About Success Builder

How do you find your place in life? How do you find something to do that both comes naturally to you and makes you happy? The answer is that you have to apply the knowledge you’ve gained from university and from life itself correctly. The Success Builder Project features HSE University graduates who have discovered themselves through an interesting business or an unexpected profession. The protagonists share their experiences and lessons learnt and talk about how they’ve made the most of the opportunities they were given.

Yakov Barinskiy, who holds a bachelor’s degree from the International College of Economics and Finance (ICEF) at HSE, puts his degree in finance to good use in the field of crypto investment. His success running the HASH CIB crypto bank shows students that fundamental education in economics remains relevant even as fintech develops. In this interview with Success Builder, Mr Barinskiy explains why you should work in a good company before launching your own business and what the Russian authorities are doing to legalise digital assets.

Why did you choose HSE University for international education?

The choice was largely dictated by the environment of the school where I studied, as well as my family. Although my parents were mostly interested in big-name schools such as Moscow State University and MGIMO, I already understood that compelling teachers are largely what make a university. I heard from other applicants and college students how opaque and, in many ways, confusing the admission system was at Russia’s largest universities.

I had a great desire to find a modern university with good management, an understandable website and an international level of education

At that time, HSE was very different from most Russian universities. It was attractive because it met the needs of demanding applicants. And HSE had special requirements for the applicants themselves: you knew that you had to meet requirements of a certain level because there was an extremely strict selection process that could not be influenced in any way. This meant you’d be studying with the very best. This promised attractive prospects and a special environment where it would be interesting to learn and grow in general.

At that time, it seemed that Russia was on the path towards international integration, so the advantage of ICEF over other faculties was that it had a diploma from the London School of Economics. My strong suit was a good knowledge of English with which I had won several Academic Olympics. To summarise, I can say that opportunities for integration into the global market and work on projects abroad in the future played a role in my choice of HSE and ICEF.

My subsequent career and the success of my classmates confirm that ICEF provided exactly the type of platform that we all wanted to acquire. It primarily taught us to solve a wide range of very complex problems.

Honestly, my time at ICEF was the most intellectually challenging of my life

This type of training made it possible to carry out any task I might have in the future. Even the workload in IB, in which I worked after graduation, could not compare with the difficulty of the tasks I had to complete at ICEF. Education gave me extremely important skills — the ability to mobilise in any situation and not be afraid to show results.

Has your communication with HSE alumni given you any insights regarding your career or a better understanding of the future?

Many of my schoolmates went to HSE and I spoke with ICEF students while still a school student myself. In my final schoolyears, they gave me input that greatly prepared me for the educational process to come. But once I became a university student, I soon formed my own idea of the future, found a job and built a career, starting from my second year of studies. Professionally, the ICEF alumni community is very helpful for many students, making it possible to find a job thanks to someone who already works in a bank or some other company — especially an international one where the reputation of the diploma and the level of knowledge is important. For example, it was thanks to an alumnus that I wound up at Renaissance Capital, which at the time was the largest investment bank in Russia. Therefore, I can say that ICEF networking works, as does the HSE brand in general.

How did your career come to include fintech?

As a school student, I was an advanced user of various technologies, especially torrents, that are similar to how crypt works, and I had no idea that this would overlap with my future career. I am still the main tech guy in our family. I had no exposure to programming until only recently, so I suppose it was by chance that I got into technology. While working in IB, first at Renaissance Capital and later at Credit Suisse, I was constantly in search of something and knew that these jobs were only temporary for me. Working as a consultant was not very interesting because it didn’t allow me to delve deeply into a project: no sooner did you get a handle on a particular segment, get acquainted with a company and establish an emotional connection with the people than you were switched to another task.

I began looking for an opportunity to develop and thought about starting a business of my own, but this required knowledge and experience in formulating clear tasks — primarily for myself. For example, I didn’t understand the difference between developing someone else’s business and my own. Only after working at QIWI for five years did I see the difference and feel ready to leave the company to start my own business. It was at QIWI that I first encountered the tech business.

What did you find attractive at QIWI as compared to IB?

The top management team at QIWI was great. From the time we met, I felt like one of them, and this feeling of being among like-minded people stayed with me. Alexander Karavayev was the company’s financial director at the time. He was a prominent specialist on the Russian market, played a key role in my transition and I wanted to be a team member under someone like him. As a Credit Suisse employee, I worked on the IPO for QIWI, and he invited me to come work for the company. That was 2013, when the company was valued at just under $1 billion and the corporate structure was built according to the Western model perfectly.

For the Russian market, QIWI was something new and daring, unlike the usual domestic business. It stood out for being fresh and innovative. My colleagues were IT specialists, programmers who made a unique product with their own hands. I learned from them, picking up things that fascinated me more and more — for example, how to conduct a transaction from one bank card to another at a time when not a single bank in Russia was doing this. QIWI was the first company to come up with the technology that became the market standard. In addition, the company implemented a global partnership with VISA in 2012 that was the first of its kind. I joined the company at the very moment when it was developing at incredible speed.

The Village wrote about the QIWI office, comparing it to Google, and the phenomenon of Russian programmers in the world was a matter of prestige and pride

Everything the company did was in demand in the global market. I turned out to be the only person there with experience in IB and I finally saw excellent prospects for my development, both personal and corporate. At that time, fintech promised many innovations that could only be put to use in practice and a growing business.

What led you to make the final switch to the technology division and your interest in blockchain specifically?

My role within QIWI has always been with investment. I first worked in investor relations. This is when you are a communicator between the market and business and accompany the progress of shares. In effect, I managed market expectations — this was my main task. Then I took over the M&A function, and one of my key deals was the purchase of Flocktory, which generated revenue for various businesses by analysing user data.

Why was this important and illustrative? The fact is that the transactional business is gradually dying out because clients are less and less willing to pay for acquiring. Consider the example of mobile operators that five years ago stopped paying intermediaries to help users replenish their accounts. It became clear that major clients could sometimes bottom out due to operating costs for maintaining financial flows. QIWI suffered greatly from this, and the Flocktory project offered a solution. QIWI was supposed to become not just a payment service, but also a full-fledged business that led sellers to buyers. That was the idea behind the deal.

I also headed the company’s venture capital efforts, with the idea of integrating startups from a number of countries into the Russian market. The idea was to invest in projects at the MVP stage to receive distribution rights to their products or open a representative office in Russia. At that time, QIWI really had a problem — the company was very bad and slow at generating new products because the IT function was secondary and the main efforts were devoted to maintaining the outdated legacy system that was the core driver of the business.

I was offered the position of CFO at QIWI but I turned it down in favour of heading the venture capital business. At that time, initiatives were already emerging within the company to develop a crypto ruble and put it into circulation, but they were blocked by the Central Bank. It was necessary to create some sort of new technology, but the company management wouldn’t approve it. No breakthrough occurred so, in 2017, I left.

After that, I did some independent collaboration with Sergey Solonin, who proposed that we work with crypto technologies. A new project took shape — HASH CIB, which is something like a family office with a focus on crypto assets mainly engaged in R&D. I initially acted as CEO and began assembling a team consisting primarily of my co-workers from QIWI and ICEF alumni who were working in investments.

What makes HASH CIB an investment project? How is it more than simply moving money ‘back and forth’?

The crypto business is our area of activity, but in general, the project manages digital investments. We started by doing a lot of research on how the cryptocurrency market works. In 2017, both Russia and the world saw an insane wave of ICOs (initial coin offerings – Ed.). We were approached by a variety of projects, including many very ambitious ones such as Pavel Durov’s Telegram. For half a year, we tested various hypotheses and had to hire a marketing specialist for the team because clients demanded detailed market analyses from us.

As the name (CIB) implies, we positioned ourselves as a crypto investment bank because we can analyse projects and decide whether to invest in them. Initially, because digital assets were unregulated, we had to act as a hybrid between market expertise, consulting and a venture fund. Our primary task was to help the project build an investment presentation correctly and attract crypto investors — with whom we began to interact. Now, having built up the necessary expertise and investment base, we are focusing on trade strategies and venture activities.

Is there an official crypto market in Russia?

Russia does not have a crypto market, but most of my team is located there. I live in London to develop the overseas business. Of the strictly Russian projects, we worked only on a deal with Telegram. The current Russian market is practically unregulated concerning digital assets. For example, there is an understanding that you cannot pay with bitcoin, but no arguments are given as to why. Neither is any provision made for brokerage or management companies to work with digital assets, although bitcoin, the most popular cryptocurrency in the world, is actively used in Europe and the U.S.

So far, Russian regulators have taken only one step towards defining the crypto market, introducing the concept of digital financial assets (DFA). In effect, DFA are traditional banking products such as assets, bonds and stocks, except that they are ‘wrapped’ in the infrastructure of blockchain technology.

Sberbank and the Moscow Exchange are now working to tokenise ownership of all assets. When digital banking structures are put in place officially, trading in tokenised shares will be possible and DFA will become a viable instrument.

In my opinion, no platform has been created in Russia for the legitimate use of tokens, although this is just new infrastructure for the same financial instruments — securities

Full recognition of bitcoin is possible after the launch of the digital ruble, which the Central Bank is currently working on.

Bitcoin is a global phenomenon, a cross-border market divided only by the physical presence of mining offices in this or that geographic location. Another well-known cryptocurrency, ethereum, works in the same way and is the ecosystem on which almost all the portfolio projects of our venture fund are built. Entrepreneurs from China, the U.S. and Europe are currently HASH CIB’s main clients.

Does the cryptosystem stand in opposition to traditional banking in any way?

The world today is divided into two groups. The first is developed countries that encourage the digital asset market and adapt it to financial regulation standards. The second group includes such major economies as China, India, Turkey, Russia and Brazil and takes the opposite position. I think they reject it for only one reason — the percentage of transactions that are in cash. Whereas banks in America, Europe and Singapore will not allow you to withdraw $10,000 from your account without serious grounds, you can do so very easily in China, India and Russia.

Due to the ‘power of cash’, an ‘alternative’ banking system is emerging in which you can withdraw $10,000, use it to buy bitcoin that you send, for example, to China where you sell it for cash yuan with which you again buy bitcoin that you then send to Russia. This system is already passing beyond the bounds of local regulation and the phenomenon of states rejecting cryptocurrencies will only end when the issue of cash is resolved.

In this regard, China is a pioneer and an example for other countries on how to establish control over the general population’s finances. Now, as the digital yuan is being launched and adopted by the regulator and banks, the cryptocurrency system will work at the state level. Legalisation will be the next iteration for countries that are opposed to crypto-assets because all transactions can be easily tracked. It is important to accept the fact that there is no difference between the crypto-yuan and the yuan. It is the same instrument of the country’s financial system — that controls its turnover — transferred to a new technology platform based on blockchain.

How should traditional financial education be updated in this regard? Is this even necessary or possible?

All economics students should learn to program. I think this will be a key skill in finance because it will be needed to understand how cash flows are structured in the new digital systems. As for the rest, if to speak about the job search and the relevance of the education that current students receive, there is no need to worry. University-level economics programmes provide versatile skills, and such areas as investment will only grow as the number of companies and funds increases.

Today, just being a generalist (administrator – Ed.) is no longer enough to be successful in your career or business

In addition to general knowledge of finance, you need to have some other specialisation as well to be in demand in the labour market. As someone engaged in investment in the technology market — moreover, on the technology market directly related to finance — I consider it necessary to understand technology and programmable money. Judging by the dynamics that I observe in digital assets globally and by the size of investments in the crypto-asset market, I can say that the field offers a lot of work for future finance specialists. This summer, a16z (Andreessen Horowitz), one of the world’s leading venture capital funds, announced the launch of a $2.2 billion fund, its third, that will invest exclusively in crypto-assets and that was given to a 30-year-old woman to manage.

О проекте
«Конструктор успеха»

Как найти свое место в жизни, заняться тем, что получается легко и приносит счастье? Для этого нужно правильно применить знания, которые дал университет и сама жизнь. В проекте «Конструктор успеха» мы рассказываем о выпускниках Высшей школы экономики, которые реализовали себя в интересном бизнесе или неожиданной профессии. Герои делятся опытом — рассказывают, какие шишки набивали и как использовали предоставленные им шансы.

Выпускник бакалавриата Международного института экономики и финансов (МИЭФ) Вышки Яков Баринский эффективно реализует диплом финансиста в сфере криптоинвестиций. Его успехи в руководстве криптобанком HASH CIB убеждают студентов в том, что фундаментальное экономическое образование не потеряет актуальности с развитием финтеха. В интервью «Конструктору успеха» Яков рассказал, почему, прежде чем запускать свой бизнес, стоит поработать в хорошей компании и что делают власти России для легализации цифровых активов.

Почему международное образование вы решили получать именно в Вышке?

Выбор был во многом продиктован средой школы, в которой я учился, а также семьей. Хоть родители и ориентировались во многом на бренды, такие как МГУ и МГИМО, но я уже понимал, что университеты во многом – это яркие преподаватели. Я слышал от других абитуриентов и от студентов, насколько непрозрачна и во многом запутана система поступления в крупные российские вузы.

У меня было большое желание найти современный вуз, с хорошим менеджментом, понятным сайтом и международным уровнем образования

Вышка на тот момент сильно отличалась от большинства отечественных университетов, в ней привлекало именно то, что она отвечала запросам требовательных абитуриентов. Сами требования Вышки к поступающим были особые – ты понимал, что должен соответствовать определенному уровню, поскольку отбор ведется крайне строгий, на него никак нельзя повлиять. С тобой в итоге будут учиться самые-самые. Это обещало привлекательные перспективы и особую среду, где интересно получать знания и в целом расти.

На тот момент казалось, что Россия идет по пути международной интеграции, поэтому преимуществом МИЭФ по сравнению с любыми другими факультетами было наличие диплома Лондонской школы экономики. Моим же плюсом было хорошее знание английского языка, я был призером нескольких олимпиад. Обобщая, могу сказать, что возможности по интеграции в глобальный рынок и работе над проектами за пределами России в будущем сыграли роль в выборе Вышки и МИЭФ.

Моя дальнейшая карьера и успехи моих однокурсников подтверждают тот факт, что МИЭФ дал именно ту платформу, которую все мы стремились приобрести. Чему мы в первую очередь там научились – так это решению разнообразных и очень сложных задач.

Честно говоря, в моей жизни не было более трудного периода с точки зрения интеллектуальной нагрузки, чем во время учебы в МИЭФ

Это такая «выправка», которая позволила выполнять в дальнейшем любую работу. Даже нагрузка в IB, куда я попал после выпуска, не могла сравниться по сложности с задачами, которые приходилось решать в МИЭФ. Учеба дала мне крайне важные навыки – умение мобилизовываться в любой ситуации и не бояться демонстрировать результат.

Общение с выпускниками Вышки как-то помогло вам с карьерными инсайтами и пониманием будущего?

Я общался со студентами МИЭФ, еще будучи школьником, многие ребята из нашей школы поступали в Вышку. Пока я учился в старших классах, они давали мне обратную связь, что сильно подготовило меня к самому учебному процессу. Но когда я уже стал студентом, то довольно скоро составил свое представление о будущем, нашел работу и строил карьеру уже со второго курса. В профессиональном плане многим студентам очень помогает комьюнити выпускников МИЭФ, часто можно найти работу именно благодаря кому-то, кто уже работает в банке или любой другой компании, особенно международной, где важна репутация диплома и уровень знаний. Например, с помощью одного из выпускников я попал в ведущий на тот момент в России инвестиционный банк «Ренессанс Капитал», поэтому могу сказать – нетворкинг МИЭФ работает, как в целом и бренд Вышки.

Как в вашей карьере возникла тема финтеха?

В школе я был продвинутым пользователем различных технологий – в частности торрентов, которые похожи на то, как работает крипта, и не подозревал, что это будет перекликаться с моей будущей карьерой. До сих пор я являюсь в семье главным человеком по всем технологическим вопросам. До недавнего времени я вообще не сталкивался с программированием, поэтому, пожалуй, в технологии попал случайно. Работая в IB – сначала в «Ренессансе», потом в Credit Suisse – я постоянно находился в поиске и понимал, что это для меня временные позиции. Работа консультантом мне была не очень интересна, потому что не позволяет углубиться в проект: ты только разобрался в сегменте, познакомился с компанией, установил эмоциональную связь с людьми, и тут тебя переключают на другую задачу.

Я начал искать возможность развиваться и задумался о собственном бизнесе, но для этого требовались знания и опыт формулирования четких задач, в первую очередь – для себя самого. Например, я не понимал отличий между развитием чьего-то бизнеса и своего, только проработав пять лет в компании QIWI, я увидел эту разницу и созрел для того, чтобы уйти из компании для собственного дела. Именно в QIWI я впервые столкнулся с технологическим бизнесом.

Чем вам показалась привлекательна компания QIWI в сравнении с IB?

В QIWI была очень яркая команда топ-менеджмента. Это были близкие мне по духу люди, что стало понятно при знакомстве – меня не покидало ощущение, что я попал в круг единомышленников. В тот момент финансовым директором компании был Александр Караваев, выдающийся специалист для российского рынка, который сыграл ключевую роль в моем переходе. Именно в команде у такого человека я хотел работать. Будучи сотрудником Credit Suisse, я работал на проекте IPO для QIWI, и он меня пригласил присоединиться к компании. Это был 2013 год, оценка компании составляла чуть меньше $1 млрд, при этом корпоративная структура была выстроена по западному образцу идеально.

Компания QIWI была для российского рынка чем-то новым, дерзким, не характерным для привычного отечественного бизнеса, отличалась свежестью и инновационностью. Моими коллегами были айтишники, программисты, которые своими руками делали уникальный продукт, я учился у них, узнавал вещи, которые меня все больше захватывали. Например, как провести транзакцию с карты на карту, когда в России этого не делал еще ни один банк. QIWI была первой компанией, которая фактически придумала эту технологию, ставшую рыночным стандартом. Кроме того, компания в 2012 году реализовала глобальное партнерство с VISA, первое в своем роде. Я пришел в компанию в тот самый момент, когда она с невероятной скоростью развивалась.

Про офис QIWI писал The Village, сравнивая с Google, а феномен российских программистов в мире являлся предметом престижа и гордости

Все, что делала компания, пользовалось спросом на глобальном рынке. Я там оказался единственным человеком с опытом работы в IB и, наконец, видел прекрасные перспективы для собственного развития, как личностного, так и корпоративного. Финтех на тот момент обещал много открытий, которые можно наблюдать только на практике и в растущем бизнесе.

Что привело к окончательному переходу в технологическое подразделение и интересу именно к блокчейну?

Моя роль внутри QIWI всегда была инвестиционная. Сначала я занимался IR (investor relations), когда ты являешься коммуникатором между рынком и бизнесом, сопровождая судьбу акций. По сути, я управлял ожиданиями рынка, это была моя главная задача. Потом я забрал функцию M&A, и одной из ключевых для меня стала сделка по покупке компании Flocktory, которая занималась генерацией выручки для различных бизнесов посредством анализа пользовательских данных.

Почему она была важна и показательна? Дело в том, что транзакционный бизнес постепенно умирает, клиент все реже готов оплачивать эквайринг. На примере мобильных операторов, которые лет пять назад перестали платить кому-либо за пополнение счетов, стало понятно, что крупный клиент может порой уйти в ноль из-за операционных расходов на поддержание финансовых потоков. QIWI от этого очень пострадала, и проект Flocktory как раз предлагал путь решения проблемы. QIWI должна была стать не просто платежным сервисом, а полноценным бизнесом, который приводит продавцу покупателя, в этом была идея сделки.

Также я возглавил венчурное направление компании с идеей интеграции стартапов из ряда стран в российский рынок. Идея была в том, чтобы вложиться в проекты на этапе MVP, в результате получив дистрибьюторские права на их продукты или представительство в России. QIWI на тот момент действительно имела проблему – в компании крайне плохо и медленно генерировались новые продукты, потому что IT-функция была побочной, а основные силы уходили на поддержание устаревшей легаси системы, которая была стержневым драйвером бизнеса.

Мне предложили стать финансовым директором QIWI, но я отказался, возглавив венчурное направление. В тот момент внутри компании уже возникали инициативы по разработке и вводу в оборот крипторубля, но они были заблокированы ЦБ. Было очевидно, что нужно создавать некую новую технологию, на что в компании невозможно было получить одобрения от руководства. Прорыва не состоялось, и в 2017 году я ушел.

После этого возникло независимое сотрудничество с Сергеем Солониным, который предложил работать с криптой. Формировался новый проект – HASH CIB, что-то вроде family-офиса с фокусом на криптоактивы, который в основном занимался R&D. Я изначально взял на себя СЕО-функцию и cтал собирать команду, в частности, ко мне перешли коллеги из QIWI и выпускники МИЭФ, которые занимались инвестициями.

Почему HASH CIB все-таки инвестиционный проект? Это уже не просто передвижение денег «туда-сюда»?

Криптобизнес – это наша область деятельности, но в целом задача проекта состоит в управлении цифровыми инвестициями. Мы начали с того, что провели большое исследование, пытаясь разобраться, как устроен рынок криптовалют. В 2017 году мир накрыла безумная волна ICO (первичного размещения токенов – ред.), в том числе российских. К нам обращались самые разные проекты, было много довольно амбициозных – например, проект Павла Дурова Telegram. Полгода мы проработали в режиме тестирования различных гипотез и вынуждены были нанять в команду маркетолога, поскольку клиенты очень часто ждали от нас именно подробного рыночного анализа.

Как следует из нашего названия (CIB), мы позиционировали себя как криптоинвестбанк, поскольку умеем анализировать проекты и решать, надо ли в них вкладываться. Вначале из-за неурегулированности сферы цифровых активов мы вынуждены были представлять собой гибрид из экспертизы по рынку, консалтинга, и, собственно, венчурного фонда. Наша первоочередная задача заключалась в том, чтобы помочь проекту правильно построить инвестиционную презентацию и достучаться до крипто-инвесторов, с которыми мы начинали взаимодействовать. Сейчас, накопив нужную экспертизу и инвестиционный базис, мы сконцентрировались на торговых стратегиях и венчурной деятельности.

Есть ли официальный крипторынок в России?

Крипторныка в России не существует, но большая часть моей команды находится там. Я живу в Лондоне, чтобы развивать бизнес за рубежом. Из условно российских проектов мы работали только над сделкой с Telegram. Российский рынок сегодня практически не регулируется в отношении цифровых активов, есть понимание, например, что нельзя рассчитываться биткоином, но аргументы «почему» не приведены. Любая деятельность брокерской или управляющей компании в отношении криптоактивов также не описана, хотя как наиболее популярная в мире криптовалюта биткоин активно используется в Европе и США.

Пока наш регулятор сделал только один шаг в сторону описания крипторынка, введя понятие ЦФА – цифровых финансовых активов. По сути ЦФА – это традиционные банковские продукты, такие как активы, облигации, акции, только «завернутые» в инфраструктуру блокчейн-технологии.

Сбербанк и Московская биржа сейчас работают над тем, чтобы токенизировать владение любыми активами. Когда официально структура цифровых банков будет построена, торговля токенизированными акциями будет возможна, и ЦФА станет живым инструментом.

На мой взгляд, в России не создана сама платформа для легитимного использования токенов, хотя это просто новая инфраструктура для тех же финансовых инструментов – ценных бумаг

Полноценное признание биткоина возможно уже после запуска цифрового рубля, над чем сейчас работает ЦБ.

Биткоин – это глобальное явление, трансграничный рынок, разделенный только физическим присутствием майнингофисов в той или иной географической точке. Так же работает и другая известная криптовалюта – эфириум (etherеum), на экосистеме которой строятся почти все портфельные проекты нашего венчурного фонда. Основные клиенты HASH CIB на данный момент – предприниматели из Китая, США и Европы.

Можно ли назвать криптосистему оппозиционной по отношению к традиционной, банковской?

Мир сегодня поделен на две группы. Первая – это развитые страны, которые поощряют работу рынка цифровых активов и адаптируют его под стандарты финансового регулирования. Вторая группа – крупные экономики, такие как Китай, Индия, Турция, Россия, Бразилия, которые занимают противоположную позицию. Думаю, что неприятие связано только с одним фактором – процентом транзакций, которые приходятся на наличные. Если в Америке, Европе, Сингапуре вам без очень весомых обоснований банк не позволит снять $10 тыс. со счета, то в Китае, Индии и России вы это можете сделать довольно легко.

Из-за «силы наличных» появляется «альтернативная» банковская система, когда вы сможете снять $10 тыс., купить на них биткоин, послать, например, в Китай, продать за наличный юань, снова купить биткоин и отправить его в Россию. Эта система уже выходит за рамки местной регуляторики, и феномен неприятия криптовалют на уровне государства будет устранен только тогда, когда решится вопрос с наличными.

Китай в этом смысле является пионером и примером для остальных стран относительно того, как надо устанавливать контроль над финансами населения. В тот момент, когда цифровой юань будет запущен, адаптирован регулятором и банками, тогда система криптовалют заработает на уровне государства. Следующей итерацией для стран, противниц криптоактивов, будет их легализация по той причине, что все транзакции смогут легко отслеживаться. Важно принять тот факт, что никакого различия между криптоюанем и юанем нет, это один и тот же инструмент финансовой системы страны, которая контролирует его оборот, перенесенный на новую технологическую платформу на основе блокчейна.

Как в этой связи стоит обновлять традиционное финансовое образование, нужно ли, возможно ли?

Всем студентам экономических программ нужно учиться программировать. Думаю, что этот навык будет ключевым в финансах, поскольку понадобится для понимания того, как строятся денежные потоки в новых цифровых системах. В остальном, если говорить про поиск работы и релевантность образования, которое получают нынешние студенты, здесь можно не опасаться. Экономический вуз дает универсальные навыки, и такая сфера, как инвестиции, будет только расти вместе с количеством компаний и фондов.

Быть сегодня просто дженералистом (администратором – ред.) уже недостаточно, чтобы иметь успех в карьере или собственном бизнесе

Чтобы пользоваться спросом на рынке труда, нужно, помимо общих знаний финансов, иметь еще какую-то специализацию. Как человек, который занимается инвестициями на технологическом рынке, более того, на технологическом рынке, непосредственно связанном с финансами, считаю, что необходимо понимать технологии и программируемые деньги. Судя по динамике, которую я наблюдаю в сфере цифровых активов в мире, и по размерам инвестиций в рынок криптоактивов, могу сказать, что здесь очень много работы для будущих специалистов по финансам. Этим летом один из лидирующих венчурных фондов в мире a16z (Andreessen Horowitz) объявил о запуске своего третьего фонда на $2,2 млрд, который будет инвестировать исключительно в криптоактивы, и дал его под управление 30-летней девушке.