• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

About the project «Success Builder»

How do you find your place in life? How do you find something to do that both comes naturally to you and makes you happy? The answer is that you have to apply the knowledge you’ve gained from university and from life itself correctly. The Success Builder Project features graduates from the Higher School of Economics who have discovered themselves through an interesting business or an unexpected profession. The protagonists share their experiences, and talk about the big shots they’ve schmoozed and how they’ve made the most of the opportunities they were given.

Technology education is just one of the areas that the RAR and its head, Alisa Konyukhovskaya, are engaged in. Thanks to this association, we are gradually ceasing to anthropomorphize robotics and the West is learning more about Russian technologies and supporting the Russian market with investments. Here, Ms Konyukhovskaya tells Success Builder how a philosopher can find her calling in technology, who makes the rules for robots and why study at HSE to learn how to manage innovations.

How did you make the transition from philosophy to technology?

I think it was an organic transition. Philosophy is an extremely broad major. You can do anything because it entails understanding phenomena, processes and historical eras. When I entered the Philosophy Department at Moscow State University, I was already interested in technology and everything connected with the ‘Russia 2045’ movement (a social movement founded by entrepreneur Dmitry Itskov that advocates human development through the integration of modern technologies). What’s more, members of this community constantly discussed futuristic topics, and this gave rise to a community of people — that included philosophers — who were interested in science.

I didn’t know what to major in when I started at Moscow State University. During my second year, I attended the conference of the ‘Russia 2045’ community where I met David Dubrovsky, a professor of the Russian Academy of Science’s Institute of Philosophy. He helped me choose a research subject. I settled on ‘the Internet of things’ and began writing academic articles. I gradually came to the understanding that only doing research was not for me. I wanted something more concrete so that I could change the world and be closer to reality.

Photo by Mikhail Dmitriev

In my third year, I attended a talk given by Industry and Trade Minister Denis Manturov. Afterwards, I approached him and asked, ‘What is our country doing to develop the Internet of things?’ Because of that conversation, I was offered an internship at an affiliated agency for technological development. That experience turned out to be very useful for me: I met colleagues from the Internet Initiatives Development Fund and volunteered at the Innoprom international industrial exhibition where I helped out at the booth of the Russian Ministry of Industry and Trade. That was in 2015. Now, the exhibition has become part of my professional growth because I stage major international robotics events at Innoprom.

How did the Russian Association of Robotics first come into your life?

The IFR took part in that very first Innoprom event and proposed setting up a local robotics industry association. Vitaly Nedelsky took on the task. He had noticed my analytical work as an intern at the agency and suggested I become an analyst with RAR. I was 21 years old, was a fourth-year college student and knew nothing at all about robotics. Nevertheless, one year later I had already become the deputy director of the association.

What exactly does the RAR do?

The RAR works to develop the Russian robotics market. It serves as a platform for technology sector representatives to communicate with state and foreign organizations. We also carry out expert and educational tasks in robotics. We gather data about the Russian market, present the results to the IFR, analyse state policies and support measures, conduct events and carry out business missions.

It is incredibly interesting to communicate with developers, to visit factories, laboratories and exhibitions, and to meet scientists and inventors. Now a large network of foreign partners has formed that helps us promote Russian companies. One of the tasks of the RAR is to develop the robotics community through networking, and so we hold informal events as well.

What is the domestic and global market for robotics?

When we started, the robotics market was just forming. Now it consists of two major segments: industrial robotics — that has been operating abroad for 50 years — and the service sector. Industrial robotics includes manufacturing robots as well as those who integrate robotic solutions, the developers of specialised software and components suppliers. We recently created an online course for companies planning to utilise industrial robots that explains how the industrial robotics market works and how to avoid potential pitfalls.

Photo by Mikhail Dmitriev

The second market segment includes such fields as logistics, medicine and education. It is still very young and develops very rapidly, both in Russia and around the world. Russian companies have a very good chance of taking a leadership position in the global robotics market. The robotics industry has grown and developed substantially. There are more companies and products and Russia’s influence on the market has grown as well. We help customers find high-quality products in this new market and create favourable conditions for companies that produce robots. Of course, we do not make robots ourselves.

You received a liberal arts education. How have you managed to work at the RAR without a technical background?

Our work consists of information and communication. We convey ideas and form connections between people and organizations. It isn’t that difficult to master the necessary technical vocabulary or to grasp the gist of these processes. Although I might not know the answer to this or that technical question, I do know which specialists can provide a very detailed answer. What’s more, the RAR unites our individual efforts in a single structure, multiplying the result.

Technical knowledge is not required for analysing the robotics market. It is important to be observant and to be able to see how individual facts and events reveal market trends. In our analytical work, we also rely on IFR reports, which has the broadest expertise in market statistics, and we use an international methodology to collect data on the Russian market.

After reading works by Hegel and Kant, the analytical materials of the International Federation of Robotics are a manageable task

It is important for me as an expert to know different countries’ policies on robotics, and HSE University helped me in this regard. While a student, I became acquainted with the Chinese, Korean, Japanese, American and European approaches and figured out which would be most suitable for developing robotics in Russia.

Why did you study innovation at HSE University rather than go to, say, California?

In my third year at MSU, I already knew I wanted to continue my studies at HSE, which had just started taking applications for its Governance of Science, Technology and Innovation English-language master’s programme. I even took a course on critical thinking at Manchester Metropolitan University to see if I could handle studies in English. But it was important for me to remain in Russia because I really love my work and wanted to develop in the context of the Russian technology market. It was also very convenient for me that HSE held these classes in the evenings.

How have those studies influenced your work and your life generally?

The meta-skills I gained from my philosophy studies have helped with my analytical work at the RAR — for example, the ability to process a large volume of information, formulate concepts, think, read, write and speak. The ability to take a philosophical approach to phenomena and to view technology through historical, cultural and social perspectives turned out to be very pertinent.

 

  373,000 robots

were installed in industrial enterprises worldwide in 2019е

 

I went to HSE University for specific things — I needed to gain a deep understanding of the industry and the innovation management field. I was very inspired by lectures from instructors who worked in government agencies and development institutions. I appreciated the experience of internalisation at the academic level — ours was a multinational group and this later helped me develop the international aspect of the RAR. Overall, I would like to receive more practical experience in developing innovations and approaches for implementing them than the programme offers.

In that case, why did you choose a master’s programme at HSE rather than an MBA?

To build up managerial skills, you need sufficient expertise, which is why I chose the master’s programme. This is a very important stage of education. I am thinking now about getting an MBA but, for now, I’ve taken an online programme at MIT on using AI in business that has greatly helped in creating the RAR’s own educational course. I am also gaining teaching experience with an MBA programme that MSU designed for the winners of the Leaders of Russia competition. Most of the lectures focus on innovations in technology and I explain what is happening with the robotics market specifically.

Photo by Mikhail Dmitriev

Is there anything lacking in the HSE programme?

Ours was only the third graduating class, so shortcomings were unavoidable, as with any new programme. My classmates were experienced and skilled and had already worked with innovations, so many had high expectations for the course. I was near the bottom of the list in terms of qualifications. The students needed practical knowledge, but the curriculum was based more on definitions and theories. I would have liked more meetings with industry experts and to have gone deeper into the practical realities of managing innovation. We gave our feedback to those running the programme, so I think a lot has already improved.

At what stage did you become head of the RAR?

Because RAR founder Vitaly Nedelsky switched his focus to other projects in 2018, I was already handling all of the association's affairs as the deputy head. The same year, I was named head of the RAR because I had been there at the inception of the project and had a strong understanding of how it should develop. I have developed professionally along with the RAR: it has been like a third full-fledged education. It has grown from a startup into a major international market player with a large number of partners, connections and projects at the level of ministries and development institutions. It has grown not only in size but also in the authority, trust and respect it enjoys from both the Russian and international robotics communities.

Philosophers are often involved in the ethical issues of innovation. Are you involved in this process?

We do not deal with ethics at the RAR because it is too theoretical. Philosophers tend to discuss it in very abstract terms, and at the level of individual companies or in the legal field generally, lawyers deal with the question of how to minimise the risks from technology.

I am more interested in how society is changing under the influence of technology and which factors act as drivers for or barriers to the creation and use of technologies. They fundamentally change society, the way we live, communicate and understand the world around us. For example, the coronavirus epidemic provides a clear example of how we already live at a different technological level, and it has been a catalyst for changes to social institutions.

Sberbank and, in particular, my colleague there, Andrey Neznamov, are actively involved in the legal issues connected with technology. Andrey earlier founded the Robopravo organization and now works at Sberbank as the executive director for AI legal affairs.

 

It is not ethical issues, but legal questions that are currently slowing the development of AI. This is because you need access to personal data that is protected by law

Fortunately, the development of robotics faces few ethical issues. The barrier is often that people, companies and social institutions are not ready to use new technologies. Robots are largely a cultural phenomenon. Our understanding of robotics comes from the genre of science fiction books and films which is divorced from technological realities.

From a philosophical standpoint, we need to view robotics as a cultural and social phenomenon. For example, there is a negative perception of robotics in modern society. This is due to the semantics of the language and the existing connotation of the word ‘robot’. One hundred years ago, Karel Čapek wrote the play ‘R.U.R.’ in which robots exterminate humanity and throughout the twentieth century, science fiction writers mercilessly exploited the theme of humanity becoming enslaved by its own creation.

Photo by Mikhail Dmitriev

It is unsurprising that we have such an enduring fear of robots and AI and of the ‘behaviour’ of technologies that, for some reason, must be anthropomorphic and act like villains or cause economic harm to people. How many times have I heard people say, ‘You’re in robotics? Are you planning to put us all out of work?”

The media is one of the main ways this superstition is spread, and we at RAR do an enormous amount of work simply educating journalists and, indeed, all people, about robotics. It’s time to stop fearing robots — we live in a world that they are creating. For example, robots are used in the production of all modern smartphones and cars. The RAR sets out to change society's attitude towards robots. Robots pose no threat to humanity. They improve working conditions and the quality of life, help make companies more competitive and create better jobs — not eliminate them.

О проекте
«Конструктор успеха»

Как найти свое место в жизни, заняться тем, что получается легко и приносит счастье? Для этого нужно правильно применить знания, которые дал университет и сама жизнь. В проекте «Конструктор успеха» мы рассказываем о выпускниках Высшей школы экономики, которые реализовали себя в интересном бизнесе или неожиданной профессии. Герои делятся опытом — рассказывают, какие шишки набивали и как использовали предоставленные им шансы.

Просвещение в области технологий – это лишь одно из направлений, которым занимается НАУРР (Национальная Ассоциация участников рынка робототехники) и ее руководитель – выпускница Вышки Алиса Конюховская. Благодаря ей мы постепенно перестаем антропоморфизировать робототехнику, а на западе все больше узнают о российских технологиях и поддерживают наш рынок инвестициями. В интервью Алиса рассказала «Конструктору успеха» о том, как философ может найти себя в сфере технологий, кто разрабатывает право для роботов и зачем поступать именно в Вышку, чтобы научиться управлять инновациями.

Как получилось, что из философии вы прыгнули в технологии?

На мой взгляд, это органичный переход. Философия – такая обширная специализация, в которой можно заниматься чем угодно, поскольку она про осмысление явлений, процессов, исторических эпох. Когда я поступила на философский факультет МГУ, то уже тогда интересовалась технологиями и всем, что происходит в рамках движения «Россия 2045» (общественное движение и интернет-сообщество, выступающее за развитие человека через интеграцию современных технологий, основанное предпринимателем Дмитрием Ицковым – прим. ред.). Кроме того, в рамках сообщества постоянно велись дискуссии на футуристические темы, вокруг него образовалось заинтересованное научное сообщество, состоящее в том числе из философов.

Когда я поступала в МГУ, думала – на чем специализироваться? На втором курсе я поехала на конференцию общества «Россия 2045» и познакомилась с Давидом Израилевичем Дубровским, профессором института философии РАН, который помог мне с выбором темы исследований. Я остановилась на интернете вещей и начала писать научные статьи. Постепенно я пришла к пониманию, что просто заниматься научной деятельностью – не мое, хотелось больше практики, чтобы менять мир и быть ближе к реальности.

Фото: Михаил Дмитриев

На третьем курсе после лекции министра промышленности и торговли Дениса Мантурова я подошла к нему с вопросом: «А как у нас в стране государство развивает интернет вещей?». По итогам беседы мне предложили стажироваться в подведомственном Агентстве технологического развития. Этот опыт оказался для меня очень полезным – я познакомилась с коллегами из Фонда развития интернет инициатив и съездила волонтером на международную промышленную выставку ИННОПРОМ, где помогала на стенде Минпромторга. Это было в 2015-м, теперь выставка стала частью моего профессионального роста – сейчас на ИННОПРОМе я делаю крупные международные мероприятия по робототехнике.

Как в вашей жизни появилась Ассоциация робототехники?

На тот самый первый ИННОПРОМ приехала Международная федерация робототехники и предложила создание локальной отраслевой ассоциации по робототехнике. Этим занялся Виталий Недельский, который заметил мою аналитическую работу в рамках стажировки в Агентстве и предложил стать аналитиком Национальной Ассоциации участников рынка робототехники (НАУРР). Мне был 21 год, я училась на четвертом курсе, ничего не знала про робототехнику. Несмотря на это через год я уже стала заместителем руководителя Ассоциации.

Чем вообще занимается эта ассоциация?

НАУРР занимается развитием рынка робототехники в России – это площадка для общения представителей технологической сферы с государством и зарубежными организациями. Также мы выполняем экспертные и просветительские задачи в области робототехники – собираем данные о рынке России, предоставляем результаты в международную ассоциацию робототехники, анализируем госполитику и меры поддержки, проводим мероприятия и выполняем бизнес-миссии.

Это невероятно интересно – общаться с разработчиками, бывать на заводах, в лабораториях, на выставках, знакомиться с учеными и изобретателями. Сейчас у нас образовалась большая сеть партнеров за рубежом, которая помогает нам продвигать российские компании. Одна из задач ассоциации – развивать сообщество робототехников через нетворкинг, поэтому мы проводим и неформальные мероприятия.

Что из себя представляет рынок робототехники в мире, в России в частности?

Когда мы начинали работать, рынок робототехники только формировался. Сейчас он состоит из двух крупных сегментов – это промышленная робототехника, которая за рубежом существует уже 50 лет, и сервисная. К промышленной робототехнике относятся как производители роботов, так интеграторы робототехнических решений, разработчики специализированного софта и поставщики компонентов. Для предприятий, которые планируют внедрять промышленных роботов, мы недавно создали образовательный онлайн-курс и помогаем разобраться, как устроен рынок промышленной робототехники, какие есть подводные камни, что делать, чтобы их избежать.

Фото: Михаил Дмитриев

Второй сегмент рынка охватывает такие сферы как логистика, медицина, образование. Он еще очень молодой и быстроразвивающийся не только у нас в стране, но и во всем мире. В этом сегменте у российских компаний есть высокие шансы занять передовые позиции на мировом уровне. Сейчас рынок робототехники значительно увеличился и сформировался, стало больше компаний и продуктов, также выросло и наше влияние на рынок. Мы помогаем заказчикам найти на новом рынке качественные продукты и создаем условия, в которых компаниям будет комфортно производить роботов. Сами мы, разумеется, роботов не производим.

Вы получили гуманитарное образование. Как справлялись с работой в Ассоциации без технического бэкграунда?

Направления нашей работы – информация и коммуникация. Это про смыслы, которые мы транслируем, и про связи, которые создаем между людьми или организациями. Овладеть техническим словарем и разобраться в сути процессов не так трудно. Я могу не знать ответа на какой-то технический вопрос, зато знаю лучших специалистов, которые дадут исчерпывающие ответы. К тому же наши одиночные усилия объединены одной структурой, что умножает результаты.

В аналитике рынка робототехники необязательно владеть техническими знаниями. Важно обладать наблюдательностью и за отдельными фактами и событиями видеть, как формируются тренды рынка. В своей аналитической работе мы также опираемся на отчеты Международной федерации робототехники, у которой самая широкая экспертиза в области статистики о рынке, и используем международную методологию для сбора данных о российском рынке.

После чтения текстов Гегеля и Канта аналитические материалы Международной федерации робототехники – весьма посильная задача

Для меня как эксперта важно знание подходов государственной политики в области робототехники разных стран, и в этом мне помогла Вышка. Во время обучения я знакомилась с китайским, корейским, японским, американским, европейским опытами, разбиралась, что больше подойдет России для развития робототехники.

Почему вы не поехали, скажем, в Калифорнию, а пошли изучать инновации в Вышку?

Когда я училась на третьем курсе МГУ, то уже знала, что хочу учиться дальше именно в Вышке – тогда прошел первый набор на англоязычную программу «Управление в сфере науки, технологий и инноваций». Я даже поехала на курс критического мышления в Университет Манчестер Метрополитен, чтобы понять – потяну ли я обучение на английском языке? Но мне было важно оставаться в России, поскольку я очень люблю свою работу и хотела расти в контексте нашего технологического рынка. Занятия на программе в Вышке проходили по вечерам, мне это также очень подходило.

Как обучение повлияло на результаты работы и на жизнь вообще?

В аналитической работе Ассоциации мне пригодились метанавыки, полученные во время обучения на философском факультете. Например, способность к обработке большого объема информации, создание концепций, умение думать, читать, писать, говорить. Очень актуальным оказался философский подход к явлениям, взгляд на технологии через исторический, культурный и социальный контексты.

 

  373 000 роботов

в 2019 году было установлено на промышленных предприятиях в мире

 

Я шла в Вышку за конкретными вещами – нужно было получить глубокое понимание индустрии и сферы управления инновациями. Меня очень вдохновляли лекции от преподавателей-практиков, которые работали в государственных ведомствах и институтах развития. Я оценила опыт интернализации на академическом уровне – наш курс был мультинациональным, и это помогло в дальнейшем развивать международное направление в Ассоциаци. В целом мне хотелось бы получить несколько больше практического опыта относительно развития инноваций и подходов к их внедрению, чем предлагает программа.

Почему именно магистратура Вышки, а не МВА, в таком случае?

Для того, чтобы прокачивать менеджерские навыки, нужно обладать достаточной экспертизой, за которой я и шла в магистратуру. Это очень важный образовательный этап. Я думаю про МВА в данный момент, а пока прошла онлайн-программу в MIT по применению ИИ в бизнесе, что сильно помогло в создании нашего собственного образовательного курса от НАУРР. Также я получаю преподавательский опыт на МВА-программе в МГУ, которая разработана для победителей конкурса «Лидеры России». Основная часть лекций посвящена инновациям в технологиях, я рассказываю, что в частности происходит с рынком робототехники.

Фото: Михаил Дмитриев

А если покритиковать, чего, на ваш взгляд, не хватало программе Вышки?

Это был всего лишь третий набор, так что недостатки неизбежны, как в любой новой программе. Учиться пришли опытные и компетентные ребята, которые уже работали с инновациями и многого ждали от обучения. По баллам я была чуть ли не в конце списка по сравнению с ними. Студенты нуждались в практических знаниях, но учебный план был построен скорее вокруг дефиниций и теорий. Хотелось больше встреч с экспертами из индустрии, чтобы погрузиться в практику и реалии управления инновациями. Мы делились с руководителям программы обратной связью, так что, думаю, многое уже изменилось к лучшему.

На каком этапе в ваши руки перешло руководство ассоциацией?

Поскольку в 2018 году основатель ассоциации Виталий Недельский переключился на другие проекты, по сути всеми делами НАУРР занималась я, будучи в должности заместителя руководителя. В этом же году меня назначили ее руководителем, поскольку я была у истоков проекта и хорошо понимала направления его развития. Я профессионально росла вместе с развитием Ассоциации и считаю НАУРР своим третьим полноценным образованием. Из стартапа она выросла в крупного международного игрока рынка с большим количеством партнеров, связей, проектов на уровне министерств и институтов развития. Дело не только в ее размерах, но и в авторитете, в доверии и уважении как российского, так международного робототехнического сообщества.

Философы в инновациях часто занимаются также вопросами этики. Вы участвуете в этом процессе?

В НАУРР мы этикой не занимаемся, так как для нас это слишком теоретические вопросы. Об этом чаще абстрактно рассуждают философы. На уровне отдельных компаний или правового поля вопросом минимизации рисков от технологий занимаются юристы.

Мне скорее было интересно, как меняется общество под воздействием технологий и какие социальные факторы являются драйверами или барьерами в создании и использовании технологий. Они фундаментально меняют общество, то, как мы живем, общаемся и понимаем мир вокруг себя. Например, эпидемия коронавируса наглядно показала, что мы уже живем на другом технологическом уровне, и стала катализатором изменений социальных институтов.

Вопросами технологического права сейчас активно занимается Сбер, в частности мой коллега Андрей Незнамов. В свое время он создал организацию «Робоправо», а теперь является исполнительным директором по правовым вопросам в сфере ИИ в Сбере.

 

Сейчас развитие технологии ИИ тормозит не этические вопросы, а буквально юридические – нужен доступ к персональным данным, которые защищает закон

К счастью, этических вопросов развития робототехники не так много. Зачастую барьером является то, что люди, компании и социальные институты не готовы использовать новые технологии. Роботы – во многом культурный феномен. Наши представления о робототехнике складываются из фантастической литературы и кинематографа, в соответствии с жанром и в отрыве от технологических реалий.

С философской точки зрения необходимо осмыслять робототехнику как культурное и социальное явление. Например, в современном обществе сложилось негативное представление о робототехнике, и это связано с семантикой языка и устоявшейся коннотацией слова «робот». Карел Чапек сто лет назад написал пьесу R.U.R об истреблении роботами человечества, и фантасты на протяжении всего ХХ века нещадно эксплуатировали тему порабощения человечества плодом творения своих же рук.

Фото: Михаил Дмитриев

Неудивительно, что в нас так стойко живет страх перед роботами и ИИ, а также «поведением» технологий, которые почему-то должны быть антропоморфными и поступать как злодеи или угнетать экономическое положение людей. «Чем занимаешься? – Робототехникой. – Сделаешь нас всех безработными?», – типичный в моем случае диалог.

Одним из главных трансляторов этого суеверия являются СМИ, и мы в НАУРР проводим огромную работу, чтобы попросту просвещать журналистов, да и вообще всех людей, в вопросах робототехники. Пора перестать бояться роботов – мы живем в мире, который ими создается. Например, все современные смартфоны и автомобили появляются благодаря использованию роботов. Наша задача как Ассоциации – поменять общественное отношение к роботам. Роботы не угрожают человечеству, но способствуют улучшению условий труда и качества жизни, помогают предприятиям повышать конкурентоспособность и создавать лучшие рабочие места, а не отнимать их.