• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

О проекте
«Конструктор успеха»

Как найти свое место в жизни, заняться тем, что получается легко и приносит счастье? Для этого нужно правильно применить знания, которые дал университет и сама жизнь. В проекте «Конструктор успеха» мы рассказываем о выпускниках Высшей школы экономики, которые реализовали себя в интересном бизнесе или неожиданной профессии. Герои делятся опытом — рассказывают, какие шишки набивали и как использовали предоставленные им шансы.

Сейчас на рынке труда трудно оставаться в рамках одного направления. Все больше выпускников Вышки находят себя на стыке направлений, конвертируя знания в технические области. Так, выпускник бакалавриата ФЭН ВШЭ и магистратуры МИЭФ ВШЭ Тимур Зекох нашел себя в IT-сфере и работает старшим аналитиком данных в компании «Авито». Он рассказал «Конструктору успеха» о том, как любовь к эконометрике побуждает преподавать, какие знания важны для работы с данными и почему компания «Авито» сменила Excel на Vertica.

— Почему вас как абитуриента привлекло финансовое направление и обучение в Вышке?

— Я жил в Майкопе, там мало кто знал про Вышку. Мне про нее рассказали родители, которые подыскивали для меня хороший университет. Я посмотрел сайт, изучил отзывы, истории выпускников, нашел интересные для себя программы – выбрал факультет экономических наук. Параллельно я рассматривал еще и Финансовый университет, но там была не такая удобная схема поступления, никаких гарантий. В Вышке я попал в первый набор «зеленой волны», к тому же меня полностью устраивал набор курсов, которые предлагала бакалаврская программа ФЭН.

— Вы забрались довольно далеко от родного города – как скоро вы адаптировались к новым условиям и студенческой атмосфере?

— Я очень быстро и легко привык к Вышке. Все детство я провел в похожей среде, где ты должен показывать хорошие результаты, и привык к тому, чтобы преодолевать высокую планку, общаться с единомышленниками. Просто Вышка по сравнению со школой стала для меня новым пространством свободы, где я мог выбирать интересные мне предметы и уделять им больше времени.

Учиться мне было несложно, оценки получал высокие, поскольку имел сильную математическую подготовку. Параллельно школе в Майкопе я занимался в Республиканской естественно-математической школе (РЕМШ) при Адыгейском государственном университете (АГУ) – это что-то вроде подготовительных курсов для абитуриентов с углубленной математической частью. Конечно, первое время меня поражала жизнь в Москве, для 18-летнего молодого человека, который всю жизнь прожил в маленьком городке, это очень сильное впечатление и огромное количество новой информации. Мне сразу понравился этот город. На ФЭН я сразу подружился с одногруппниками, у нас получился сплоченный коллектив, многие ребята тоже были из регионов. Нам всем было одинаково необычно, поэтому чувствовали мы себя вполне комфортно. Кроме того, в Москве я посещал мероприятия, которые устраивал Фонд адыгов, так что я поддерживал свою связь с родной культурой.

— Вы начали работать в «большой четверке», какая роль вам показалась привлекательной в консалтинговом направлении?

— Консалтинг сам по себе меня никогда не привлекал, но бренд у «четверки» был очень сильный, это хорошая школа и богатый опыт для того, чтобы стартовать. В компании PwC я занимался оценкой стоимости и финансовым моделированием – это требовало применения глубоких знаний в математике, что меня очень устраивало. Хотя я и задумывался о продолжении учебы в магистратуре, но академическая карьера меня не привлекала, было интересно реализовать себя в бизнесе в международной компании.

Автор: Михаил Дмитриев/ НИУ ВШЭ

С опытом в корпоративной среде желание работать только возрастало. В подобных компаниях с самого начала прививается определенная корпоративная культура, которая является стандартом на международной арене. То же самое можно сказать и про внутреннее устройство, структуру бизнеса таких компаний. Это сильно облегчает устройство на работу в другой подобной компании. Конечно же, еще важно отметить, что в международных компаниях общаешься со специалистами из разных уголков мира. Это существенно расширяет кругозор и способствует получению совершенно разного опыта в короткие сроки.

— Почему магистерскую программу вы выбрали в МИЭФ?

— МИЭФ меня привлек тем, что он глубоко фокусируется на двух областях, которые мне очень нравились, – это финансовая математика и эконометрика. Хотя эти дисциплины, честно признаться, совершенно не находили применения на тот момент в моей работе. Решать практические задачи было интересно, а учиться – вдвойне интересно. Также МИЭФ славен сплоченным сообществом выпускников, среди которых есть возможность наладить профессиональные связи, получать экспертизу, находить партнеров и коллег по проектам.

Все решили простота и удобство поступления с помощью портфолио, без написания всяких экзаменов. У меня было сильное портфолио и привлекательный диплом, так что я гарантированно получал возможность учиться на магистерской программе «Финансовая экономика». Меня полностью устраивало то, что программа сильна своей математической составляющей и сбалансированна в плане академических возможностей и прикладных курсов.

— Кроме интереса к финансовой экономике, что еще хотелось бы получить от магистратуры, в карьерном смысле например?

— Причинно-следственную связь карьерного толчка и образования выявить трудно. С одной стороны, при поступлении в магистратуру я ушел из компании PwC, потому что считал, что не смогу совмещать. На втором курсе магистратуры я стажировался в McKinsey в исследовательском департаменте, в целом работа мне нравилась, при этом на программе шел курс по риск-менеджменту от Джангира Джангирова, который заставил меня пересмотреть свои профессиональные интересы в сторону риск-менеджмента.

Автор: Михаил Дмитриев/ НИУ ВШЭ

Тогда я пошел работать в ВТБ по направлению валидации рисков. В этом было прямое влияние обучения в магистратуре на мой карьерный трек. У многих моих однокурсников был за плечами чисто технический бакалавриат, и большой спектр курсов по выбору, которые предлагает магистратура МИЭФ, очень помог им в смысле специализации и работы. В моем же случае обучение на магистерской программе стало скорее продолжением и углублением того, что мне так нравилось в бакалавриате. Рабочий опыт в каком-то смысле давал мне больше и шел на шаг впереди того, что мне преподавали, но в любом случае я получал от обучения большую пользу, а главное – удовольствие.

После магистратуры я поступил в аспирантуру на «Финансовые рынки» в РЭУ им. Г.В. Плеханова, это произошло скорее по инерции – привык учиться. Но поскольку я перешел на другую работу и нагрузка изменилась – появилось много проектов, в том числе преподавательских, – я ушел в академический отпуск и пока нахожусь в нем.

— Что в вашей карьере в плане интересов изменил переход в банковскую сферу? На чем вы там специализировались?

— Когда я пришел в ВТБ, то начал работать в команде департамента риск-менеджмента. Мы занимались риск-моделями, они бывают кредитные и рыночные, у меня вызывали особый интерес вторые. Они практически на 100% совпадали с теми моделями волатильности, которые я изучал на старших курсах бакалавриата и потом в магистратуре. Поэтому я всячески помогал коллегам именно с работой над рыночными моделями. Это очень помогло мне понять, как академические навыки коррелируют с реальностью и какие именно модели нужны на самом деле.

Опыт работы в банке в целом дал мне понимание того, какие именно знания являются востребованными для специалиста в моей области

Также я познакомился с разными аспектами коммуникации внутри банковских отделов, мы часто занимались валидацией моделей из других департаментов, давали свои экспертные комментарии и рекомендации, вступали с коллегами в дискуссию. Было очень интересно занимать определенную роль в переговорном процессе, что тоже стало ценным опытом для меня. В российских структурах процесс согласования и утверждения несколько отличается от того, к чему я привык в международной компании: все немного сложнее, банки крайне зарегулированы, много юридически сложных вопросов, отчетности и т.п. Здесь есть определенная потребность в том, чтобы со временем упростить и автоматизировать процессы, это требует времени, цифровых решений и нового подхода к менеджменту.

— Зачем вам понадобилось преподавать? Вышка не отпускала?

— Сначала я преподавал на ФЭН как ассистент преподавателя по английскому языку, а после первого курса магистратуры начал полноценно вести семинары в МИЭФ и читать курс по эконометрике. На старших курсах я взял на себя еще нагрузку по любимой финансовой эконометрике и семинары по оценке стоимости финансовых активов для третьего курса бакалавриата. Еще в тот момент предмет «Корпоративные финансы» был разделен на два курса, и я стал проверять у студентов домашние работы и помогать в подготовке к экзаменам. Мне это действительно нравилось, получалось хорошо ладить со студентами и делиться с ними знаниями именно в тех областях, где я с удовольствием их постоянно углублял.

 

Автор: Михаил Дмитриев/ НИУ ВШЭ

После окончания магистратуры коллеги позвали меня вести семинары в новом курсе по количественным методам в финансах. Так получилось, что тогда я вел семинары по четырем предметам, – довольно большая, но приятная нагрузка. Было сложновато совмещать преподавание с работой, на чтение курсов уходила вся суббота и еще день на неделе, тогда это был мой первый год работы в «Авито». Год я терпел, но потом отказался от двух курсов, оставив только «Эконометрику» и «Финансовую эконометрику» для магистрантов.

— Почему вы как специалист решили покончить с финансовыми институциями и перешли в цифровой сектор?

— Финансовые знания были лишь половиной того, чем я интересовался, пока учился в Вышке. Я также занимался машинным обучением и всем, что с этим связано. Тогда это было новой и модной темой, которой интересовались продвинутые студенты. Много часов своей внеучебной деятельности я посвящал именно таким проектам, сам изучал анализ данных, машинное обучение и нейронные сети, ходил на курсы, в том числе в Вышке. Это направление немного пересекалось с моей любовью к эконометрике, финансовой эконометрике и статистике, которые дали мне хорошую техническую базу.

Мои интересы побудили меня искать работу там, где я мог совмещать две области знаний, и я попал в «Авито», в департамент анализа данных. Это произошло не без влияния МИЭФ, который отличается дружным сообществом выпускников и студентов. На тот момент я познакомился с ребятами, которые работали в «Авито» и очень здорово отзывались о корпоративной культуре компании, о ее бережном отношении к человеческому капиталу и внимании к развитию сотрудников. Я услышал о задачах, которые решают специалисты в «Авито», меня это очень заинтересовало, я увидел для себя новые перспективы и темпы роста. Также мне рассказали о том, что компания ищет аналитика данных. Я решил: – почему бы и нет? Закинул свое резюме, прошел все этапы отбора, мне понравилась команда, я понравился компании, меня взяли, и я до сих пор работаю с этими ребятами.

— Насколько комфортно вы пережили резкое переключение задач?

— Переключение действительно было радикальным, но я прошел его гладко и даже с удовольствием, было захватывающе интересно. В плане знаний в «Авито» мне очень пригодилась статистика. Я почувствовал, что перестал двигаться по инерции. Из-за того, что все время крутился в финансах, я привык к определенному типу задач и презентации результатов. Когда я пришел в «Авито», я увидел совершенно другой подход к работе в плане коммуникации и доверия к сотрудникам. Мне потребовалось время, чтобы переключиться не на новые задачи, а на другой формат функционирования всей структуры, и он был мне близок, поэтому я быстро привык к работе в новой роли. При этом я не потерял связи с финансами и продолжал преподавать в Вышке. Мосты я сжигать не стремился.

— В чем особенности корпоративной культуры этой компании?

— Первое – это прозрачный рост: ты отлично понимаешь, что нужно от тебя как от аналитика данных для того, чтобы двигать твою карьеру. Просто делай задачу в одном пункте – и гарантированно перейдешь в другой по шкале роста. Второе, что меня сразу порадовало, – это очень продвинутое программное обеспечение, с которым ты работаешь, базы данных, возможности использования разных языков программирования и глубокой аналитики и т.д. Для сравнения: во многих компаниях все еще используется Excel как основной инструмент для хранения, обработки и презентации результатов по анализу данных.

«Авито» функционирует примерно за счет тех же технологий, за счет чего работают IT-гиганты международного рынка, такие как Google, Amazon и другие

В качестве базы данных, например, мы используем Vertica, основной язык программирования для анализа данных – Python, который также используется практически во всех международных компаниях. Для формы отчетности мы раньше использовали Tableau, который являлся одним из самых распространенных международных инструментов в IT-сфере, а сейчас перешли на Redash. Поэтому компанию «Авито» можно считать одним из лидеров на российском рынке по качеству сервисов для работы с данными, и сотрудникам очень комфортно работать в таких условиях, которые в разных аспектах равнозначны уровню топовых IT-компаний в мире.

— Вы также являетесь одним из преподавателей Avito Analytics Academy. Что это за проект и что вы там ведете?

— Когда я только начал работать в «Авито», директором департамента аналитики была Дина Cимкина, она предложила создать внутри компании школу анализа данных.

Автор: Михаил Дмитриев/ НИУ ВШЭ

Идея была в том, чтобы давать прикладные навыки и взращивать аналитиков данных, которые после окончания академии могут прийти к нам на работу, умея пользоваться инструментами и делая привычные задачи на должном уровне. Компания поддержала идею, таким образом запустился проект под названием «Академия аналитиков “Авито”», в рамках которого есть две программы – по анализу данных и по науке о данных. Я туда пришел в качестве преподавателя по эконометрике по просьбе Дины, она помнила меня по собеседованию и знала о моем преподавательском опыте, который высоко оценила. Так я с самого запуска проекта стал постоянным лектором академии, разработал с коллегами курс эконометрики, адаптированный под IT-направление, и с 2023 года являюсь методическим руководителем программы по анализу данных. Здесь мне очень пригодился академический опыт, поскольку мне приходится курировать работу всех преподавателей и быть своего рода направляющим в развитии курсов академии, что для меня новая и интересная ступень в технологической сфере.