About Success Builder

How do you find your place in life? How do you find something to do that both comes naturally to you and makes you happy? The answer is that you have to apply the knowledge you’ve gained from university and from life itself correctly. The Success Builder Project features HSE University graduates who have discovered themselves through an interesting business or an unexpected profession. The protagonists share their experiences and lessons learnt and talk about how they’ve made the most of the opportunities they were given.

In this interview, Tonka talks about how a finance graduate can survive a crisis, what to do to get the most out of the LSE master’s programme, and the main advantages of an MBA degree.

How Love to Math Won

In 1997, many industries shut down in Bulgaria on the brink of the country’s accession to the European Union. My father was offered a job in Russia, and our family moved here.

We came to Moscow in the end of August, I didn’t know a word in Russian, and on September 1, my parents brought me to school, pointed at a teacher and said ‘follow this woman, she will tell you everything’. I had to learn Russian fast and without any preparation. Later, this ability to adapt quickly and solve unexpected problems became my fundamental skill, determining my future.

A year later, when I had learned Russian, regular school became boring for me. I had always loved maths, and I was missing it. We lived in Zelenograd and found that one of the best schools focusing on physics and mathematics was located there. I was admitted to this new school and have never been bored since.

Why ICEF Felt Like Home

Although I studied as an international student at ICEF, I never felt like one. I had lived in Russia from the age of 11, since my parents worked here. As a foreigner, I didn’t have the right to free higher education, which meant that I could choose any university and apply without exams. I had two options: to go abroad and seek higher education there, but not at one of the very the best universities, since Russian secondary education is not valued in the West; or to apply for an international programme in Russia.

My parents and I chose ICEF, since LSE is a reliable and recognized brand, which is trusted by employers worldwide. There was only one problem: the language. At my physics and maths school, I had put a lot of effort into the hard sciences, but not into languages. In spite of this, I was determined to achieve a new milestone and get the best higher education, so I forced myself to learn English, since staying without going to ICEF would have been the same as leaving the country for me.

Photo courtesy of Tonka Lange

Difficulties Faced by ICEF Graduates at LSE

ICEF gives you important and useful skills, because, more than anything else, it keeps you alert. Imagine five examination periods with two exams in different subjects a day. This is an amazing experience of endurance and gives you the ability to switch from one topic to another, which I later reinforced during my studies at INSEAD. At work, a professional has ‘exams’ daily, and it makes sense to get used to it in advance in order to be able to face these challenges.

However, the Russian educational system has one specific feature: it doesn’t really foster independence. University programmes lack flexibility, and you are quite limited in terms of subjects and methods: you do what you are told to do, you pass exams and complete assignments, without thinking about any options. On the LSE master’s programmes, you immediately have to make your own decisions: you manage your studies, your time, you define your goals, you choose and prioritize. These skills are essential not only in work, but generally in life.

Exams and LSE are conducted only once a year, and no teacher is concerned with your progress or interest. Teaching is based on fully trusting students, their consciousness and self-control.

The progress of studies at the LSE master’s programme is a reflection of the student’s motives and interests

When together with other ICEF graduates, we were admitted to LSE and moved to London, our first feeling was that everything was too easy. We felt unusually and unexpectedly relaxed and it seemed like we had nothing to do. After some time, we had to understand that the results at the end of the year completely depend on you, rather than on the programme.

I met my future husband at LSE. He was a graduate of WHU, a German institution similar to ICEF. It is a private university that is a world leader in the number of graduates among ‘unicorn founders’, founders of such giants as Internet, HalloFresh, FlixBus, audibene, Zalando, and Home24.

Photo courtesy of Tonka Lange

The guys from WHU who came to LSE were incredibly responsible towards their learning: they were literally slaving over their books for the whole year, spending their lives at the library, while we were mostly hanging out: both due to our excellent preparedness and the lack of responsibility. As a result, all the Germans from WHU graduated with honours. LSE possesses endless resources, including access to top professors, and everything depends on one’s personal goals.

How to Survive at the Start of a Career

I must say that I was incredibly ‘lucky’ at the start of my career. When I graduated from the master’s programme, a financial meltdown enveloped the world. I was going to work as a ‘quant’, and they turned out to be the professionals who were fired first. Of course, today, I can look philosophically at the situation and I’m even glad that I experienced some stress at the start of my career and got some ‘survival skills’.

Finally, I got the opportunity to get a long-term internship at Henkel headquarters, in the strategic management department. It was a good offer, since the department was headed by one of the company’s five presidents and was considered a very prestigious one. I went to Germany for a year to work as a business analyst; I was performing market analysis at the company and comparative analysis for senior management at a very high level. After that, I came back to London and was pretty sure I wanted to work in IB.

I found a vacancy at a sales department of the London office of BNP bank and was involved in several very interesting projects for some time, working with Russia, CIS and South Africa. Communication with clients was a unique experience, but here, I understood quite quickly that sales were not for me. I came to work at 7:43 am daily, the woman who was my boss came at 7:45, and I had to come two minutes earlier, otherwise my karma was spoiled. I rarely went home before 1 am. Will I survive it much longer? Why am I doing this? What is the purpose of doing my manager’s work?

How to Find Oneself at Goldman Sachs and to Fulfil Oneself at Amazon

I decided to move to Germany again and soon, I got a job at Goldman Sachs, which turned out to be a key turning point in my career. I was employed in the corporate treasury department, where I found a project that was thrilling and unique, even by Goldman Sachs standards. We were integrating a whole division in the bank structure, represented by three companies from different European countries, where we were closing offices and transferring the staff to Germany. There, I made use not only of my financial skills, but also of my project management skills. International communications were familiar to me, since I had moved from one place to another and understood the specifics of certain national ways of business thinking and time management.

I felt extremely inspired by this project and it seemed like I had found my place

After 18 months at Goldman Sachs, I asked for a to transfer to the Singapore office, where worked for three years and in terms of corporate treasury, was managing the liquidity of 16 different currencies in Southeast Asia. This experienced turned out to be very useful for my current role at Amazon, where I manage 20 projects at the same time in 10 countries in Southeast Asia.

My team in the company is responsible for expanding the coverage in many countries in terms of treasury organization. If Amazon decides to enter a new country, I need to make sure we have the infrastructure ready, and we are able to pay and get money from customers. I perform analysis and ‘set’ the company finance.  Amazon’s corporate treasury consists of 250 people who directly report to the CFO for all the money possessed by the company. Despite the general focus of Amazon, my position includes no technical tasks, but requires a full scope of financial skills.

Photo courtesy of Tonka Lange

Why One Needs an MBA

I had resisted this step for a long time; most of my classmates had applied for an MBA much earlier, but I had been looking for my place for too long. I had had two main purposes in getting an MBA at INSEAD: networking, and a sense of purpose in my work, which provided me with a certain independence. This decision coincided with my midlife crisis: I wanted to be more motivated by understanding my impact in certain processes.

At Goldman Sachs, I was not related to the product that was the result of my work: okay, I move billions of dollars daily, but so what?

It seemed to me like I had a gap between my strong technical skills and poor social ones in terms of the professional environment. As a result, the MBA gave me more than I had expected: I sorted out more about myself during this year than in the rest of my whole life. Now, I feel much more comfortable with myself and my goals; I see where I am going and I feel good. After the MBA, I also feel easier presenting myself to companies as a professional and an expert.

In Singapore, as well as in London and continental Europe, professional links are essential: there are very many INSEAD graduates here. You can go to virtually any company and find dozens of people from INSEAD, who will be willing to talk to you and even help you, and this provides huge opportunities. I am not going to predict how long I am going to work in Asia, but most probably, my husband and I will eventually return to Europe, and this network of social contacts — where you can call someone you’ve studied with any time — is essential for life and business communication. These people will always help you since you are part of a community. I know that the community of ICEF graduates in Russia works the same way, providing support and confidence that you have likeminded people in a wide range of fields.

О проекте
«Конструктор успеха»

Как найти свое место в жизни, заняться тем, что получается легко и приносит счастье? Для этого нужно правильно применить знания, которые дал университет и сама жизнь. В проекте «Конструктор успеха» мы рассказываем о выпускниках Высшей школы экономики, которые реализовали себя в интересном бизнесе или неожиданной профессии. Герои делятся опытом — рассказывают, какие шишки набивали и как использовали предоставленные им шансы.

Тонка Ланге переехала в Россию из Болгарии и поступила в Вышку как иностранный студент. Сейчас она занимает позицию Senior Treasury Analyst в казначействе Amazon и управляет всеми финансами компании в Азиатско-Тихоокеанском регионе. В интервью «Конструктору успеха» она рассказала, как выжить выпускнику финансового вуза в кризис, что делать в магистратуре ЛШЭ, чтобы получить максимум, и в чем главный плюс уровня МВА.

Как любовь к математике победила

В 1997 году в Болгарии на пороге вступления в Евросоюз прекратили работу многие индустрии. Моему отцу предложили работу в России, и мы всей семьей переехали.

Мы оказались в Москве в конце августа, я ни слова не знала по-русски, а 1 сентября родители уже привезли меня в школу, указав пальцем на учительницу со словами: «Иди за этой тетей, она все тебе расскажет». Пришлось быстро учить русский без всяких прелюдий. В дальнейшем способность быстро адаптироваться и решать неожиданно возникшие проблемы стала фундаментальным навыком, который предопределил мою дальнейшую судьбу.

Через год, когда я выучила русский, в обычной школе стало скучно. Мне всегда нравилось заниматься математикой, и ее не хватало. Мы жили в Зеленограде и обнаружили, что самая лучшая школа с физико-математическим уклоном находится именно там. Я поступила в новую школу и больше не скучала.

Почему в МИЭФ я была как дома

Хоть в МИЭФ я училась как иностранный студент, но никогда не чувствовала себя таковой. С 11 лет я жила в России, поскольку здесь работали родители. Как иностранка я не имела права получать высшее образование бесплатно, поэтому могла выбирать любой университет и поступить без экзаменов, в том числе на мехмат МГУ. У меня было два варианта продолжить учебу – уехать за рубеж, но не в самый крутой вуз, поскольку российское среднее образование на Западе не имеет ценности, или поступить на международную программу в России.

фото из личного архива

Вместе с родителями мы выбрали МИЭФ, потому что ЛШЭ – оправдавший себя и надежный бренд, которому доверяют работодатели в любых странах. Проблема была только одна – язык. Дело в том, что в Москве я училась в одном из лучших физико-математических лицеев, где упорно занималась цифрами, но только не языками. Несмотря на это хотелось взять новую планку и получить самое лучшее образование, так что я приказала себе зубрить английский, поскольку лишиться МИЭФ для меня было равносильно отъезду из страны.

В чем трудности учебы без практики

Если с комфортной средой и учебой в МИЭФ все было прекрасно, то с практикой мне совсем не повезло. Большинство студентов с первого курса могли себе позволить ходить на стажировки, что было невозможно в моем случае, и это сильно отдалило начало моей карьеры. На тот момент иностранных студентов, даже тех, кто учится в государственных вузах, компании, за редким исключением, не могли себе позволить официально оформлять на работу – это и сейчас сложно и трудоемко. Я упорно посещала все карьерные мероприятия, проходила интервью, но, когда дело доходило до оффера, все расстраивалось.

Я 10 лет официально прожила в России и пыталась понять, почему не имею никаких прав получить работу

Уже после того, как я выпустилась из магистратуры ЛШЭ, были попытки трудоустроиться в России, но в Евросоюзе все оказалось гораздо легче. Все прикладные навыки я получила уже после МИЭФ, который при этом стал для меня блестящей теоретической базой.

С какой трудностью столкнулись выпускники МИЭФ в ЛШЭ

МИЭФ дает тебе классные и очень полезные навыки благодаря тому, что держит тебя в невероятном тонусе. Представьте, пять сессий, где каждый день по два экзамена по разным предметам. Это шикарный опыт выносливости и умения переключаться с одной тематики на другую, который я позже обновила, обучаясь в INSEAD. У тебя как у специалиста на работе «экзамены» случаются каждый день, к этому нужно привыкнуть чуть раньше и уметь справляться с вызовами.

Однако у российского фундаментального образования есть одна особенность: оно не воспитывает в тебе автономности. Программы в вузах довольно негибкие, ты сильно ограничен в предметах и методах: делаешь, как тебе говорят, сдаешь экзамены и решаешь домашки, не задумываясь о вариантах. В магистратуре ЛШЭ ты сразу вынужден принимать решения самостоятельно: приходится «менеджерить» учебу, свое время, определять цели, выбирать и приоритизировать. Это очень важные навыки не только в работе, но в принципе по жизни.

Экзамены в ЛШЭ всего раз в год, нет постоянных домашек, и вообще никто из преподавателей не обеспокоен твоей успеваемостью или заинтересованностью. Вся учеба там построена на полном доверии к студенту, его осознанности и самоконтроле.

Динамика учебы в магистратуре ЛШЭ полностью является отражением твоих мотивов и интересов

Когда после МИЭФ вместе с другими студентами мы поступили в ЛШЭ и переехали в Лондон, то поначалу у нас было ощущение: какая-то халява. Это был странный и непривычный расслабон. Казалось, что тут вообще нечего делать. Через какое-то время пришлось понять, что результаты в конце года полностью зависят от тебя, а не от программы.

В ЛШЭ я познакомилась с будущим мужем. Он был выпускником немецкого эквивалента МИЭФ – WHU. Это частный университет, который является одним из лидеров в мире по количеству выпускников среди unicorn founders и таких гигантов, как Rocket Internet, HalloFresh, FlixBus, audibene, Zalando, Home24. У ребят из WHU, поступивших в ЛШЭ, была невероятная ответственность за свою роль в учебном процессе: они буквально весь год пахали, не вылезая из библиотеки, мы же по большей части тусили – как по причине прекрасной подготовки, так и вследствие некоторой безответственности. В итоге все немцы из WHU получили диплом с отличием. Ресурсы, которые есть у ЛШЭ, безграничны, как и доступ к топовым профессорам. Все зависит от того, каковы твои личные цели.

Как выжить в начале карьеры

Надо отметить, что с началом карьеры мне на удивление «везло». Когда я выпустилась из магистратуры, грянул финансовый кризис. Я собиралась работать квантом – это были те специалисты, которых уволили в первую очередь. Конечно, теперь я на эту ситуацию смотрю философски и даже рада тому, что в самом начале своего профессионального становления испытала стресс и усвоила «выживальческие навыки».

В конце концов подвернулась возможность взять длительную стажировку в головном офисе компании Henkel, в департаменте стратегического менеджмента. Это было хорошим предложением, поскольку департамент работал под руководством одного из пяти президентов компании и считался очень престижным. На год я уехала в Германию работать бизнес-аналитиком, делала в компании анализ рынка и сравнительный анализ для старшего менеджмента на очень высоком уровне. После этого я вернулась в Лондон, как тогда мне казалось, с полной уверенностью, что хочу работать в IB.

С мужем и ребенком. Фото из личного архива

Я нашла предложение о позиции в отделе продаж лондонского офиса банка BNP и какое-то время занималась очень интересными проектами, работая с регионами России, СНГ, Южной Африки. Общение с клиентами было уникальным опытом, но и здесь я довольно скоро поняла, что продажи – не моя стезя. На работу я приходила ежедневно в 7:43, моя начальница появлялась в 7:45, и мне нужно было быть на две минуты раньше, иначе – «карма» испорчена. При этом я редко уходила домой раньше часа ночи. Долго я это выдержу? Для чего улучшать показатели своего начальства?

Как найти себя в Goldman Sachs и реализовать в Amazon

Я решила опять переехать в Германию и скоро устроилась в Goldman Sachs, сделав наконец ключевой поворот в карьере. Меня приняли в департамент корпоративного казначейства, где я попала на безумно интересный и уникальный даже для Goldman Sachs проект. Мы интегрировали в структуру банка целый дивизион, который представляли три компании из разных европейских стран, где мы закрывали офисы, переводя сотрудников в Германию. Здесь потребовались не только финансовые знания, но и навыки проджект-менеджера. Международные коммуникации мне были близки, поскольку я передвигалась из одного места в другое и понимала специфику того или иного национального бизнес-мышления и особенности тайм-менеджмента.

Я была крайне вдохновлена этим проектом и почувствовала себя на своем месте. После полутора лет работы в Goldman Sachs я попросила о переводе в сингапурский офис, там я проработала еще три года и с точки зрения корпоративного казначейства управляла ликвидностью 16 разных валют в Юго-Восточной Азии. Сейчас этот опыт мне очень пригодился на нынешней позиции в Amazon, где я руковожу одновременно 20 проектами в 10 разных странах Юго-Восточной Азии.

фото из личного архива

Моя команда в компании ответственна за расширение и охват разных стран с точки зрения организации казначейства. Если Amazon решает зайти в новую страну, мне нужно быть уверенной в том, что у нас готова инфраструктура и мы можем платить и получать деньги от клиентов. Я делаю анализ и «настройку» финансов компании. Корпоративное казначейство Amazon представляют 250 человек, которые напрямую отвечают перед CFO за все деньги, которые есть в компании. Несмотря на общий фокус Amazon, моя позиция не предусматривает технических задач, но в полной мере требует финансовых навыков.

Зачем нужно МВА

Я долго сопротивлялась этому шагу, большинство моих однокурсников из МИЭФ поступили на МВА намного раньше, но я слишком долго искала себя. В получении МВА в INSEAD было две главные цели – нетворк и осмысленность своей деятельности, которая давала некоторую автономность. Это решение совпало с кризисом среднего возраста: я хотела иметь мотивацию от того, что понимаю свой импакт в какие-то процессы. В Goldman Sachs у меня не было связи с продуктом, который является результатом моей работы. Ну хорошо, я передвигаю каждый день миллиарды долларов, и что? Мне казалось, что у меня есть зазор между сильными техническими навыками и слабыми социальными в плане профессиональной среды.

В результате МВА дал мне больше, чем я ожидала: за этот год я разобралась в себе быстрее, чем за всю жизнь

Сейчас я гораздо комфортнее чувствую себя с собой и со своими целями, вижу, куда я иду, и мне спокойно. Также после МВА мне стало легче презентовать себя компаниям как специалиста и эксперта. Из-за этого было гораздо легче найти работу, когда я беседовала с разными компаниями, и экспериментировать.

В Сингапуре, как и в Лондоне и в континентальной Европе, профессиональные связи – это крайне важно, здесь очень много выпускников INSEAD. Ты можешь зайти почти в любую компанию и найти десятки людей из INSEAD, которые захотят с тобой поговорить и даже помочь, – это открывает огромные возможности. Не загадываю, долго ли еще проработаю в Азии, но, скорее всего, мы с мужем вернемся в Европу, и эта сеть социальных контактов, когда ты в любой момент можешь позвонить людям, которые с тобой учились, крайне важна для жизни и бизнес-коммуникации. Эти люди всегда тебе помогут, поскольку чувствуют причастность к сообществу таких же, как ты. Знаю, что так же работает сообщество выпускников МИЭФ в России – это прекрасная поддержка и уверенность в том, что у тебя есть единомышленники в самых разных сферах.