• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

About the project «Success Builder»

How do you find your place in life? How do you find something to do that both comes naturally to you and makes you happy? The answer is that you have to apply the knowledge you’ve gained from university and from life itself correctly. The Success Builder Project features graduates from the Higher School of Economics who have discovered themselves through an interesting business or an unexpected profession. The protagonists share their experiences, and talk about the big shots they’ve schmoozed and how they’ve made the most of the opportunities they were given.

Verisium project founder Vadim Kostomarov is convinced that traditional banks will disappear in the new digital world. Financiers, however, will not be left without work, he adds reassuringly. HSE graduate Vadim Kostomarov tells Success Builder whether people should be divided into ‘techies’ and ‘humanities types,’ how to survive in the fashion industry and consulting, and talk about mistakes in looking for investors, and managing a ‘teal’ company.

I’m guessing you were pegged as a ‘math whiz’ from school age.

In my opinion, it is wrong to divide kids according to this principle and to instil a belief in such segregation over the long years of their study. This approach saves time for teachers and educational institutions, but it likely does a disservice to the students themselves.

The key technical specialist in our team came from Yandex, but he holds a liberal arts degree in journalism from Moscow State University.

What’s more, our very perception of these concepts is ontologically wrong. In fact, ‘techie’ is about how to do things, whereas ‘humanities’ concerns setting goals — that is, what exactly needs to be done. For that reason, people who receive a technical education often know almost nothing about such sciences as philosophy, sociology. and psychology. It is foolish to think that the interests of people today differ from those of people thousands of years ago. If that were the case, why does technical education have so little bearing on the humanities?

It would be great to combine, as far as is possible, technical humanitarian and education — that is, the tools we need with an understanding of the world order. Unfortunately, I was not able to manage this completely, but I try to fill in the gaps by reading books, educating myself and working with tutors — and, of course, communicating with interesting people.

Do you think it is possible to instil this greater awareness among HSE applicants?

The public has an extremely stereotyped understanding of the road to success. Young people are often limited by the opinions of parents, the influence of media, schoolteachers, and friends, but nobody teaches us to listen to and understand ourselves. The idea that ‘elders know better’ often dominates, and young people are told that they should not pretend to know more than they do.

Did you enrol in the ICEF master’s programme on your own initiative?

When I finished my undergraduate studies in IT, I was deeply disillusioned with the field. It seemed that Russian business saw technology as serving a strictly auxiliary function, so I thought: ‘What could be more important for a company than finance?’ and enrolled in the ICEF master’s programme. Now I understand the naiveté of such thoughts, but they still hold a grain of truth.

How can you develop intuition and know yourself if you are used to relying on other people’s opinions?

Intuition comes with experience. The sooner you start doing things yourself, the more mistakes you make and painful knocks you experience, and the more deeply you understand the basic rules of life. You should take responsibility as soon as possible and carry out tasks independently. Your personality takes shape through the wide range of experiences you encounter every day.

We have a large family and I like observing how my younger brother and sister form their identities. Three years ago, I gave my brother a LEGO Mindstorms set with which he can build and program a simple robot. He is now 11 and dreams of becoming a programmer. Another example: my younger sister wants to become a pilot and I have a feeling that my endless stories about flying to this or that country have left their mark. She found a blog by the woman Russian pilot Maria Uvarovskaya and now studies physics and math to enter the Moscow Aviation Institute.

My older sister is a paediatrician and she sometimes takes our younger sister and brother to work. First, this has made them unafraid of doctors and, second, they can see whether medicine would interest them as a future profession.

A person’s environment can have a huge influence on their dreams, goals, and way of thinking.

Universities are working hard to respond to actual market demands. As a businessperson, do you see any progress?

Russian education is not integrated with industry at all, and this is a big problem. But I must say that ICEF is at the forefront of this movement. As a master’s student, I travelled for the BCG company to an international workshop in France. For the company, it was a typical HR event to attract talented students, but for me, it was the first trip abroad. It provided insight into competitors and why a company would want to hire me.

While talking to peers from Germany there, one thing greatly surprised me. They told me that student consulting is developing rapidly in their country. This is where senior students divide into groups and compete in addressing real tasks from several different companies. And those clients pay the students well: one of them boasted that his team earned a six-figure sum for their project.

What’s more, European universities offer many programmes that are created specifically with support from individual companies that literally ‘place orders’ for future employees. This gives students who are just entering the university a vision of their career path for the next 10 years. Business is changing rapidly now, so if education does not integrate with it, graduates simply will not see any prospects for themselves.

But isn’t higher education more fundamental in nature, helping graduates to adapt to change, analyze and apply critical thinking?

It sounds funny, but I wanted to study at ICEF to understand what they write about in Vedomosti. Now I understand. I like thinking of education as an erector set. When you have a foundation for thinking, you can quickly add new courses to it that reflect real conditions as closely as possible. A math course is like gymnastics for the brain, figuratively speaking. We rarely use higher math in our work, but it provides a powerful stimulus to logical thinking.

Why didn’t you pursue a career in finance after graduating from ICEF?

I haven’t ruled that out completely, but I don’t like finance because of the culture that reigns there. It is extremely tough and, in my opinion, overly aggressive — which is understandable considering the sums of money involved. Actually, such sums are present in many areas, but the finance industry has traditionally been subjected to greater regulation.

I realized that I could build a career in finance, but that I would have trouble feeling happy with it

It is an emotionally forbidding industry, and I still cannot accept it. Personal warmth, mutual encouragement and the pleasure of communicating with colleagues are more important for me, and I am prepared to sacrifice money in return for those.

How did you come to understand this?

It probably happened after my job at McKinsey. In no way do I want to say that it was bad there. Because of the nature of the work, communication happens at a very high level right from the start, and this helps provide an understanding of the financial world. They tell employees: you’re cool, you wear the most awesome suits, drive the best cars, and work with top management. In general, they try in every possible way to inculcate an elite professional image. Many people internalize this. There is a temptation to become a snob and look down on everyone else. And when you’re new there, you notice it all the more.

Another reason was the realization that the familiar financial world in the format of traditional banks was disappearing. IT giants are taking over their functions. Apple has already issued a digital card and Google is in the process of doing the same. This means that either banks will have to transform themselves into IT companies or else they will be forgotten. At the same time, banks are having to make cuts, as happened recently with Deutsche Bank.

Speaking of Apple, huge numbers of people are already using their phones to make payments and the Apple card will simplify that process and make it several times cheaper for everyone involved. That is, the digital equivalent of cash already exists and is becoming unnecessary in physical, offline form. Cash payments have almost completely disappeared in some countries. So, why would these gigantic companies with unlimited resources need an intermediary such as a bank? They don’t.

Are you suggesting that students deepen their knowledge of fintech?

I don’t think ICEF graduates will have trouble finding work. I’m just saying that most banks will either fail or become IT companies and that students should be aware of this. [Sberbank CEO] Herman Gref confirms that this will happen in five years. I wouldn’t argue that and I think that educational institutions need to devote as much attention as possible to the link between finance and technology.

What prompted you to risk starting your own business?

It’s the excitement, inspiration, ambition. I really wanted to prove to myself what I was capable of, that I could change the world somehow. Some people always need to prove something and look for meaning: I’m probably one of them.

You also worked at Lamoda. Is that why you started a business connected with clothing?

I went to Lamoda right after graduating from the master’s programme. I worked on projects for the digital transformation of the business. For example, I connected various communication channels so that the company had a complete understanding of the entire history of customer relations. This is called a ‘360 channel custom view.’ This provides a more personalized service and all retailers are moving in this direction now. It was there that I saw how strategically important it is for a company to monitor its interactions with clients, and not only on the macro level but at the level of the individual client.

How did the idea for Verisium come about?

My friend and fellow undergraduate had the idea. I called him to wish him a happy birthday and he asked me to draw up a couple of slides for a presentation. It turned out he needed not just a couple of slides, but a whole business plan, including a financial model. And so I worked on that, step by step. The original idea underwent a major transformation and we took the revised project to the Kaspersky Lab Innovation Incubator in 2017. Unexpectedly for us, Kaspersky Lab invested in the project. I worked for both Verisium and Lamoda until I was sleeping only four hours a night, at which point I had to make a choice.

Verisium is a platform for tracking the ‘biography’ of a product — from its creation, the choice of materials, and manufacture to its design and tracking it in the store. Everything the brand wants to monitor in its products is coded into an NFC chip. There is a big demand now for environmental friendliness and informed consumption. People are willing to pay more for information about the things they buy: which materials were used, whether they contain any harmful dyes, where and how it was manufactured and whether it is a Chinese knock-off. Society is beginning to support socially responsible businesses. Labelling projects are being launched at the state level now and even in Russia.

 

 >400000

products were registered on the Verisium platform in 2019.

Source: Verisium

 

And this includes fur coats.

Yes, and leather products. The state is also launching a project to track medicines and food products, but its goal differs from ours: it wants to collect more taxes from businesses and exercise greater control. We are making a system for business and want it to be of real benefit to brands by using technology to connect the manufacturer with the buyer. For example, brands frequently sell things wholesale and don’t know who the end purchasers are. Our technology enables brands to receive feedback from their new clients.

On the other hand, clients would like to know if the item is an original before paying top dollar for it. You can scan the chip and check to be sure it’s not a fake, and register in the system to receive a guarantee. This creates a unique and personalized relationship with the client. The brand can learn more about the consumer, provide special offers, and share exclusive deals. When the company knows a buyer's musical tastes, it can offer tickets to a concert by his favourite performer as a birthday gift.

All the brands like the idea, but I understood one thing.

There is a myth that fashion is wall-to-wall innovation, something progressive and avant-garde. Unfortunately, this is a terrible misconception

In terms of innovation, fashion is a super-conservative industry and many companies have not had enough time to reorganize their businesses along digital lines.

Is it really impossible to forge an NFC chip?

Any security system can be compromised. But the mass production of fake chips will not be possible for at least 15 years because it is simply unprofitable: it costs approximately $100,000 to make a copy of a single chip.

©Verisium

We did not set a goal of making a tamper-proof system, but of increasing the cost so that it became economically impractical to do so.

How did you manage to find investors so quickly?

Actually, now I understand how unprofessionally we approached the search for investors. We just got lucky. We did not hold even one full-fledged 'roadshow' and selection process. We just came to the first investor and were given money. That’s not the best approach: it is too costly. Now we are preparing for the next round of investments. We have selected some investors with whom we are in communication and have already received several offers.

Don’t you worry that start-ups are often weak and fail in the early stages?

Life always involves risk. The only thing you can do is have a personal financial cushion to hold you over for several months in case everything falls apart. By the way, it is interesting that 60% of Russians live without any savings. This is a separate topic for a discourse on the financial literacy of the population.

How do you structure relations with employees?

I am now two years into this and I am still hoping to build a ‘teal’ organization without a formal hierarchy.

I dream of a format of interactions in business in which everyone understands their role and you don’t have to control people by wielding your authority

This requires that employees demonstrate a very high level of responsibility, motivation, and understanding of who does what. This is not easy and not all people are comfortable working in this way. We had part ways with some staff. Still, it is incredibly pleasant to be part of the team that has taken shape based on this principle.

The ‘teal’ culture is a term that I learned from Valve, the largest developer of a platform for selling Steam games. Interestingly, the company has one billion in revenues with only a relatively small staff. This broke down to an average of $6.5 million in revenue per employee in 2014. This is far more than Apple or Google and comes from the fact that the team works in complete unity.

What happened with the Verisium project in 2017?

Last year, we earned our first international revenue — approximately $200,000. This is important for us because the company has focused on the Western market from the start. This is because Western investors are not very interested in projects without international revenue. We spent two years developing the product, made our first sales and are now preparing to scale up. This is the most difficult phase. This is not a purely digital product: we also have a physical element, a chip, and this restrains our development somewhat. For example, now we have to send our chips around the world, and that means dealing with customs clearance, delivery, lost parcels, etc. Our task is to resolve this issue.

How deeply have you had to immerse yourselves in the fashion world for this project?

I began looking at clothes from a more functional perspective. Clothes do not just protect you from the elements: they also send a signal about who you are.

We had to adopt a certain dress code based on fashion brands to communicate with our customers. So, we regularly travel to Paris and Milan for Fashion Week because that is where our clients and the main sales channels are found. There are certain rules of the game: if you go around in a sweater and jeans offering everyone an innovative product, you will have little chance of success. Your appearance should communicate a certain idea that your target clients will interpret correctly. At one point, we had to hire a stylist to understand this, work on our images and be able to speak with fashion brands in the same language.

О проекте
«Конструктор успеха»

Как найти свое место в жизни, заняться тем, что получается легко и приносит счастье? Для этого нужно правильно применить знания, которые дал университет и сама жизнь. В проекте «Конструктор успеха» мы рассказываем о выпускниках Высшей школы экономики, которые реализовали себя в интересном бизнесе или неожиданной профессии. Герои делятся опытом — рассказывают, какие шишки набивали и как использовали предоставленные им шансы.

В парадигме цифрового мира традиционные банки скоро исчезнут, уверен Вадим Костомаров, основатель проекта Verisium. Впрочем, финансисты без работы не останутся, успокаивает он. О том, надо ли делить людей на “технарей” и “гуманитариев”, что делать, чтобы выжить в фэшн-индустрии и консалтинге, а также об ошибках при поиске инвесторов и особенностях управления “бирюзовой” компанией, выпускник Вышки Вадим Костомаров рассказывает в проекте “Конструктор успеха”.

Полагаю, вас еще со школы определили в “математики”?

На мой взгляд, зло – делить детей по данному принципу и на протяжении долгих лет учебы поддерживать в них веру в такую сегрегацию. Этот подход экономит время учителям и учебным институциям, но самим ученикам скорее вредит.. 

В нашей команде ключевой технический специалист пришел из Яндекса, при этом у него гуманитарное образование – журфак МГУ.

К тому же само восприятие этих понятий у нас онтологически неверно. На самом деле, технарь – это скорее про то, как делать вещи, а гуманитарий – про постановку задач, то есть что именно нужно сделать. Поэтому ребята, которые получают техническое образование, зачастую почти ничего не знают из областей таких наук как философия, социология и психология. Глупо думать, что человека сейчас интересуют другие вопросы, чем тысячи лет назад. Тогда почему гуманитарная область почти не затрагивается в техническом образовании?

Было бы круто объединять, насколько возможно, гуманитарное и техническое образование, инструменты с пониманием мироустройства. Мне, к сожалению, не удалось это сделать в полной мере, но я стараюсь восполнять пробелы чтением книг, самообразованием и занятиями с репетиторами. И, конечно, общением с интересными людьми.

Возможно ли, на ваш взгляд, развить у абитуриентов осознанный подход к образованию?

Общественное сознание крайне стереотипно понимает, что является дорогой к успеху. Молодые люди часто ограничены мнением родителей, влиянием СМИ, школьных учителей, друзей, но нас никто не учит слушать и понимать себя. Часто продавливается идея, что “старшие лучше знают” – и не нужно из себя строить умного в твои-то годы.

В магистратуру МИЭФ вы поступили по собственной инициативе?

Когда я заканчивал бакалавриат по IТ-направлению, меня постигло большое разочарование в этой сфере. Казалось, что технологии в российском бизнесе воспринимаются чисто как вспомогательная функция, поэтому я подумал: “Что для компании может быть важнее финансов?” – и пошел в магистратуру МИЭФ. Сейчас я понимаю наивность подобных мыслей, но зерно истины в них есть.

Как развивать интуицию и познавать себя, если привык опираться на чужое мнение?

Интуиция приходит с опытом. Чем раньше ты начинаешь делать что-то сам, чем больше совершаешь ошибок и набиваешь шишек, тем глубже понимаешь фундаментальное устройство жизни и ее рабочих правил. Стоит как можно раньше брать на себя ответственность и выполнять задачи самостоятельно При этом становление личности человека проходит под влиянием самых разнообразных примеров, с которыми он сталкивается ежедневно.

У нас большая семья, и мне нравится наблюдать за тем, как младшие брат и сестра открывают свое “я”. Три года назад я подарил брату LEGO Mindstorms. Играя с этим конструктором, можно программировать простейшего робота. Сейчас ему 11 лет, и он мечтает быть программистом. Другой пример: младшая сестра хочет стать пилотом, и я чувствую, что мои рассказы о бесконечных перелетах и странах не прошли даром. Она нашла блог российской девушки-пилота – Марии Уваровской – и взялась за физику и математику, чтобы поступить в авиационный институт.

Старшая сестра – детский врач, иногда она берет младших сестру и брата на работу. Во-первых, они не боятся врачей, а во-вторых – смогут понять, интересна ли им медицина в качестве будущей профессии.

Так что влияние окружения на мечты человека, его цели и образ мысли - огромно.

Многое делается для того, чтобы донести до вузов реальные запросы рынка. Как человек из бизнеса, скажите – есть ли результаты?

Российское образование совершенно не интегрировано с индустрией, и это большая проблема. Но, надо сказать, МИЭФ в авангарде этого движения. Когда я учился в магистратуре, то ездил от компании BCG на международный воркшоп во Францию. Для компании это было типичное эйчар-мероприятие, чтобы захантить талантливых студентов, а для меня это стало первой зарубежной поездкой, инсайтом в плане понимания конкурентов и того, за что, собственно, меня потом наймут на работу.

Еще там я пообщался со своими сверстниками из Германии, и очень удивился одной интересной штуке. Они рассказали, что у них активно развивается такое направление, как student consulting, когда учащиеся старших курсов разбиваются на группы, предварительно собрав реальные задачи от нескольких компаний, и соревнуются в их решении. Между прочим, заказчики платят ребятам хорошие деньги – один из ребят хвастался, что получил вместе с командой шестизначную сумму за проект.

Кроме того в европейских вузах очень много программ, созданных специально при поддержке определенных компаний, которые буквально “заказывают” себе сотрудников, и студенты уже при поступлении в университет представляют свой горизонт на ближайшие десять лет. Бизнес сейчас стремительно меняется, так что если образование с ним не интегрировано, выпускники попросту не будут видеть перспектив.

Но ведь высшее образование носит фундаментальный характер? Именно оно помогает нам адаптироваться к изменениям, анализировать и критиковать.

Это смешно звучит, но я хотел поступить в МИЭФ, чтобы понимать, о чем пишут в «Ведомостях». Сейчас понимаю. Мне нравится идея образования как конструктора. Когда есть база (она же тот самый фундамент, выстраивающий мышление), то на ней можно быстро собирать новые курсы, максимально приближенные к реальным условиям. Условно говоря, курс матана – это гимнастика для мозгов. В чистом виде высшая математика редко когда используется в работе, но это мощная прокачка логического мышления.

Почему вы, закончив МИЭФ, не стали строить карьеру в финансах?

Я еще не поставил на ней крест. Мне не нравятся финансы исключительно из-за культуры, которая там царит. Она довольно жесткая и, на мой взгляд, излишне агрессивная, что и понятно – там крутятся большие деньги. Они крутятся во многих сферах, но финансы – исторически более зарегулированная индустрия.

Я понял, что смогу построить карьеру в финансах, но мне будет трудно чувствовать себя счастливым.

Это эмоционально неблагодарная индустрия, и я пока еще не могу это принять. Все же, у меня в приоритете тепло, поддержка и удовольствие от общения с коллегами, я готов ради этого пожертвовать деньгами.

Как к вам пришло это понимание?

Наверное, это случилось после работы McKinsey. Ни в коем случае не хочу сказать, что там плохо. Ввиду специфики работы, общение ведется сразу на высоком уровне, что способствует пониманию культуры финансового мира. Сотрудникам говорят: вы крутые, у вас самые офигенные костюмы, вы ездите на самых классных тачках, работаете с топ-менеджментом, в общем – всячески пытаются создать элитарный профессиональный образ. Многие проецируют этот элитарный образ с профессиональной стороны на личную, при этом есть соблазн стать снобом и начать смотреть на остальных сверху вниз. И ты, как новичок, это особенно замечаешь.

Другой причиной стало осознание того, что привычный финансовый мир в формате традиционных банков исчезает. Их функции заберут IT-гиганты. Apple уже запустила цифровую карту, Google в процессе, так что либо банки трансформируются в IT-компании, либо о банках забудут. Параллельно там идут сокращения – чего стоит недавний кейс с Deutsche Bank.

Говоря об Apple, уже сейчас массу платежей люди проводят по телефону, а карта Apple упростит и удешевит это в несколько раз для всех сторон. То есть деньги уже существуют в своем цифровом эквиваленте и фактически не требуют присутствия в оффлайн номинале. В некоторых странах доля наличных платежей практически сведена к нулю. Так вот: зачем гигантской компании, у которой неограниченные ресурсы, нужны посредники вроде банков? Не нужны.

То есть студентам сейчас нужно углубляться в финтех?

Не думаю, что выпускники МИЭФ останутся без работы. Просто большинство банков либо умрут, либо станут IТ-компаниями, и это не стоит игнорировать. Герман Греф утверждает, что это произойдет уже через пять лет. Не буду спорить, считаю, что в образовании нужно уже сейчас уделять как можно больше внимания связке финансов и технологий.

Что побудило вас взять риск на себя и заняться своим делом?

Это азарт, вдохновение и амбиции. Очень хочется доказать самому себе, что что-то из себя представляешь, что можешь как-то поменять мир. Есть такие люди, которым все время нужно что-то доказывать и искать смысл – наверное, я один из них.

Вы также поработали в LaModa. Поэтому и занялись проектом, связанным с одеждой?

Я пошел в Lamoda сразу после окончания магистратуры. В компании занимался проектами в сфере цифровой трансформации бизнеса, например, подключал разные каналы коммуникации, чтобы компания имела полное понимание о всей истории взаимоотношений с клиентом, что называется – 360 channel custom view. Это делается для того, чтобы оказывать более персональный сервис – сейчас все ритейлеры двигаются в этом направлении. Там я увидел, насколько стратегически важно компании следить за взаимоотношениями с клиентами не только на макро, но и на микроуровне, в разрезе каждого конкретного клиента.

Как возникла идея Verisium?

Идея проекта принадлежала моему другу и однокурснику по бакалавриату. Однажды я ему позвонил, чтобы поздравить с днем рождения, и он попросил нарисовать пару слайдов для презентации. Оказалось, что надо сделать не пару слайдов, а целый бизнес-план, включая финмодель, так потихоньку пошла работа. Первоначальная идея сильно рансформировалась, и с обновленным проектом мы в 2017 году пришли в центр инвестиций и инноваций Лаборатории Касперского. Неожиданно для нас, Лаборатория вложилась в проект. Я какое-то время совмещал работу в Verisium и в LaModa, пока сон не сократился до четырех часов в сутки – тогда пришлось выбирать.

Verisium – это платформа для отслеживания “биографии” товара, от создания, материалов, производства, дизайнера, до трекинга в магазин. Все, что хочет рассказать сам бренд о товаре, зашивается в NFC-чип. Сейчас есть большой запрос на экологичность и осознанное потребление. Люди готовы переплачивать за информацию о том, что они покупают: какие материалы, не содержится ли вредные красители, где и как была произведена вещь и что это не филигранная подделка китайских умельцев. Мы живем в том обществе, которое начинает поддерживать социально ответственный бизнес. Уже на государственном уровне и даже в России запускаются проекты по маркировке.

 

 >400000

товаров в 2019 году было зарегистрировано на платформе Verisium

Источник: Verisium

 

И это шубы.

Да, и кожаная продукция. Сейчас запускается также проект отслеживания лекарств и продуктов питания, но у государства, в отличие от нас, другая цель – повысить собираемость налогов с бизнеса и лучше контролировать его. Мы же делаем систему для бизнеса и хотим, чтобы она приносила реальную пользу брендам, соединяя производителя с покупателем с помощью технологий. Например, часто бренды продают вещи оптом и не знают, кто на самом деле их покупатель. С нашей технологией бренды получают обратную связь от своих новых клиентов.

С другой стороны, вы, как клиент, перед тем, как потратить крупную сумму, наверняка пожелаете узнать, оригинальный товар перед вами или нет. Вы сможете просканировать чип и проверить оригинальность, зарегистрироваться в системе, чтобы получить гарантию. Это делает взаимоотношения с клиентом уникальными, личными и снова – персонализированными. Бренд получает возможность знать больше о потребителе, делать для него особые предложения, делиться эксклюзивом. Зная музыкальные вкусы покупателя, компания может подарить ему в день рождения билеты на концерт любимого исполнителя.

Идея нравится всем брендам, но я понял одну вещь.

Есть такой миф, что фэшн – это сплошь инновации, что-то прогрессивное и авангардное. К сожалению, это жестокое заблуждение.

В плане инноваций фэшн – суперконсервативная индустрия, и многие компании еще не успели перестроить бизнес-мышление под векторы цифровой реальности.

Чип NFC действительно нельзя подделать?

Любую систему безопасности можно подделать. Но подделку чипов невозможно поставить на поток сейчас и, как минимум, в ближайшие 15 лет. Это попросту невыгодно – для того, чтобы сделать копию одного чипа, нужно потратить около 100 тыс. долларов.

©Verisium

Вообще мы себе не ставили задачу создать невзламываемую систему. У нас была цель – повысить стоимость взлома так, чтобы это стало экономически нецелесообразным.

Как вам удалось быстро найти инвесторов?

На самом деле, я сейчас понимаю, насколько непрофессионально мы подошли к их поиску. Нам повезло. Мы не провели ни одного полноценного road show c отбором – просто пришли к первому инвестору и получили денег. Так делать не надо, это слишком дорого обходится. Сейчас мы готовимся к следующему раунду инвестиций, провели выборку инвесторов, с которыми ведем коммуникацию и уже получили несколько предложений.

Вас не пугает, что стартапы имеют слабое здоровье и часто гибнут еще в юности?

Риск в жизни есть всегда. Единственное, что можно сделать - иметь некую личную финансовую подушку на несколько месяцев жизни, если все сорвется. Интересно, кстати, что в России 60% людей живут без накоплений – и это целая отдельная тема для дискурса о финансовой грамотности населения.

Как вы выстраиваете свою систему взаимоотношений с подчиненными?

Спустя два года, я все еще надеюсь построить “бирюзовую” организацию без формальной иерархии.

Я мечтаю о том формате взаимодействия в бизнесе, где все понимают свою роль, и тебе не нужно контролировать людей, демонстрируя власть.

Это требует от сотрудников очень высокого уровня ответственности, мотивированности, понимания, кто и чем занимается – на самом деле, это нелегко, не всем людям комфортно в таком формате работать, с кем-то приходилось расставаться. Зато в коллективе, сложившемся по этому принципу, невероятно приятно находиться.

«Бирюзовая» культура – термин, который я узнал от компании Valve, крупнейшего разработчика площадки для продажи игр Steam. Интересно, что при относительно небольшом размере штата, компания имеет миллиардную выручку. В 2014 году на одного сотрудника приходилось в среднем 6.5 млн долларов выручки в год. Это намного больше, чем Apple или Google – за счет того, что команда работает как одно целое.

Что произошло с проектом Verisium c 2017 года?

У нас появилась первая международная выручка. В прошлом году мы заработали около 200 тыс. долларов, это важно для нас, как для компании, изначально нацеленной на западные рынки, потому как западные инвесторы не очень любят проекты без международной выручки. За два года мы доработали продукт, сделали первую продажу и сейчас готовимся к масштабированию, а это самое сложное. Мы не только диджитал-продукт, у нас есть и физический элемент – чипы, что несколько сдерживает наше развитие. Например, нам сейчас нужно отправлять наши чипы по всему миру, а это таможенные оформления, доставка, потерянные посылки и т. п. Наша задача – разрешить этот вопрос.

Насколько глубоко вам пришлось погрузиться в мир моды за это время?

Я стал более функционально воспринимать одежду. Это не просто защита от холода, но еще и сигнал, который ты посылаешь во вне окружающему миру о том, кто ты такой.

Есть определенный дресс-код, который надо было освоить в процессе общения с нашими клиентами, а это – фэшн-бренды. Так, мы регулярно ездим в Париж и Милан на недели моды – там находятся наши клиенты, и это основные каналы продаж. Есть некие правила игры: если ходить и предлагать всем инновационный продукт в застиранном свитере и джинсах, то шансов на успех немного. В твоем облике должна быть определенная задумка, верно считываемая нужными тебе людьми. И в свое время нам пришлось нанять стилиста, чтобы понять это, поработать над нашими образами и говорить с фешн-брендами на одном языке.