About Success Builder

How do you find your place in life? How do you find something to do that both comes naturally to you and makes you happy? The answer is that you have to apply the knowledge you’ve gained from university and from life itself correctly. The Success Builder Project features HSE University graduates who have discovered themselves through an interesting business or an unexpected profession. The protagonists share their experiences and lessons learnt and talk about how they’ve made the most of the opportunities they were given.

The transition online required revisions to all of the long-fossilised branches of education and prompted universities to take new approaches to teaching methods. Asya Fursova, graduate of the HSE Sociology programme, School of Education Dean and team lead producer at Universal University told Success Builder how to manage cultural projects, what ‘horizontal pedagogy’ is and why schools don’t trust new educational practices.

Was it easy to get into HSE?

The choice of HSE was nothing new for our family. My mother earned her second college degree at HSE and really liked it there. I was in the 7th grade at the time. Standardised state exams had not been introduced yet and students had to choose their educational path early to take the necessary preparatory courses that would ensure university admission. My mother pushed hard for HSE, saying that it wasn’t ‘overgrown with moss’ like some other universities. I found all the information I needed on the HSE website. The site’s sections were well structured, making it quick and easy to get an idea of how my future studies would look. There was a schedule, programme descriptions, additional courses and university options. I liked that HSE worked according to the Bologna system: bachelor’s and master’s degrees and had flexibility in changing tracks.

Like any teenager, I was attracted to psychology, and when I saw the programme in sociology, I thought, ‘Bingo, that’s it — psychology plus mathematics! Although it actually includes much more philosophy.

Photo credit: Maria Kallas

In the 9th grade, I attended the HSE preparatory course that offered great career guidance for all the major faculties at the university. As I expected, sociology turned out to be more interesting than the others, and then I began preparing for admission. In the 11th class, I was focused entirely on the preparatory course and the workload was equal to what I had at school, and all my friends were at HSE. The transition to university life turned out to be very smooth and the admissions process did not feel like a turning point of some sort.

Once you started your studies, were you disappointed with your choice of a major?

I thought I would go work in advertising, that sociology was for understanding people’s actions in order to manipulate them. I wanted to be a creator, a manager of human desires, but the sociology faculty doesn’t teach this. You receive a theoretical foundation in sociology, methods and tools that you can apply in any field. For example, after graduating from HSE, one of my classmates earned a master’s in epidemiology from the University of California, Berkeley in order to study statistical methods and analyse virus and vaccination data.

Once I was better acquainted with the academic world, I became somewhat disillusioned with science. When I saw how easily people could do shoddy work when collecting information for scientific articles and processing data, and how that information was often of questionable relevance, I stopped trusting research and decided to switch to practical activities.

When you work in more responsible or managerial positions where you need to analyse product data and make decisions on how to develop it; the ‘general researcher’ in you suddenly awakens. I must have internally thanked my alma mater 50 times for having given me a foundation in research. And of course, we were taught critical thinking skills that are so much in vogue right now. These help you process the incoming flow of information properly.

Why did you continue your studies even after deciding to do practical work?

I wanted to continue working in cultural management, but I felt that I lacked certain competencies. When I was finishing my bachelor’s degree, HSE opened a master’s programme in applied cultural studies that promised to teach students how to manage cultural projects. I chose that in order to ‘retrain’ myself and start building a career.

How did this differ from sociology?

It was very nice switching from sociology to cultural studies because the two fields share a common theoretical basis. From the methodological standpoint, however, sociology is a much stricter science. Information is structured differently in cultural studies and less quantitatively verifiable, with the result that I could not get a clear sense of it after two years of study. This is more like something in the humanities, a rather chaotic area of discourse in which methods are not clearly defined. This was unfamiliar to me.

I was very surprised that the graduate thesis for my master’s in cultural studies could be any kind of study, anything from a TV series to games

My enrollment in the applied cultural studies programme was a test in many ways. Later, Dutch museums contributed to the curriculum, greatly transforming it from that moment on, in my opinion. And this gave me an excellent foundation for interdisciplinary communication: now, it is easy to interact with the curators of projects in different fields. We also had very interesting teachers, whom I later invited as guest lecturers, as well as strong recruitment of students. I also received an HSE grant to study art management at a summer school in the Netherlands, and this was later useful in my work.

How did you put your new knowledge to use?

While still an undergrad, I got a job at the Flacon design factory, and as a grad student, I worked with the Archpolis project where our team developed Nikola-Lenivets as a cultural and tourist attraction. Working with that team taught me some important things: how to find modern cultural and art trends at an early stage and scale them up. Almost all the new media first appeared at Nikola-Lenivets. Initially, only a narrow segment of the culture scene — those in the avant-garde of trends — understood them. I was very lucky to observe how cultural trends developed from a small group to the scale of a project by the Moscow Department of Culture.

What would you call such a profession — a ‘trend designer’?

I would call it a ‘general non-profit producer’. I got into the right environment and met some great artists, curators and musicians, giving me a pool of ‘executors’ of successful projects. I learned how and from where to get funding, learned the norms of business correspondence and the chain of command, document flow — everything that all people learn in their first full-time job.

Photo credit: Maria Kallas

Does your work involve you in the creative and conceptual aspects of projects?

The project curator mainly handles the content. With educational projects, this could be an expert, methodologist or course designer from the relevant industry. In this case, the producer develops the business model of the overall project, packages the marketing and the brand and puts together a team so that everything actually happens as planned.

Your job as project producer is to assess whether the curator is working up to speed, whether the proposed format is suitable for the target audience, who the target audience is in general and how to upgrade the curator’s idea so that it really works. A Hollywood producer looks at a book and understands which scriptwriters to bring in, who should direct the movie and who should play the main role so that the film adaptation succeeds. The creative aspect of this work lies in putting together a cohesive picture with an eye to commercial success or to fulfilling any other metrics of the plan, which do not necessarily concern money.

How did you end up in education?

I oversaw the summer school back at Nikola-Lenivets. It was a very hands-on survey project with one group of architects under the guidance of another group of architects. Then I was the PR manager of the Moscow International Education Fair in 2016, thanks to which I got a good idea of what is happening where government initiatives meet the new wave of the private sector. Next, I worked in the culture and arts education programmes directorate of the Moscow Department of Culture. This is a methodological centre of Moscow art schools that helps them develop programmes, certifies teachers and provides them with continuing education, and participates in the allocation of full state scholarships and specialisations in schools.

Photo credit: Maria Kallas

I came to the Directorate as a curator producing educational courses for an external audience. This was a series of lectures on the history of contemporary art, cinema and other creative fields of interest to the average Moscow ‘hipster’. We also conducted refresher courses for museum staff from institutions under the Department of Culture.

As a curator and producer, I had the necessary skills and contacts from my master’s degree years and previous projects to put together courses that combine academic knowledge and topical subjects that are in vogue. Then, when I became the head of the entire educational department, we began holding international summer schools, long-term professional retraining programmes and many other interesting formats. After the Directorate, I worked at Foxford where I launched their IT college, and thus completely left the cultural field for education, where I plunged into product management.

Now I am a producer transitioning to Product or even Head of Product

My role is changing as the School of Education itself gathers momentum and isn’t just a pilot project that was launched yesterday. Such a specialist not only launches some viable product or project but before that is also able to reformulate the strategy of a company or a specific product, putting it into the necessary metrics, then immediately design them, assess its prospects and further refine the product within the framework of the new strategy. This is the next stage of my professional path, towards which I am currently moving.

What is a ‘design course’? This was a hot topic when studies went online. Why has it become important?

The topic really came to the fore thanks to the lockdown. However, back in 2016, the new wave methodologists with whom I worked at the time said that designing educational experiences is a separate discipline. It is more complex and possibly more powerful than instructional design (pedagogical design is more familiar to us). Nevertheless, both terms gained recognition in Russia mainly through andragogy [the science of adult education – Ed.].

In the human-centred paradigm, the course designer does not work at all like a classical methodologist in a state school, although they both focus on the curriculum.

The teacher in human-centred education is not an authoritarian figure delivering directives, and the approach works just as effectively with children

But it seems to be necessary to design such a course in response to the demands of parents as the consumers of education. However, with age, the student himself formulates his desires more clearly and understands what he would like to get from his studies. A system of horizontal pedagogy is emerging and gaining in popularity. For example, all over the world, there are so-called democratic schools without a definite curriculum, but with an educational environment in which the children themselves choose which lessons to attend.

Yaacov Hecht, an Israeli educator and the director of such a school told how some of his students once came to him with a request to offer a Chinese class. He replied, ‘Okay, we’ll start on Tuesday’. The teachers were surprised because none of them knew Chinese. But Yaacov simply purchased audio cassettes for self-study of the language and put them in the classroom. The school continued to offer Chinese for another 10 years, and one of those students went on to study in China.

Yaacov Hecht says that countries with democratic societies cannot have authoritarian, directive-based schools. However, not all parents are willing to send their children to democratic schools that, as a rule, are private and do not guarantee academic results. This is an extreme example of the person-centred approach.

With Sonya Smyslova. Photo credit: Maria Kallas

In this type of educational model, there emerges the figure of an instructional designer. In Russia, this is called a pedagogical or didactic designer.

This is someone who assembles a course programme based on a given educational result, although he or she does not have a specialisation and could work in multiple subject areas. An industry practitioner comes to such a person and offers his expertise. The course designer helps to convert this into a programme so that students can achieve educational results. He understands that every lesson follows a certain dramatic line: there are moments at which the student gets tired, making it necessary to introduce a practical task, and then a game, etc.

The next stage for a course design specialist is an educational experience designer. This includes not only the curriculum but also the student’s learning environment, including the digital and sometimes even service components. The designer first studies his future student in terms of his habits, values, motivations and concludes which lesson format to develop so that students will, for example, open up and be creative. When this is the goal, the environment will not include assessment procedures or school desks and the curriculum will be flexible. Experience designer is the speciality we are currently teaching at the School of Education.

Does the School of Education project address this question? How, in general, did it come into being?

Sonya Smyslova, my School of Education co-founder and HSE graduate worked as the head of the Centre for Academic Excellence at the Universal University. Since 2003, this university — that includes the British Higher School of Design, the Moscow School of Cinema and others —has been noted for its unique ‘sales offer’: only working professionals from the design and other creative industries taught there. At some point, many such projects sprung up and this became the norm in adult continuing education, so the Universal University decided to improve its offerings by studying the demands of students.

Sonya’s task was to beef up teachers’ competencies so that they could better transfer their practical experience to students. In 2019, Universal University Director Katya Cherkes-zade and Sonya invited me to launch a school for education professionals. We developed a course for those who are already working in education: methodologists, designers and teachers. Our main audience was educational programme design specialists, but there are also many programmes for other audiences — school directors, product managers in education and tutors. We are gradually expanding our product line. We would like to become the next ‘Teachers’ College’, the place where future teachers, school directors and directors of adult continuing education projects come to study.

To what extent does the state find such ideas interesting and implement them?

Education in Russia is changing a great deal, especially in universities because, unlike state schools, they are in a competitive environment in which the applicant chooses where to go. Universities are introducing increasingly personalized models — from minors and individual tracks for students to transferring entire programmes online. Russian universities are open to acquiring new competencies.

Secondary education is a huge machine that is scary to alter, and this fear is mainly because parents are not yet ready for change

All parents attended approximately the same type of school and think they should pass along the same experience to their children because they have never seen anything else. I can only imagine how indignant they would be if desks were replaced with beanbags or if electives became the core curriculum. However, school education will be forced to gradually eliminate directives and authoritarianism. This is because schools are now perceived as a service. Students’ and parents’ communication with teachers is taking on the character of an employer-employee relationship.

I can’t say that this is a positive turn of events because teachers don’t deserve such an attitude, so we’ll have to see where this leads. At the moment, parents carry a lot of weight at schools because they are voters and schools are afraid of conflicts with those who form the basis of the state.

On the other hand, children are changing. They think in so-called ‘clips’. It is more difficult for them to accept the standard programme, which is slow and has only one correct answer, so that teachers are forced to look for new ways of presenting the material, including through games. Formats will gradually change to motivate students. As the mother of a school-age child and, at the same time, as someone working in education, it is interesting for me to observe this large-scale process.

Private schools will also play a role in this change, but this will only happen in 10 years. They need to develop new approaches en masse. Then, relying on that successful experience, it will not be so scary for the Ministry of Education to introduce something new into the state school system.

О проекте
«Конструктор успеха»

Как найти свое место в жизни, заняться тем, что получается легко и приносит счастье? Для этого нужно правильно применить знания, которые дал университет и сама жизнь. В проекте «Конструктор успеха» мы рассказываем о выпускниках Высшей школы экономики, которые реализовали себя в интересном бизнесе или неожиданной профессии. Герои делятся опытом — рассказывают, какие шишки набивали и как использовали предоставленные им шансы.

Переход в онлайн потребовал пересмотра всех ветвей образования, ставшего в своей незыблемости ископаемым, и побудил университеты применить новую оптику в разработке методик преподавания. Ася Фурсова, выпускница программы «Социология», декан факультета School of Education и тимлид продюсеров в Universal University, рассказала «Конструктору успеха» о том, как управлять культурными проектами, что такое «горизонтальная педагогика» и почему школы не доверяют новым образовательным практикам.

Легко ли было поступить в Вышку?

Выбор Вышки не был для нашей семьи новостью. Моя мама получила там второе высшее образование, ей очень понравилось. На тот момент я училась в 7-м классе, еще не было ЕГЭ, и нужно было рано определяться с выбором вуза, чтобы пойти на подготовительные курсы и непременно поступить. Мама горячо советовала Вышку, говорила, что она «не заросла мхом», как некоторые университеты. Я пошла смотреть сайт Вышки, оказалось, что там есть вся нужная информация. Разделы хорошо структурированы, можно быстро и легко составить представление о том, как будет выглядеть твоя учеба: расписание, описание программ, дополнительные курсы и университетские опции. Мне понравилось, что Вышка работала по Болонской системе: обучение в бакалавриате и магистратуре, возможность гибко сменить трек.

Как любого подростка, меня привлекала психология, и когда я увидела программу по социологии, то подумала: бинго, это оно, психология плюс математика! Хотя на самом деле там куда больше философии.

Автор: Мария Каллас

В 9-м классе я пошла на ФДП Вышки, где можно было пройти очень классную профориентацию по всем основным факультетам. Социология ожидаемо оказалась интереснее остальных, и дальше я готовилась к поступлению. В 11-м классе ФДП перетянул на себя все мое внимание, нагрузка была равна школьной, весь мой круг друзей сконцентрировался в Вышке. Переход к университетской жизни получился очень плавным, и поступления как какого-то перелома в жизни я совсем не ощутила.

Вас не разочаровал выбор направления, когда начались штудии?

Мне казалось, что дальше я пойду работать в рекламу, что социология нужна для понимания поступков людей, чтобы манипулировать ими. Хотелось быть креатором, менеджером человеческих желаний. Но по факту соцфак этому не учит. Ты получаешь теоретическую базу по социологии, методику и инструменты, которые можешь применить в любой отрасли. Например, моя коллега по учебе после Вышки поступила в магистратуру University of California, Berkeley, на эпидемиолога, чтобы заниматься статистическими методами и анализировать данные по вирусам и прививкам.

Познакомившись ближе с академическим миром, я несколько разочаровалась в науке. Оценив уровень возможной халтуры на этапах сбора информации для статей, в процессе обработки данных и часто их сомнительную актуальность, я перестала доверять исследованиям и решила переключиться на практическую деятельность.

Когда ты выходишь на более содержательные или управленческие позиции, где нужно анализировать данные по продукту, принимать решения о его развитии, тот самый «исследователь широкого профиля» просыпается. Я уже раз пятьдесят мысленно поблагодарила alma mater за исследовательскую базу. Ну и, конечно, в нас воспитали то самое, настоящее, критическое мышление, которое все хотят освоить сейчас. Это помогает адекватно воспринимать информационный поток вокруг.

Почему, приняв решение в пользу практики, все же продолжили учиться дальше?

Хотелось продолжить работу в сфере культурного менеджмента, но я ощущала отсутствие компетенций. Когда я оканчивала бакалавриат, Вышка открыла магистратуру по прикладной культурологии, где предполагалось учить студентов управлять культурными проектами. Я выбрала ее, чтобы «переквалифицироваться» и начать строить карьеру.

Насколько это направление отличалось от социологического?

Идти из социологии в культурологию очень приятно, потому что в плане теоретической базы это близкие сферы. Однако социология с точки зрения методологии гораздо более строгая наука. В культурологии знания иначе структурированы и менее количественно проверяемы, двух лет мне оказалось недостаточно для того, чтобы четко увидеть предмет внутри этой дисциплины. Это больше похоже на гуманитарную, довольно хаотичную область дискурсов, где не приводятся ясные определения методов. Мне это было непривычно.

Выпускные работы магистрантов-культурологов для меня выглядели довольно неожиданно: предметом изучения могли быть самые невероятные studies, включая сериалы и игры

Мой набор на программу по прикладной культурологии был во многом тестовым, дальше к учебному плану подключились голландские музеи. Думаю, с того момента она сильно трансформировалась. У меня меж тем сформировался прекрасный базис для междисциплинарной коммуникации: стало легко общаться с кураторами проектов в самых разных направлениях, плюс все же у нас были очень интересные преподаватели, которых я потом приглашала на гостевые лекции, и сильный набор студентов. Кроме того, я получила грант Вышки на учебу в Летней школе по арт-менеджменту в Нидерландах, что потом пригодилось в работе.

Как вы реализовывали новые знания?

Еще после бакалавриата я пошла работать на «Флакон», потом параллельно с магистратурой трудилась в проекте «Архполис», где командой мы развивали «Никола-Ленивец» как культурно-туристическое место притяжения. С этой командой я научилась важным вещам – находить и масштабировать тренды современной культуры и современного искусства на раннем этапе. Почти все новые медиа появлялись впервые в «Никола-Ленивце». Поначалу они были понятны узкой части культурной тусовки, находящейся в авангарде трендов. Большая удача наблюдать развитие культурных тенденций от узкого круга до масштабов проекта Департамента культуры Москвы.

Как можно назвать такую профессию – «проектировщик трендов»?

Скорее – продюсер широкого профиля в некоммерческой сфере. Я попала в правильную среду, узнала классных художников, кураторов, музыкантов, у меня сложился пул «исполнителей» успешных проектов. Я научилась и тому, как и где выбить бюджет, усвоила нормы деловой переписки и субординации, документооборот – все то, чему каждый учится на первой полноценной работе.

Автор: Мария Каллас

Вы в процессе работы участвуете в креативной, концептуальной стороне проекта?

Содержательной стороной в большей степени занимается куратор проекта. В случае с образованием это может быть эксперт из индустрии, в рамках которой создается образовательный продукт, методист, дизайнер курса. Продюсер в данном случае разрабатывает бизнес-модель всего проекта, маркетинговую упаковку, бренд, собирает команду, делает так, чтобы вообще все случилось.

 

Как продюсер проекта ты способен оценить, достаточно ли хорошо работает куратор, подойдет ли этот формат целевой аудитории, кто вообще наша ЦА и что сделать, чтобы прокачать предложенную куратором идею до рабочей версии. Голливудский продюсер берет в руки книгу и понимает, кого позвать в сценаристы, кого в режиссеры или на главную роль, чтобы экранизация выстрелила. Креатив в такой работе состоит в том, чтобы собрать картинку воедино с прицелом на коммерческий успех или выполнение любых других заложенных в план метрик, это необязательно именно деньги.

 

Как вы попали в сферу образования?

Еще в «Никола-Ленивце» я курировала работу летних школ. Это был очень прикладной проект по изучению местности одними архитекторами под руководством других архитекторов. Потом я была пиар-менеджером Московского международного салона образования в 2016 году, благодаря чему получила неплохое представление о том, что происходит на стыке государственных инициатив и частной новой волны. После я работала в Дирекции образовательных программ в сфере культуры и искусства при Департаменте культуры Москвы. Это методический центр при московских школах искусств, который помогает им собрать программы, аттестует и повышает квалификацию педагогов, участвует в распределении бюджетных мест и специализаций по школам.

Автор: Мария Каллас

Я пришла в дирекцию как куратор, чтобы продюсировать образовательные курсы для внешней аудитории. Это были курсы лекций по истории современного искусства, кино и другим творческим областям, интересным среднестатистическому московскому «хипстеру». Также мы проводили курсы повышения квалификации для музейных сотрудников из институций, подведомственных Департаменту культуры.

Мне хватало компетенций и знакомств со времен магистратуры и предыдущих проектов, чтобы удачно собирать такие курсы на стыке академического знания и модных востребованных тем в роли куратора и продюсера. Потом я стала руководителем уже всего образовательного отдела, мы начали делать международные летние школы, долгосрочные программы профпереподготовки и много других интересных форматов. После дирекции я работала в «Фоксфорде», где запускала IT-колледж и таким образом уже совсем ушла из сферы культуры в образование и окунулась в управление продуктом.

Сейчас я продюсер в переходном состоянии к статусу Product или даже Head of Product

Моя роль меняется по мере того, как сама School of Education становится устойчивой школой, а не вчера запущенным экспериментальным проектом. Такой специалист не только запускает какой-то жизнеспособный продукт или проект, но перед этим способен еще и переформулировать стратегию компании или конкретного продукта, уложив ее в необходимые метрики, потом сразу их запроектировать, оценить перспективы и дальше уже дорабатывать продукт в рамках новой стратегии. Это мой следующий профессиональный этап, к которому я иду в данный момент.

Что такое «дизайн курсов»? Об этом активно заговорили в момент перевода учебы в онлайн. Почему это стало важно?

Тема действительно полыхнула благодаря локдауну. Однако еще в 2016 году методисты новой волны, с которыми я работала тогда, говорили: проектирование образовательного опыта – это отдельное направление. Оно более комплексное и, пожалуй, более сильное, чем instructional design (более понятный нам педагогический дизайн). Тем не менее оба термина в России узнавали в основном через андрагогику (андрагогика – наука об обучении взрослых. – Ред.).

В человекоцентричной парадигме дизайнер курса, как вы понимаете, работает совсем не как классический методист в государственной школе, хотя область приложения усилий у них одна – учебная программа.

Преподаватель в человекоцентричном образовании – уже не директивно-авторитарный человек, и в случае с детьми это работает так же эффективно

Но тут вроде проектировать курс необходимо, исходя из запроса родителя как заказчика образования. Однако сам ученик с возрастом четче формулирует свои желания и понимает, чего хотел бы получить от учебы. Возникает система горизонтальной педагогики, которая все больше набирает популярность. Например, по всему миру функционируют так называемые демократические школы, где нет четкого учебного плана, но есть образовательная среда – дети сами выбирают, на какие уроки ходить.

Израильский педагог и директор такой школы Яков Гехт как-то рассказывал, как ученики его школы пришли к нему с просьбой открыть класс изучения китайского языка. Он ответил: «Ок, со вторника начинаем». Учителя удивились, никто из них не знал китайского. А Яков просто купил аудиокассеты для самостоятельного изучения языка и положил их в классе. Предмет успешно существовал в школе 10 лет, а один из учеников продолжил обучение в Китае.

Яков Гехт говорит, что в странах с демократической формой устройства общества не может быть директивно-авторитарных школ. Однако не все родители готовы отдавать детей в демократические школы, которые, как правило, являются частными и не гарантируют академического результата. Это такая крайняя степень человекоцентричного подхода.

С Соней Смысловой. Автор: Мария Каллас

В подобной образовательной модели возникает фигура «упаковщика» образовательного контента (instructional designer), который в России называется педагогическим или дидактическим дизайнером.

Это человек, собирающий программу курса, исходя из заданного образовательного результата, при этом у такого человека нет конкретной специализации, он может быть метапредметным. К такому специалисту приходит практик из индустрии и предлагает свою экспертизу. Дизайнер курса помогает конвертировать это в программу так, чтобы студенты могли достичь образовательного результата. Он понимает, что у занятия своя драматургия: есть моменты, когда студенты устают, значит, нужно дать практическое задание, а потом ввести игру и т.д.

Следующий этап для специалиста по дизайну курсов – это проектировщик образовательного опыта, куда входит уже не только учебная программа, но и среда обучения студента, в том числе цифровая, даже иногда сервисная составляющая. Проектировщик сначала исследует своего будущего студента с точки зрения его привычек, ценностей, мотиваций и проходит к выводу, какой формат занятия разработать, чтобы студенты, например, раскрылись и проявили креативность. Если стоит такая задача, то в такой среде не будет оценочных процедур, школьных парт, а учебный план окажется гибким. Проектировщик образовательного опыта – это та специальность, которой мы сейчас учим в School of Education.

Такую задачу решает проект School of Education? Как он вообще возник?

Соня Смыслова, моя коллега по созданию School of Education и также выпускница Вышки, работала в университете креативных индустрий Universal University как руководитель центра академического качества. Этот университет, куда входят Британская высшая школа дизайна, Московская школа кино и т.д., с 2003 года был ценен уникальным торговым предложением: там преподавали только практики из индустрии дизайна и других сфер креативных индустрий. В какой-то момент таких проектов стало много, это стало нормой для сферы взрослого дополнительного образования, и Universal University задумался над усовершенствованием своего предложения на основе изучения запросов студентов.

Задачей Сони было прокачать компетенции преподавателей, чтобы они наилучшим образом передавали студентам свой практический опыт. В 2019 году директор Universal University Катя Черкес-заде и Соня пригласили меня запустить школу для специалистов сферы образования. Мы разработали курсы для тех, кто уже работает в сфере образования: методистов, дизайнеров, преподавателей. Наша главная аудитория – специалисты по дизайну образовательных программ, но есть также ряд программ для других аудиторий – руководителей школ, продакт-менеджеров в образовании, тьюторов. Мы постепенно расширяем нашу продуктовую линейку. Хотелось бы стать новым «педом», куда пойдут учиться будущие учителя, директора школ, руководители взрослых проектов дополнительного образования.

Насколько такие идеи интересны и внедряемы на государственном уровне?

Образование в России сильно меняется, особенно в вузах, которые по сравнению с государственными школами находятся в конкурентной среде, поскольку абитуриент выбирает, куда ему поступать. В университетах внедряются все более персонализированные модели – от майноров до индивидуальных треков для студентов и перевода целых программ в онлайн. Российские вузы открыты к тому, чтобы получать новые компетенции.

Среднее образование – огромная машина, которую страшно трогать, и этот страх главным образом связан еще и с тем, что родители пока не готовы к переменам

Все родители прошли примерно одну и ту же школу, они считают, что нужно воспроизводить тот же опыт на своих детях, ибо другого они не видели. Представляю, какое вызовет возмущение замена парт пуфами или введение предметов по выбору как основы учебного плана. Однако постепенно и школьное образование будет вынуждено измениться по части директивности и авторитарности. Это связано с тем, что школы сейчас воспринимаются как сервис. Общение учеников и родителей с учителями принимает характер отношений заказчика и клиента.

Не могу сказать, что это здоровый поворот, учителя не заслуживают такого отношения, так что посмотрим, куда он дальше нас приведет. Школа – это на данный момент та территория, где родитель имеет большой вес из-за того, что он избиратель, а школы боятся конфликтов с государственным учредителем.

С другой стороны, меняются дети. Им сейчас свойственно так называемое клиповое мышление, им сложнее воспринимать ту стандартную программу, медленную, с единственным правильным ответом, и учителя вынуждены искать новые способы подачи материала, в том числе используя игровые формы. Постепенно форматы будут меняться в пользу мотивации ученика. Мне как матери школьника и одновременно человеку из образования интересно наблюдать за этим масштабным процессом.

Свою роль в переменах сыграют и частные школы. Но это произойдет лет через десять. Им нужно массово отработать новые подходы, и Министерству образования будет уже не так страшно внедрять что-то новое в государственную систему школьного образования, опираясь на успешные кейсы частных школ.