• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

 

Илья Мензелеев

В 2011 закончил факультет философии НИУ ВШЭ (сейчас — образовательная программа «Философия»), в 2013 году — магистратуру по направлению «Государственное и муниципальное управление». В 2010 году начал работать в рекламном digital-агентстве Pichesky. После занялся стратегическим планированием в digital, сменил несколько крупных агентств и сегодня отвечает за направление digital-стратегии в Ogilvy Group Russia. С ноября 2014-го вместе с Артемом Атанесяном (основатель паблика в VK Hip-Hop Intellectuals) запустил музыкальный лейбл Hustle Flower. На счету лейбла уже 13 проведенных концертов с отечественными и зарубежными артистами, выпуск 8 музыкальных релизов и сотрудничество с такими артистами, как Батишта, Check, Gayana.

«Управлять государством должны философы. Я управляю государством в пределах своего бизнеса»

Конструктор успеха


О проекте
«Конструктор успеха»

Как найти свое место в жизни, заняться тем, что получается легко и приносит счастье? Для этого нужно правильно применить знания, которые дал университет и сама жизнь. В проекте «Конструктор успеха» мы рассказываем о выпускниках Высшей школы экономики, которые реализовали себя в интересном бизнесе или неожиданной профессии. Герои делятся опытом — рассказывают, какие шишки набивали и как использовали предоставленные им шансы.

Имея диплом по философии, не обязательно оставаться теоретиком — есть способ перевести фундаментальные знания не только в дело, но и в деньги. В рубрике «Конструктор успеха» выпускник ВШЭ Илья Мензелеев, сооснователь хип-хоп, соул-лейбла Hustle Flower, рассказал о том, как поэзия Серебряного века ложится на ритм-н-блюз, почему русские должны любить «черную» музыку и как Аристотель помогает в музыкальном бизнесе.

Почему дипломированный философ решил заняться хип-хопом?

У меня с обучением все получилось правильно — на 4 курсе я понял, что нужно продолжить учебу в чем-то более осязаемом, и пошел в магистратуру на «государственное и муниципальное управление». Все оказалось как раз по Платону: управлять государством должны философы. Только я управляю государством малым, в пределах своего бизнеса.

Мой, точнее наш с Артемом Атанесяном бизнес, — это музыкальный лейбл Hustle Flower, и нам от силы год. Занятия в музыкальной сфере у нас начались более шести лет назад: я организовывал в Вышке «посвяты» (посвящение в первокурсники — прим.) и выпускные вечера: приводил артистов и делал вечеринки для того, чтобы у ребят состоялось хоть какое-то веселье на первом году обучения, потому что 4 сессии в году — это не весело. А потом понял, что от посвятов сам ловлю огромный кайф. Артем в это время занимался информационным ресурсом Hip-Hop Intellectuals и работал в концертном агентстве.

Почему открыли лейбл только сейчас? Потому что доросли, ведь четких правил игры в музыкальной индустрии в России практически нет, и сначала нужно было во всем разобраться, а потом уже что-то делать.

А что не так с индустрией?

В этом бизнесе ничего не институционализировано. Проблема в том, что у независимых артистов нет понимания необходимости лейбла — записались, выложили в соцсетях, и вроде как релиз состоялся. Если говорить о мейнстриме (в хорошем смысле слова), например — об Иване Дорне, там уже все построено отменно, и это хорошо работающий бизнес. Но поп — не наш формат, мы занимаемся «черной» музыкой, не очень близкой русскому менталитету изначально. Однако именно в соуле, фанке, джазе и хип-хопе музыкальности и больше всего. «Черная» музыка не простая, и нам хочется подтягивать аудиторию и объяснять, что в этом кайфового, а с другой стороны — образовывать артиста, обучая правилам игры в этом бизнесе.

А что кайфового в этой музыке? Она нам вроде совсем чужая.

Ответ, конечно, кроется в области метафизики. Начну издалека. Для меня очевидно, что поколение Y хочет заниматься тем, что любит. Эти люди считают, что у них обязательно должно все получиться, что они особенные. Появилось много свобод и возможностей, которые позволяют так думать. Отсюда куча стартапов, фрилансеров, которые ставят в приоритет свободу. И в моем случае, как у представителя этого поколения, не было другого пути. Я люблю черную музыку, слушаю ее с трех лет вместе с родителями. Помню, когда в 3 классе я играл в футбол во дворе, мама выставляла колонку в окно, и матч проходил под Стиви Уандера. Эта музыка — сплав традиций, которые уходят в глубь истории ко временам существования племен, шаманства и музыки как сакрального инструмента. Тогда люди просто чувствовали музыку, а мы сегодня ее в лучшем случае понимаем. Таким образом, любить и понимать «черную» музыку — это возможность прорваться к чему-то очень настоящему, инстинктивному. И если вы посмотрите, чем в свободное время занимаются успешные русские продюсеры типа Макса Фадеева или Леонида Агутина, то увидите: они сидят на соуле и джазе. Понимают, что на этом не заработаешь, но слушают и играют просто для души. Мы решили не изменять себе, а просто подобрать нужный формат и донести до людей эту музыку так, что они ее примут и полюбят. К тому же хип-хоп, который исторически базируется на соул-, джаз- и фанк-музыке, сейчас официально признан самым прогрессивным и влиятельным жанром в мире. Это значит, что у нас неплохие шансы.

Тем не менее вам лейбл приносит и удовольствие и заработок. Как происходит второе?

В России digital-дистрибуция очень слабая, на продаже альбомов в интернете заработать очень трудно. Это связано с тем, что у нас в России много нелегального контента, и люди скачивают все бесплатно, за это никому не стыдно. Для западного человека купить альбом в интернете намного понятнее и проще, ведь это самый естественный способ отблагодарить артиста за его труд и талант. Даже в тот момент, когда не было интернета, на Западе продавали официальные альбомы, у нас — пиратские. Отсюда привычка русского человека получать все на халяву и невысокие претензии к качеству продукта. Кроме продажи альбомов в интернете, наш лейбл устраивает концерты и занимается мерчендайзингом, это и приносит нам основной доход. Но все же мы считаем своей миссией приучить аудиторию платить за интеллектуальный продукт.

Все логические схемы, которые были прописаны еще в «Органоне» Аристотеля, до сих пор являются одними из самых важных знаний, в том числе и в бизнесе.

Вы сами изобрели эту бизнес-модель?

Она сложилась органично. Мы понимаем, чтобы свести артистов и аудиторию, нужно первым показать, как работает музыкальный маркетинг, а вторых подтянуть к тому, чтобы они слушали и понимали качественную музыку. Поэтому в основе нашего проекта заложен медиапортал Hustle Flower как мостик между артистами и аудиторией, который в свою очередь — апробированная модель нашего VK-сообщества «Hip-Hop Intellectuals». Мы разрабатываем для артистов позиционирование, пишем стратегию запуска релиза, ведем рекламную кампанию и добавляем какие-то интересные фишки.

Но все-таки — как философские знания применяются в вашем бизнесе?

Кроме шуток, я попал на факультет философии случайно. Поступал на «Право», но в последний момент перекинул документы. На втором курсе понял, что сделал правильно, а по окончании бакалавриата убедился, что только философия и нужна мне в жизни и в бизнесе. Причина проста: там заставляют тебя думать. Ты работаешь с массивами информации, концепциями и сущностями, которых раньше и представить не мог. В результате голова начинает работать быстрее. Ты лучше видишь тренды, понимаешь людей, быстрее въезжаешь в контекст того, что прочитал или услышал. Потом мне захотелось не только ясной головы, но и практики — и я пошел в рекламу. Вдруг все сложилось — я еще на факультете философии начал заниматься вопросами поведенческой экономики и манипуляцией сознания. Ведь все концепции рациональности и рационального поведения вытекают из философии. И в рекламе я смог делать что-то, что будет менять поведение людей, то есть в некоторой степени манипулировать ими. Все логические схемы, которые были прописаны еще в «Органоне» Аристотеля, до сих пор являются одними из самых важных знаний, в том числе и в бизнесе. Чтобы мозг научился думать и быстро ориентироваться в постоянно меняющихся условиях, философия — лучший вариант.

Послушать музыку Hustle Flower

Какого успеха вы добились в бизнесе за год?

С ноября 2014 года, когда мы запустили лейбл официально, у нас прошло 13 концертов. И это были довольно крупные мероприятия, среди которых концерт американского рэпера Murs — он поистине выдающаяся личность. Мы выпустили четыре альбома и четыре сингла. На нашем лейбле выходили Check и BMB SpaceKid, Gayana, знакомая многим по проекту «Голос» на Первом, Mark Evich, Natural Sequence, Mad Junk, Батишта, который известен по проекту Банд’Эрос. И мы особенно гордимся абсолютно новым и ранее неизвестным проектом БЦХ — это электронный ритм-н-блюз, положенный на стихи поэтов Серебряного века. БЦХ оценили не только знатоки ритм-н-блюза, но и любители хип-хопа, инди, рэперы и хипстеры, потому что он умен, музыкален и многослоен. Хороший показатель успеха проекта на старте — освещение БЦХ во всех крупных московских музыкальных СМИ и приглашение на крупный фестиваль Bosco Fresh Fest

Ваша история с философским образованием закончена?

У меня с ней личные «счеты». Еще на философском факультете я работал над дипломом с научным руководителем Рустемом Махмутовичем Нуреевым. Я поддерживаю с ним отношения, ранее участвовал в работе над его монографиями, пишу с ним научные статьи на стыке философии и экономики, и вообще думаю про аспирантуру. Если ты философ — то это на всю жизнь. Боюсь, это даже «диагноз» с рождения, а обучение на факультете — это лишь лакмусовая бумажка.

Все материалы рубрики