About the 'Success Builder' project

How do you find your place in life? How do you find something to do that both comes naturally to you and makes you happy? The answer is that you have to apply the knowledge you’ve gained from university and from life itself correctly. The Success Builder Project features graduates from HSE University who have discovered themselves through an interesting business or an unexpected profession. The protagonists share their experiences, and talk about how they’ve made the most of the opportunities they were given.

Recognized card game masters claim that victory is possible only after making a thorough analysis of the likely combinations contained in your opponent’s cards, making it a literal application of data analytics to game theory. Anastasia Erastova, now a data scientist at the New York office of BNP Paribas, graduated from ICEF with honours and as the Russian vice-champion at bridge. In an interview with Success Builder, she explained why mathematics and gambling often go hand in hand, the advantages of studying next door to Wall Street and how math students can get a work visa in the United States.

Which profession did you see yourself in and did you have a specific goal in choosing a university?

I didn’t have a clear idea of what I wanted to become or which field to work in. At the same time, I was certain I would continue my studies abroad. For this reason, I was attracted by the fact that the instruction was in English, there was an outstanding, world-class teaching staff, and that the programme had been developed in collaboration with the London School of Economics, meaning that it met the highest international standards. At that time, ICEF was one of the few places that offered the possibility of getting a master’s degree and PhD from the best universities in the world. What’s more, the career and academic success of the graduates provided eloquent testimony of this.

Graduates often cite the ‘competitive environment’ at ICEF and HSE University as one of the factors of their success. How would you describe that environment?

The ICEF programme is famous for its outstanding students. My fellow students there were graduates of the best schools in Russia and had won or placed in the most prestigious academic Olympics competitions. What’s more, many were paying for their education out of pocket, even though they could have received scholarships at other HSE departments or other universities. That shows that they were highly motivated and understood exactly why they wanted to be in ICEF.

New York 2020

Actually, you can receive partial compensation for tuition at ICEF when you first enter, or even during your studies if you earn a high enough rating. You would think that would only stiffen the competition and drive the students apart, but it doesn’t work that way at ICEF. The whole time I was there, there was a very friendly atmosphere in which I could always ask for help from my classmates, instructors, staff members or graduates if I was having difficulty with something. Of course, a rating system is an excellent motivator, but when you have such a high-quality culture as you find at ICEF, it only serves as an incentive to study well — and this never devolved into any personal rivalries of any kind.

I came to ICEF from a small private school. Although ICEF is just one part of HSE University, its student body is huge — the programme has 300 students! This was new and unfamiliar for me. But it was easy to adapt. New opportunities and interests arose. It was always possible to find like-minded people with whom I could take part in case study competitions, study projects and even dancing ‘till dawn at nightclubs.

How did you decide that you wanted to further your education, and in mathematics in particular?

I realized early on that I did not want to go into economics after I graduated from university. I was interested in charitable work, but I understood that I would have to return to that later with my accumulated experience and capital, just like Bill Gates did. I considered a career in consulting, tried my hand at case study competitions, and during my third year I signed up for a fantastic class called Abstract Mathematics taught by Alexey Akhmetshin.

That class revealed to me the beauty and versatility of mathematics. At one point, I even regretted that I hadn’t attended a special math school during my final years of high school so that I could have entered the math faculty at university. It was Professor Akhmetshin who helped me choose a master’s programme and gave me the idea of studying quantitative finance — a field that I hadn’t even heard of before that. It wasn’t until later, when I was at New York University (NYU), that I became interested in data science. Then, an internship in quantitative research only reconfirmed my desire to try my hand at data science.

Who should choose NYU Courant Institute of Mathematics and why? What attracted to their programmes?

The question of placement is probably one of the most important aspects you should consider when choosing a master’s programme — that is, the statistics of how many graduates find work, how quickly and in which companies.

NYU Courant is considered one of the world’s best schools for applied mathematics, and you can choose either a PhD programme if you plan to pursue an academic career or earn a master’s degree. I enrolled in the Mathematics and Finance master’s programme. It provides the applied knowledge necessary for work in quantitative finance. I was most attracted by the teaching staff there. Lecturers include some of the most famous people in the quantitative finance industry. These include people such as Bruno Dupire, the originator of the ‘local volatility’ concept that every bank in the world uses. The fact that the university is located in New York City also meant a lot.

Networking plays a huge role in the job search: the fact that NYU is just 15 minutes from Wall Street comes in very handy

Our programme regularly hosted meetings with representatives of major international banks, hedge funds, investment companies and other organizations that were also potential employers. We could invite, say, the director of a bank department out for a cup of coffee and in this way get first-hand information. Surprisingly, they would agree! This was an amazing and incomparable experience.

What role did ICEF’s international reputation play in your application to graduate school and further studies?

Even though many people around the world travel a lot these days, actually relocating long-term to another country is difficult: you have to deal with a completely different reality, culture and language. If you had visited that country as a tourist several times before, believe me, you’ll still be surprised. And if you add to that the shock from intensive studies, then it’s very tough. After ICEF, studying abroad doesn’t seem like something unusual. You’re already used to studying in English, and the familiar format of the educational process helps you adapt quickly.

Because ICEF graduates have enrolled in the world’s best universities for many years, the programme is well-known in both academic circles and the industry. For example, my boss at BNP Paribas (the bank where I work now) Daniel P. Ahn — who headed the Economic Department of the U.S. State Department under Barack Obama — is well acquainted with our university and even came to HSE to present his article on Russia that dealt with the effect of sanctions on the economy.

How can a foreign student remain in the States to work — for example, as part of the STEM programme? (Science, Technology, Engineering and Math, including Computer Science. The U.S. offers a special visa regime for students in these fields. – Ed.)

You might be surprised, but you need to win the lottery to get a U.S. work visa. I’m not joking. So many people want to get jobs in the U.S. that once a year they hold a lottery, the winners of which have the right to apply for an H-1B work visa. Currently, there is a quota of 85,000 such visas. Of those, 20,000 are reserved for people with PhDs or master’s degrees from a U.S. university. The rest is for people from other countries or those who hold bachelor’s degrees. After the first 20,000 are given, the remaining applications from people with master’s degrees are grouped with the rest of the applicants, giving them a ‘second chance’ due to their priority status.

However, studying for a master’s degree allows you to start working immediately after graduation. You are given a one-year permit (the so-called ‘OPT’ — Optional Practical Training, which is a paid internship in the U.S). And if you are included in the STEM programme, then the permit can be prolonged for up to three years. And during these, you can participate three times in the lottery for a work visa, so the chance of winning a work visa increases significantly.

How did you plan to build a career while studying in the U.S.? In general, what do American master’s students usually do towards their careers?

The U.S. has a very well-developed system through which master’s graduates find work. In the fall, large companies start the selection process for summer internships, after which they make an offer to the trainees they like, and those candidates can begin working formal jobs after getting their master’s. In this way, you can devote all the rest of your time to your studies instead of to the job search that would take up an enormous amount of your time and energy. This is especially true of international students, who have only 90 days to receive an offer upon graduation.

In my master’s programme, completing an internship was one of the requirements for receiving a diploma. Those who were still unsure which field they wanted to work in could take internships that offered the possibility of rotating between different teams. For this reason, most U.S. students focus on finding a good internship.

Because I wasn’t very interested in pursuing an academic career, I focused on the internship and knew that I wanted to work with data — especially because all major companies have realized that they can use data analytics to optimize existing processes, as well as to create new ones. Targeted ads are one example of how you can use data. The shortage of good specialists has put them in very high demand, making it is easy to find a job in this field if you are well qualified.

What does a data scientist do? In what does your current employer, BNP Paribas, specialize?

BNP Paribas is a French Bank. I work in the Economic Research Department and the projects in which I’m involved there are very unusual. For example, I created a model for sentiment analysis prediction that analyzes the tone of Federal Reserve meeting texts and produces a single number indicating how positive or negative the Federal Reserve is about the economy. I have also analyzed satellite photos of the Earth’s illumination to predict various economic variables. Various fields from finance to medicine require the work of a data scientist. These specialists work with large amounts of data and train AI and machine learning tools. For example, you can diagnose a disease based on only a few symptoms or predict a country’s GDP based on certain factors.

Why did you decide to study at the Yandex School of Data Analysis after from NYU Courant?

It’s exciting to study in a rapidly changing world. It’s like concentric circles rippling out on the water: the more you learn, the wider your reach and the more choices and opportunities you have. I never even thought about programming when I was in school. It wasn’t until I was a master’s student that I realized what interested me and where my passion lay. That’s why I enrolled in the Yandex School of Data Analysis (YSDA) during my second year at NYU. Why YSDA? It currently offers one of the world’s best programmes for machine learning. The studies are extremely difficult, especially if you combine them with work or a university programme, but also very interesting. They teach highly specialized and in-depth courses in algorithms, mathematics and machine learning. In general, I think the data science profession is not only interesting but also in demand in almost any field — and any country in the world.

What constitutes career success for someone in your field?

For me, success would be either creating a startup or inventing something that makes the world a better place.

You were Russia’s top bridge player while an ICEF student. Have you kept up with this hobby or have you explored other things?

Indeed, many successful bridge players are mathematicians because this is a great way to train the mind, which works even more efficiently in a game setting. In intellectual games such as bridge, an outstanding memory and analytical abilities significantly increase your chances of winning. Before I started my studies at NYU, I received a congratulatory letter from a member of the university’s Board of Directors who pointed out that bridge is the favourite game on Wall Street. In Russia, I was vice-champion, a master of sports and a member of the Junior National Team.

Now I’m taking a small break from my hobbies because work and the YSDA take up all my time. Besides, almost all games have shifted online due to the pandemic. And because I work and study remotely, I try to use whatever little free time I get away from the computer to do physical exercise to stay in shape. But later, I hope to make up for lost time with bridge. Fortunately, you can continue playing bridge to a very advanced age.

Also, I have always had a soft spot for animals and on the very first weekend after starting my new job, I went to the animal shelter and adopted two charming cats — Plushka and Muffin. They are now my main helpers, both in school and work.

О проекте
«Конструктор успеха»

Как найти свое место в жизни, заняться тем, что получается легко и приносит счастье? Для этого нужно правильно применить знания, которые дал университет и сама жизнь. В проекте «Конструктор успеха» мы рассказываем о выпускниках Высшей школы экономики, которые реализовали себя в интересном бизнесе или неожиданной профессии. Герои делятся опытом — рассказывают, какие шишки набивали и как использовали предоставленные им шансы.

Признанные мастера карточных игр утверждают, что победа возможна только после тщательного анализа вероятных комбинаций карт оппонента, а партия являет собой буквальное приложение дата-аналитики в рамках теории игр. Анастасия Ерастова, нынешний data-scientist нью-йоркского офиса BNP Paribas, выпустилась из МИЭФ с красным дипломом и в статусе вице-чемпионки России по игре в бридж. В интервью «Конструктору успеха» она рассказала, почему математика и азартные игры часто пересекаются в жизни, в чем польза от учебы по соседству с Уолл-стрит, как студентам математических направлений получить рабочую визу в США.

Кем вы видели себя в профессии и была ли конкретная цель в выборе вуза?

Четкого представления, кем и в какой сфере я хочу работать, у меня не было. При этом я понимала, что обязательно продолжу учиться за рубежом. По этой причине меня привлекала учеба на английском языке, блестящий преподавательский состав международного уровня, а также то, что программа разрабатывалась совместно с Лондонской школой экономики – то есть отвечала высочайшим мировым стандартам. В то время МИЭФ действительно был одним из немногих мест, где открывалась возможность поступления в лучшие университеты мира в магистратуру и на PhD, тем более об успехах выпускников красноречиво свидетельствовали карьерные и академические результаты.

Как вы можете описать «конкурентную среду» МИЭФ и Вышки в целом, о которой часто говорят выпускники как об одном из факторов успеха?

МИЭФ славится своими сильными студентами. Вместе со мной учились лучшие выпускники самых сильных школ России, победители и призеры престижных олимпиад. При этом многие из них учились платно, хотя баллов хватило бы для поступления на бюджет на другие факультеты и программы ВШЭ или другие вузы. Значит, их мотивация действительно сильна, и они понимают – зачем им именно МИЭФ.

Нью-йорк 2020

Да, в МИЭФ можно получить льготы при поступлении, даже уже в процессе учебы, если достигаешь определенных мест в рейтинге. Казалось бы, это должно усиливать конкуренцию и разобщать студентов, но только не в МИЭФ. На протяжении всей учебы в бакалавриате вокруг меня была дружелюбная атмосфера, где всегда можно было попросить помощи у однокурсника, преподавателя, сотрудника, выпускника, если что-то не получалось или возникали какие-либо трудности. Конечно, рейтинговая система – это прекрасная мотивация, но при наличии такой качественной культуры, как в МИЭФ, это всего лишь стимул хорошо учиться, который никогда не перерастает в межличностные противоречия.

Я пришла в МИЭФ из небольшой частной школы. Хотя МИЭФ является только частью Вышки, но само по себе сообщество его студентов велико. 300 человек на курсе! Для меня это было новым и непривычным. Но адаптироваться было легко, появились новые возможности и интересы – всегда можно было найти единомышленников и для участия в кейс-чемпионате, и для учебного проекта, и для танцев в клубе до утра.

Как вы определились с тем, что хотите учиться дальше и в направлении математики?

Достаточно быстро я осознала, что экономика – это не то направление, которым мне бы хотелось заниматься после окончания университета. Меня привлекала сфера благотворительности, однако я поняла, что к этому нужно возвращаться позже, с накопленным опытом и капиталом, прямо-таки как Билл Гейтс. Я думала о карьере в консалтинге, пробовала себя в кейс-чемпионатах, а на 3 курсе выбрала потрясающий предмет «Абстрактная математика», который вел Алексей Алмазович Ахметшин.

Этот курс открыл мне красоту и многогранность математики. В какой-то момент я даже пожалела, что в старших классах не перешла в математическую школу, это позволило бы поступать на математические факультеты. Именно Алексей Алмазович помог мне определиться с выбором магистратуры и подал идею пойти в quantitative finance (количественные финансы), о существовании которых я до этого не слышала. А уже позднее, во время учебы в NYU, я заинтересовалась направлением Data Science и после стажировки в quant research, еще раз убедилась, что хочу попробовать себя в data science.

Кому и почему стоит выбирать NYU Courant (New York University, Courant Institute of Mathematics – прим.)? Что вас привлекло в программах этого института?

Наверное, один из самых важных аспектов, на который нужно обращать внимание при выборе магистратуры, это placement. То есть та статистика, которая отражает, сколько студентов находят работу после окончания, в течение какого времени и в каких компаниях.

NYU Courant считается одной из лучших школ мира именно по прикладной математике, при этом есть возможность выбрать как программу PhD для академической карьеры, так и магистратуру. Я поступила на магистерскую программу Mathematics in Finance, которая дает прикладные знания, необходимые для работы в квантах (количественных финансах). Там меня прежде всего привлек профессорский состав. Лекции ведут одни из самых известных людей в индустрии количественных финансов, такие как Bruno Dupire, автор концепта local volatility, который использует каждый банк в мире. Также большое значение имела локация университета – Нью-Йорк.

В поиске работы огромную роль играет нетворкинг: тот факт, что NYU находится в 15 минутах от Уолл-стрит, очень помогает по жизни

На нашей программе регулярно проводились встречи с представителями крупнейших международных банков, хедж фондов, инвестиционных компаний и прочих организаций из потенциальных работодателей. Возможность пригласить на чашечку кофе какого-нибудь руководителя отдела банка для получения информации «из первых рук» (это удивительно, но они соглашаются!) – потрясающий и ни с чем не сравнимый опыт.

Какую роль в поступлении и дальнейшей учебе сыграл международный статус программы МИЭФ?

Несмотря на то, что в современном мире люди, как правило, много путешествуют, смена страны именно для длительного проживания может быть непростой – совсем другие реалии, культура, язык. Даже если вы в этой стране бывали несколько раз в качестве туриста, поверьте, будет чему удивиться, а если к этому прибавится состояние шока от учебного процесса – станет вообще непросто. После МИЭФ учеба за рубежом не кажется чем-то необычным. Заниматься на английском привычно, а знакомый формат учебного процесса помогает быстро адаптироваться.

Поскольку наши выпускники на протяжении многих лет поступают в лучшие университеты мира, МИЭФ хорошо знают как в академической среде, так и в индустрии. Например, мой босс в BNP Paribas (банк, где я сейчас работаю) Daniel P. Ahn, который возглавлял Экономический отдел Госдепартамента США при Обаме, хорошо знает наш институт и даже приезжал в Вышку презентовать свою статью о России, посвященную влиянию санкций на экономику.

Как вообще иностранному студенту можно остаться работать в США? Например, есть такая штука, как студенческая программа STEM (Science, Technology, Engineering, and Math, including Computer Science – для студентов этих направлений в США действуют специальные визовые бонусы – прим. ред.).

Вы удивитесь, но чтобы получить американскую рабочую визу, нужно выиграть лотерею. Да, я не пошутила. Желающих получить работу в США так много, что раз в год разыгрывается право на подачу на рабочую визу H-1B. Текущая квота составляет 85000 виз. Из них 20000 зарезервированы для тех, кто имеет докторскую степень или степень магистра, присужденную американским университетом. А другая часть предназначена людям из других стран или тем, кто закончил бакалавриат. После того, как было отобрано 20000 заявок, оставшиеся магистерские заявки объединяются с остальными просителями, что дает магистрам «второй шанс» из-за их приоритетного статуса.

Однако учеба в магистратуре позволяет начать работать сразу после окончания университета. Вам выдают разрешение на год (так называемая OPT – Optional Practical Training – оплачиваемая стажировка в США). А если у вас программа STEM, то разрешение может быть пролонгировано на срок до трех лет. И в течение этих трех лет вы можете трижды участвовать в лотерее на получение рабочей визы, таким образом шанс выиграть рабочую визу значительно возрастает.

Как вы планировали строить карьеру уже во время учебы в США и какую карьерную активность ведут студенты американских магистратур вообще?

В США выстроена четкая система получения постоянной работы для выпускников магистерских программ. Осенью большие компании начинают отбор на летнюю стажировку, по окончании которой понравившимся стажерам делают оффер. При этом выход на работу осуществляется после окончания магистратуры. В таком случае вы можете посвятить все оставшееся время учебе, а не поиску работы, который отнимает колоссальное количество времени и усилий. Это особенно актуально для международных студентов, у которых есть только 90 дней на получения оффера по окончании университета.

На моей программе стажировка являлась обязательной частью учебы, без прохождения которой нельзя получить диплом. Для тех, кто еще до конца не определился с направлением работы, наибольший интерес представляют стажировки с возможностью ротации в разных командах. Поэтому большинство студентов в США делают акцент именно на поиске стажировки.

Поскольку академическая карьера меня не слишком интересовала, я сделала ставку именно на стажировку и поняла, что хотелось бы работать именно с данными. Тем более, все крупные компании поняли, что с помощью дата-аналитики можно оптимизировать уже имеющиеся процессы и создавать новые. Таргетированная реклама – один из примеров того, как можно использовать данные. Бурный интерес к данным порождает дефицит хороших специалистов, поэтому найти работу в этом направлении, имея высокую квалификацию, достаточно легко.

Чем вообще занимается человек на позиции data scientist? На чем специализируется компания BNP Paribas, где вы занимаете эту позицию?

BNP Paribas – это французский банк, где я работаю в экономическом исследовательском отделе, и проекты, над которыми мне приходится работать, довольно необычные. Например, я создала модель предсказания sentiment analysis, которая анализирует тональности текстов встреч Федерального резерва и в результате выдает одно число, показывающее, насколько позитивно или негативно Федеральный резерв относится к экономике. Помимо этого, я анализировала фотографии освещенности Земли, полученные со спутников, для предсказания различных экономических переменных. Работа дата-сайентиста может быть необходима в разных сферах: от финансов до медицины. Этот специалист работает с большими объемами данных, обучает ИИ и модели машинного обучения. Например, можно по некоторым симптомам определить заболевание, или же предсказать уровень ВВП в стране.

Почему после NYU Courant вы решили учиться в Школе анализа данных Яндекса?

Учиться в условиях стремительно меняющегося мира – здорово. Это как концентрические круги на воде: чем больше ты узнаешь, тем шире твой охват, тем больше выбор и больше возможностей. В школе я даже не думала о программировании. То, что мне его сильно не хватает, что мне это реально интересно, я поняла именно во время учебы в магистратуре. Поэтому поступила в Школу анализа данных Яндекса на 2 курсе NYU. Почему ШАД? На данный момент она предлагает одну из лучших прикладных программ в мире по машинному обучению. Учеба безумно сложная, особенно если совмещать ее с работой или вузовской программой, но очень интересная. Там читают узкоспециализированные и глубокие курсы по алгоритмам, математике и машинному обучению. Вообще, я думаю, что data scientist – это профессия не только интересная, но и востребованная практически в любой сфере, в любой стране мира.

В чем на ваш взгляд карьерный успех для такого специалиста как вы?

Думаю, для меня будет успехом либо создание своего стартапа, либо изобретение чего-то, что сможет сделать мир лучше.

Во время учебы в МИЭФ вы являлись сильнейшим в России игроком в бридж. Вы поддерживаете это увлечение? Или пробуете другие сферы?

Действительно, многие успешные бриджисты – математики, поскольку это отличный способ тренировки ума, который в ситуации азарта работает еще эффективнее. В интеллектуальных играх, к которым относится бридж, незаурядная память и аналитические способности значительно повышают шансы на итоговый успех. Перед началом учебы в NYU я получила поздравительное письмо от одного из членов университетского Совета директоров с упоминанием о том, что бридж – любимая игра на Уолл-стрит. В России я стала вице-чемпионкой, мастером спорта и входила в юниорскую сборную страны.

Сейчас с увлечениями небольшая пауза. Работа и ШАД отнимают все время. Более того, из-за пандемии практически все игры перенесены в онлайн-режим. И если появляется свободная от компьютера минутка, я стараюсь заниматься физическими упражнениями, чтобы поддерживать форму, поскольку работа и учеба у меня дистанционные. Но я надеюсь наверстать упущенное в будущем – в бридж, к счастью, можно играть до глубокой старости.

Еще я всегда с особым трепетом относилась к животным, и буквально в первые выходные после выхода на работу отправилась в приют и взяла двух очаровательных котов Плюшку и Маффина. Сейчас они мои главные помощники и в учебе, и в работе.