• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

О проекте
«Конструктор успеха»

Как найти свое место в жизни, заняться тем, что получается легко и приносит счастье? Для этого нужно правильно применить знания, которые дал университет и сама жизнь. В проекте «Конструктор успеха» мы рассказываем о выпускниках Высшей школы экономики, которые реализовали себя в интересном бизнесе или неожиданной профессии. Герои делятся опытом — рассказывают, какие шишки набивали и как использовали предоставленные им шансы.

Несмотря на кризис, вызванный на рынке труда пандемией, компания Mail.ru за последние пол года наняла около 1000 сотрудников. В этом есть заслуга выпускника Вышки – Дмитрия Смыслова, который является вице-президентом по персоналу и образовательным проектам в Mail.ru Group. В интервью «Конструктору успеха» Дмитрий рассказал – почему в HR не хватает математиков и экономистов, как Mail.ru сближает фундаментальную науку с ИТ-индустрией, какие специалисты востребованы прямо сейчас и чем именно российские компании хороши для карьеристов.

Вы выпустились из Вышки в 2006 году. Какой она была тогда?

Я учился в Рязани и заканчивал лицей, который был базовым для Вышки. В старших классах многие из нас уже готовились к поступлению туда, знали, какие там высокие требования, насколько современна система обучения экономическим наукам. В то время довольно популярными стали как раз экономические и юридические науки, поэтому я и выбрал экономическое направление еще в лицее, участвовал в олимпиадах и набрал достаточное количество баллов для поступления. Я мог поступить на эконом, но баллов также хватало и на социологию, на которой и решил остановиться. Мне казалось, это очень интересное направление, где возможна междисциплинарная работа.

Школу я окончил с золотой медалью и в Вышке тоже был отличником, так что после бакалавриата решил поступать в магистратуру на экономический факультет. Во время учебы мое мнение о том, что ВШЭ – передовой вуз с совершенно новаторскими методиками и ощутимой свободой во многих аспектах, только подтверждалось. При том, что это был вуз, еще не имеющий десятилетий экспертизы и истории за плечами, имена преподавателей и их выдающийся исследовательский опыт даже на этапе становления делали Вышку привлекательной для абитуриентов самых разных направлений. Думаю, мое решение поступать именно сюда было судьбоносным. Со мной учились ребята, которые осознанно сделали этот шаг, а не просто поступали для корочки, что тоже сыграло определенную роль. Жалею только – не успел отучиться в аспирантуре, хотя сдал все экзамены, но не дописал диссертацию, начал работать, и профессия меня поглотила.

Кажется, что вы постоянно выбирали между социологией и экономикой? Понимаю, близкие науки, но все же – почему?

В итоге я выбрал экономическую социологию. Меня всегда интересовали междисциплинарные области в науке, а также применение математического и статистического аппаратов для решения исследовательских задач. Я показывал хорошие результаты по микро- и макроэкономике, мне легко давались математические дисциплины, у меня вообще математический тип мышления. На социологии я выбрал направление анализа данных, где преуспел в математической статистике.

Получив достаточный багаж знаний в социологии и анализе данных, я решил продолжить обучение в магистратуре на факультете экономики по направлению «Экономическая социология». Там моим наставником стал выдающийся социолог Овсей Ирмович Шкаратан, с которым я писал магистерскую диссертацию и вместе с ним работал над исследованиями. Овсей Ирмович был не только уникальным специалистом, но и прекрасным педагогом, наставником и товарищем. Он сыграл очень важную роль в моей жизни. В соавторстве с ним и несколькими молодыми исследователями из его группы мы выпустили несколько статей и книгу по теме социального неравенства и его воспроизводства.

Как вы оцениваете роль фундаментального образования в формировании специалиста?

Я принадлежу к той старой школе, которая считает: университет – это необходимость. Разделяю позицию, что фундаментальное, качественное образование всегда поможет, и оно важно для успешного, зрелого человека. И чем более серьезный вуз, чем более качественное фундаментальное образование вы получаете, тем легче вам будет в жизни. Если мы говорим о системном подходе к подготовке кадров, то базовое образование незаменимо в любых современных профессиях.

При этом быть на 100% готовым специалистом, получив диплом, невозможно. Вуз и школа учат мышлению, способам постановки и решения задач, логике и аргументации – все это универсальные инструменты. Обладая навыками обучения, определенной методикой к изучению новой области, освоить новые знания становится проще. Взять хотя бы мою текущую профессию – во времена, когда я учился, мало где давали системные прикладные знания в области HR. Многое приходилось изучать самому, но имея багаж знаний в экономике, социологии, математике и математической статистике, а также большой опыт исследовательской работы, мне было довольно просто систематизировать приобретенные на рабочем месте навыки.

В последнее время я постоянно наблюдаю дискуссии о том, что образование не успевает за бизнесом, что образование как бы и не нужно, все будут учиться сами и это станет нормой. Действительно, жизнь сильно ускорилась, Mail.ru Group сейчас активно сотрудничает с вузами, чтобы максимально сближать требования бизнеса и систему образования, давать актуальный срез профессиональных компетенций. Наши сотрудники преподают почти во всех крупных университетах на наших образовательных программах и стараются максимально сблизить фундаментальную науку с ИТ-индустрией. Но это только надстройка.

Образование в своей первооснове – не обслуживание рыночных трендов, а создание типа мышления

Это подготовка человека для того, чтобы постичь глубину мироустройства, понять смысл причинно-следственных связей. Последующее образование бессмысленно, если не развиты базовые функции мышления. Надо не забывать историческую силу российского образования в математике, химии, физике, других науках – на этой базе у нас в стране в том числе развилась своя сильная ИТ-отрасль, появились уникальные в мировом масштабе компании в конкурентной глобальной индустрии. Эту базу в образовании нам нужно поддерживать и развивать, чтобы вернуть нашей стране те высокие позиции в науке и технологиях, которые по тем или иным причинам оказались утеряны.

Как вам удалось быстро достичь таких успехов на профессиональном поприще?

Действительно, моя карьера развивалась стремительно. Начало 2000-х сопровождалось бурным развитием экономики, была масса возможностей для карьерного роста. На рынок пришло много иностранных компаний, активно росли российские – было где себя реализовать и набраться опыта. При наличии хорошего диплома требовалось лишь желание, трудолюбие и немного удачи. Вообще я готовился к работе аналитиком в маркетинге, чтобы вести в компаниях социологические исследования. Но на третьем курсе бакалавриата я пошел на стажировку в HR-агентство Spengler Fox. Я успешно проработал там два месяца, и меня рекомендовали в компанию «CУАЛ» в HR в отдел компенсаций и льгот. Мне это подходило, потому что в этой сфере тесно пересекались экономика, математика и социология.

Как оказалось, HR – перспективная область, на тот момент там был высокий спрос на специалистов, предстояло выстраивать современные системы управления персоналом. Вскоре я попал в компанию МТС и в 24 года стал начальником отдела компенсации льгот, руководил направлением, которое разрабатывало системы оплаты труда для компании из 25 тысяч человек. Далее меня назначили директором департамента: я отвечал не только за системы оплаты труда и льгот, но и за планирование численности, организационные структуры и автоматизацию HR-процессов. Все довольно успешно складывалось, и я принял решение развиваться в бизнесе в профессии HR, хотя еще какое-то время параллельно занимался наукой в аспирантуре. Кто знает, может быть в науку я еще вернусь, такие планы я не оставляю.

Как будучи экономистом реализоваться в работе с персоналом?

В HR и вообще в профессиях, успех в которых строится на гибких навыках, очень не хватает людей с экономическим, математическим, техническим образованием, да и в целом – людей с развитым системным мышлением. Здесь необходимо сочетание гибких навыков и аналитического мышления, нужно знать бизнес, экономику, финансовые модели и перекладывать это на систему управления персоналом, которое будет эффективным только при таких условиях. Мне в этом смысле сильно помогает база, которую дала Вышка: от математической статистики до эрудиции и просто умения мыслить междисциплинарно и стараться видеть процессы комплексно. С учетом того, насколько сейчас популярны науки о данных, я могу без проблем беседовать на одном языке с аналитиком, равно как с социологом или философом.

Что такое, по-вашему, «системное мышление»?

Это способность комплексно анализировать происходящие процессы, учитывая прошлое, настоящее, будущее, а также влияние разных факторов на то явление, которое вы изучаете, над чем работаете. Наука и научные исследования помогают в развитии системного мышления. Те методы научного мышления, которые мы изучаем в вузах на самом деле очень сильно помогают в любой интеллектуальной деятельности. Умение определить проблему, поставить цель и задачи, сформировать гипотезы и объективно их проверить – со всем этим мы сталкиваемся в бизнесе постоянно.

Чего вам не хватило в университетском образовании, как доучивались в компании?

С позиций моего текущего опыта – не хватало прикладных знаний и изучения реальных кейсов управления персоналом из практики больших компаний. Все навыки управления персоналом по сути я получил на работе, а также на специальных тренингах в компаниях.

При этом многое из того, что мы изучали в вузе, оказалось крайне востребованным. Например, для решения задач HR многое можно почерпнуть из поведенческой экономики. В частности, сейчас, внедряя те или иные политики управления, мы часто используем, например, теорию подталкивания, которая в основе своей упирается в социологию, экономику и психологию.

В прикладном плане из дисциплин Вышки одним из самых полезных для работы в бизнесе оказался курс «Прикладное программное обеспечение» Галины Кимовны Балашовой. Именно там под ее строгим контролем мы учились использовать ПО для того, чтобы делать правильно документы, расчеты и презентации. Это очень важный навык и сильно помогает мне до сих пор.

К основным курсам вузов я бы добавил мастер-классы от представителей бизнеса и разбор реальных современных кейсов из жизни компаний

Сейчас в Mail.ru Group мы так делаем с нашими образовательными проектами в ИТ и цифровых областях: дополняем фундаментальное математическое или техническое образование опытом решения реальных бизнес-задач от наших сотрудников. Это сильно помогает будущим специалистам в подготовке к решению рабочих задач из повседневной жизни ИТ-компаний.

Вы работали в крупных международных компаниях. Почему в российской компании работать не так престижно? В чем уникальный опыт, который там дают специалисту?

Я работал и в известных российских, и в международных брендах. Скажу честно, был бы рад оказаться в компании Philip Morris или Coca-Cola чуть раньше, чем это произошло. При всех достижениях нашего рынка, бизнес-школа в западных компаниях в ряде случаев кажется более солидной. В первую очередь, за счет истории и устоев. Нашему крупному бизнесу 20-30 лет, западному – 100-200, эти компании пережили много этапов и накопили уникальный опыт, в результате которого бизнес-процессы стали во многом эталонными.

Приходя туда, ты имеешь дело с развитой системой управления, перенимаешь этот опыт, чтобы не делать ошибок и не изобретать велосипед. Кроме того, ты получаешь доступ к глобальному сообществу специалистов. Ты видишь, как люди со всего мира работают, что они думают, какой у них метод и стиль коммуникации, презентации. Должен отметить, что, по моим наблюдениям, российские специалисты до сих пор отстают именно в презентационных и коммуникативных навыках. Эта та область, где нам нужно набирать обороты, возможно, начиная с подготовки детей в школах.

Однако в западных компаниях сделать быструю карьеру и применять весь свой творческий потенциал может быть сложнее. В жестко регламентированной бизнес-структуре, в десятилетиями отстроенной системе развития персонала трудно, например, стать директором в 26 лет – как произошло в моем случае. В российских компаниях возможностей для самореализации может быть больше. Поэтому так много успешных примеров, когда, получив фундаментальный опыт работы в крупной западной корпорации, люди переходят в российские структуры для решения сложных задач, построения новых систем управления или развития новых продуктов, занимают там высокие должности и строят блистательные карьеры.

Чем необходимо обладать специалисту для успеха в управлении персоналом?

Задача HR – построить систему управления персоналом, и мне кажется – в России до сих пор нет четкого понимания того, что это профессия, ремесло, требующее серьезной подготовки. Многие приходят в HR, потому что им кажется: это «про работу с людьми», у меня хорошо идет коммуникация, я «люблю людей», и достаточно. Это не так.

Управление персоналом – дисциплина, которую надо освоить теоретически и практически. Четко владеть инструментами анализа информации и данных, понимать финансы и экономику, знать трудовое законодательство. Конечно, огромную роль играют навыки коммуникации и влияния, как и все гибкие навыки, но только этого мало. Нужно изучать все упомянутые дисциплины, а также реальные практики и процессы самых успешных компаний и далее системно использовать полученные знания и опыт в работе.

Как Mail.ru Group работает с персоналом?

Я оказался в одной из самых современных в России компаний два года назад. Было интересно поработать в бизнес-среде, которая находится на острие цифровой экономики. И что еще более актуально, Mail.ru Group можно по праву считать лидером интернет бизнеса и электронной коммерции в России. Специалистам по кадрам здесь есть чем заняться, компания растет очень быстро и привлекает самые яркие таланты в области ИТ. Наша численность увеличилась в полтора раза за два последних года, мы нанимаем сотни специалистов цифровых профессий в квартал.

Из-за того, что цифровая индустрия – самая быстро развивающаяся в мире, я оказался в совершенно новых условиях по сравнению с моим прошлым опытом. Здесь принятие решений и коммуникация происходят на сверхскоростях. Мы работаем с молодым поколением сотрудников, средний возраст которых — 29 лет, изучаем их ценности и выстраиваем уникальную систему управления. Поэтому я работаю в условиях, когда нужно постоянно адаптироваться: к последним трендам в HR, в управлении, в технологиях, в подходе к сотрудникам.

В Mail.ru Group очень гибкие системы управления бизнесом: здесь все ориентировано на достижение результата. Корпоративная культура поддерживает свободу, скорость, гибкость и эффективность. Это касается снятия разного рода запретов внутри компании – от времени присутствия в офисе до способов общения и стиля одежды. Одной из главных ценностей многих крупных компаний в мире сейчас является сохранение культурной идентичности сотрудника, его индивидуальности и самовыражения – элемент общего ценностного драйвера компании.

Если каждый сотрудник будет мыслить творчески, то идей, решений, усилий, вложенных в общие задачи компании, окажется вложено больше

Мы строим такие системы подбора персонала, оплаты труда и мотивации, а также оценки работы сотрудников, которые поддержат нашу культуру и ориентацию на результат. Нам важно сохранять скорость и креативность, позволяющие нам делать те продукты, которыми пользуются миллионы людей.

Как вы считаете, что изменилось в связи с пандемией на рынке труда? Что, к примеру, происходит в Mаil.ru Group с наймом?

Мы в период пандемии установили новые рекорды по количеству нанятых сотрудников. За полгода мы приняли на работу 1000 человек, при численности более 8000 сотрудников в целом. Моя команда оба квартала била рекорды, в нашей индустрии по многим причинам сейчас подъем и большой спрос на сотрудников, поскольку активно развиваются продукты Mail.ru Group. Этот сегмент рынка труда не безграничен, здесь высокая конкуренция, и мы ощущаем дефицит не только программистов, но и специалистов смежных специальностей, таких как диджитал-маркетологи, продакт-менеджеры, продакт-оунеры, дата-аналитики. Люди, которые создают ценность из тех возможностей, которые предоставляет современная цифровая экономика, очень нужны.

При этом пандемия также повлияла на форматы работы. Все больше разговоров в бизнесе о том, что удаленная, а также гибридная формы работы (совмещения офисного и удаленного форматов) станут новой реальностью офисной жизни.

Какие планы по сотрудничеству есть у Mail.ru Group и Вышки?

Мы планируем запустить совместную программу дополнительного образования с одним из факультетов на стыке академических знаний и прикладных задач. Отмечу, мы очень заинтересованы в сотрудничестве с Высшей школой экономики как с одним из передовых российских вузов. Вышка на сегодня – значимый поставщик талантов для Mail.ru Group и входит в топ-3 университетов, из которых мы нанимаем сотрудников. Ждем осени, чтобы сделать новый шаг на этом пути, так что у ребят из ВШЭ появится больше возможностей попасть в нашу компанию. Ждите новостей!