероприятия?

Я много общаюсь с ребятами в технических вузах – МАИ, МГТУ им. Баумана и других – и пытаюсь их воодушевлять на изобретательскую деятельность, на открытие стартапов и участие в инновационных проектах. Мне хочется донести до студентов, чтобы они не стеснялись реализовывать свои идеи, не прятались за выдуманные оправдания и стереотипы. В итоге уже немало ребят пошли по моим стопам, например многие студенты Бауманки и МАИ работают у нас в проекте HOVERSURF. Я охотно отвечаю на приглашения выступить перед студентами, считаю своей миссией настроить их на предпринимательство, а не на пожизненную работу в каком-нибудь Газпроме за стабильную зарплату. Вместе с тем я пока не вижу себя преподавателем, у меня очень мало времени – ведь надо еще свернуть горы.