• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Мы продолжим вместе с вами делать город более комфортным и интересным»

В День российского студенчества мэр Москвы Сергей Собянин посетил Высшую школу экономики и поговорил со студентами о том, как развивается современный город.

Поздравляя студентов и сотрудников Вышки с праздником, Сергей Собянин напомнил, что каждый десятый житель столицы — студент. Город, по словам мэра, делает все, чтобы у молодых людей было больше возможностей по выбору профессий, а городская среда была для них полезной и интересной.

Общение мэра Москвы со студентами, преподавателями и выпускниками ВШЭ проходило в «Шухов Лаб» — международной лаборатории экспериментального проектирования городов, которая недавно открылась в Высшей школе урбанистики НИУ ВШЭ. Вполне естественно, что в такой обстановке речь зашла о том, как в последние годы развивалась Москва и чего ожидать горожанам в будущем.

Конкуренция за людей

Сергей Собянин отметил, что в Москве сосредоточены 90 процентов российских кредитных организаций и IT-компаний, а также треть научного потенциала страны. Порой такую концентрацию ресурсов в московской агломерации критикуют, но мэр полагает, что именно мегаполисы являются локомотивами экономического развития по всему миру. В мегаполисах «создается экономика будущего», там находятся «точки роста современной цивилизации».

Современные страны и города, как считает мэр, соревнуются за людей, знания и новые технологии. В этом плане основные конкуренты Москвы — это Нью-Йорк, Париж, Лондон и другие мировые центры. Чтобы выдержать эту конкуренцию, городу нужно создавать комфортную среду для жизни, работы и отдыха людей.

С комфортностью городской среды в Москве долгие годы были серьезные проблемы, но в последние годы ситуация заметно меняется. «Мы начали с благоустройства дворов, улиц, парков, скверов, — сказал Сергей Собянин. — Нас даже критиковали, что можно было это делать помедленнее». При этом город, очищаясь от незаконной торговли и рекламы, сталкивался с сопротивлением — за каждым таким объектом стояли чьи-то экономические интересы.

И все же результат — налицо. В городе стало больше пешеходов, велосипедистов, фестивалей, в которых люди охотно принимают участие. «Город развернулся лицом к горожанам, — считает Сергей Собянин. — Люди больше не бегут из него, а с удовольствием гуляют по нему».

Дороги

Комфортная городская среда невозможна без решения транспортной проблемы. Взрывной рост числа автомобилей и неконтролируемая парковка привели к тому, что по центру города нельзя было ни пройти, ни проехать. Кто-то считал, что бороться с засильем автомобилей бесполезно, но администрация решила ориентироваться на успешный опыт зарубежных мегаполисов, отдавших приоритет общественному транспорту. В результате была пересмотрена программа развития метро, обустроено Московское центральное кольцо (оно перевозит около 300 тыс. пассажиров в день), обновлен автобусный парк, выделены полосы для движения общественного транспорта.

Москва находится в мировых лидерах по темпам дорожного строительства. При этом администрирование парковочного пространства помогло уменьшить число автомобилей в центре города на 20-25 процентов. Количество ДТП снизилось наполовину. В целом горожане стали терять на дорогах на четверть меньше времени, чем прежде.

Школы

Если высшее образование не входит в непосредственную сферу компетенции городских властей, то качество школьного и дошкольного образования напрямую зависят от решений, принимаемых городом. Реформа школьного образования в Москве была необходима, считает Сергей Собянин. При наличии ряда школ-лидеров, большинство московских школ давали откровенно плохое образование. Во многом это объяснялось «волюнтаристским» характером финансирования школ.

Реформа школьного образования в Москве была подкреплена новой системой финансирования (так, для школ был установлен одинаковый норматив — примерно 123 тысячи рублей на старшеклассника). Заработанная плата педагогов стала зависеть от количества учащихся и качества образования. Лучшие школы теперь получают гранты московского правительства.

В результате доля учителей среди персонала школ, которая раньше была значительно меньше половины, выросла до 52 процентов. Доля московских школьников среди победителей и призеров всероссийских олимпиад увеличилась вдвое. А исследование столичных школ по стандартам PISA показало, что по качеству образования Москва занимает 6-7 место в мире, сказал Сергей Собянин.

Технологии

Без развития IT-технологий «невозможно управлять современным городом и общаться с горожанами», уверен московский мэр. Внедрение информационных технологий особенно заметно в сферах образования и здравоохранения (например, значительно сократились очереди в поликлиниках). Современные технологии также помогают городским специалистам управлять транспортным потоками и, в частности, следить за бесперебойным движением общественного транспорта. А для эффективного взаимодействия с гражданами город запустил порталы «Активный гражданин», «Наш город» и портал госуслуг.

«Мы не останавливаемся ни на минуту, — подчеркнул Сергей Собянин. — Все, что можно сделать сегодня, мы делаем сегодня, а не откладываем на завтра».

Студенты Высшей школы урбанистики НИУ ВШЭ поинтересовались у мэра, могут ли жители непосредственно привлекаться к благоустройству города. По словам мэра, «лопаты и кирпичи» город раздавать им не будет, но жители могут принимать участие в обсуждении и даже голосовать за тот или иной проект. Так, на портале «Активный гражданин» выставляется на голосование треть проектов благоустройства дворов.

Что Вышка может предложить Москве

В НИУ ВШЭ немало студентов и сотрудников занимаются городскими и социальными исследованиям и проектами. О некоторых проектах они рассказали Сергею Собянину.

На факультете компьютерных наук группа специалистов, например, взялась за разработку чат-ботов московской городской среды. Они предложили идею трех ботов, которые используют информацию портала открытых данных Правительства Москвы. Велобот позволит получать сведения о ближайших стойках велопроката и велодорожках. С помощью автобота можно будет узнать о перекрытии дорог, зонах парковки и паркоматах. ЖКХ-бот будет информировать пользователей об изменении тарифов, графике отключения воды и ближайших пунктах сбора вторсырья.

«Востребованность в таких технологиях колоссальная», — сказал в ответ Сергей Собянин. Он напомнил, что город уже внедряет технологии, которые позволяют с точностью до минуты узнать о времени прибытия нужного вам автобуса или зарезервировать парковочное место.

Представители экологического движения «Зеленая Вышка» (2017 год объявлен Годом экологии) пожаловались мэру на отсутствие контроля за раздельным сбором отходов. «Вообще за это ответственны сами жители и выбранная ими управляющая компания, и это стоит денег, — заметил мэр. — Но часть такой услуги мы в качестве эксперимента централизовали, им охвачены около 40 процентов территорий, и около 500 тысяч тонн мусора перерабатывается раздельно. Через год вводится новый федеральный закон, который эти требования сделает универсальными. Для крупных компаний, которые занимаются переработкой мусора, это должно быть бизнесом, но для этого им нужно создать стартовые условия. Надеюсь, в Москве получится это сделать в течение двух-трех лет».

Исследователи Высшей школы урбанистики, занимающиеся проблемами транспорта, хотели бы изучить, какое влияние на город оказывает открытие Московского центрального кольца. Соответствующие городские службы помогут исследователям в получении необходимой информации, сказал Сергей Собянин.

В завершение встречи ее участники вернулись к вопросам благоустройства. Два главных корпуса Вышки были непосредственными свидетелями того, как менялся центр города: Мясницкая улица, на которой они расположены, была полностью реконструирована. В скором времени откроется еще один крупный комплекс зданий Вышки — на Покровском бульваре. А это значит, что пешеходное движение по переулкам, связывающим Мясницкую и Покровку, усилится.

«Сейчас наши студенты, молодые ученые разрабатывают в тесном сотрудничестве с Правительством Москвы проекты таких рекреационно-культурных зон, — рассказал ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов. — Париж, Лондон, другие города получают большие доходы от своих пешеходных пространств, Москва может делать то же самое».

«Мы будем вместе с вами продолжать делать наш город более комфортным и интересным», — отметил, в свою очередь, Сергей Собянин.

Вам также может быть интересно:

«Арма», Гоголь-центр и сад Баумана: заработал аудиогид студентов ВШЭ по Басманному району Москвы

Аудиогид «Вокруг Вышки — Старая Басманная», созданный студентами департамента иностранных языков НИУ ВШЭ, знакомит нас с достопримечательностями одного из старейших городских районов, ведущего свою историю с XIV века. Аудиогид размещен на открытой онлайн-платформе и доступен на двух языках — русском и английском.

Реинкарнация периферии

В мегаполисах большинство горожан живут не в центре, а на периферийных территориях. Если мягко и тактично, с учетом опыта самих жителей трансформировать окраины столицы, она станет уютнее и удобнее. Вариант органичного обновления спальных районов Москвы предложен в статье журнала НИУ ВШЭ «Городские исследования и практики».

Зарядьелогия

Парк «Зарядье» дал начало целой серии исследований и семинаров, в которых участвовали урбанисты, культурологи, дизайнеры, антропологи, географы. Исследователи Михал Муравски, Маргарита Чубукова и Дарья Волкова, проанализировали мифы о новом парке в журнале НИУ ВШЭ «Городские исследования и практики». IQ.HSE излагает их основные выводы.

В столице появится инновационный суперкластер

26 ноября Президент Российской Федерации подписал Указ № 672 «О создании на территории г. Москвы инновационного кластера», дав старт реализации инициативы мэра Сергея Собянина, активно поддерживаемой на этапе подготовки Высшей школой экономики. Специалисты НИУ ВШЭ изучили передовой опыт инновационных мегаполисов мира, совместно с московским правительством провели серию экспертных обсуждений принципов формирования инновационного суперкластера, а также разработали проект концепции, закладывающей базовые принципы взаимодействия потенциальных участников кластера, который в перспективе может охватить всю передовую экономику города.

Сотрудники и выпускница ВШЭ приняли участие в создании проекта «Привет, Москва!»

В московском метрополитене начался масштабный образовательный проект «Привет, Москва!». Он превратит московский транспорт в «гида», рассказывающего пассажирам о городе в разных контекстах, и сделает ежедневный путь москвичей полезным и увлекательным. Среди тех, кто работал над проектом — сотрудники и выпускница Вышки.

Московское правительство ждет студентов с интересными проектами

16 апреля в НИУ ВШЭ прошла встреча руководителей московского правительства со студентами. Чиновники рассказали о перспективных направлениях развития Москвы, а студенты Вышки смогли узнать о возможностях стажировок в Правительстве Москвы.

Образование — один из секторов экономики, в котором Москва предложила собственный стандарт

В рамках XIX Апрельской международной конференции НИУ ВШЭ прошла встреча в формате диалога между мэром Москвы Сергеем Собяниным и ректором ВШЭ Ярославом Кузьминовым. Они обсудили главные темы, касающиеся жизни крупнейшей городской агломерации страны.

Проекты Вышки для города

Cотрудники Лаборатории дизайна (дизайн-бюро при Школе дизайна НИУ ВШЭ) совместно со студентами Школы дизайна провели масштабное исследование, посвященное территориальному брендингу районов Москвы, а студенты и аспиранты МИЭМ НИУ ВШЭ разработали «умные системы» для мониторинга городского пространства и управления энергопотреблением и освещением. Проекты были представлены мэру Москвы Сергею Собянину.

Министр рассказал студентам Вышки, как устроена московская экономика

Из чего складывается бюджет Москвы, что происходит с инвестициями в городе и можно ли доверять официальной статистике? Новостная служба Вышки записала некоторые тезисы из лекции министра Правительства Москвы, руководителя департамента экономической политики и развития города Москвы Максима Решетникова, которую он прочитал на факультете экономических наук НИУ ВШЭ.

Кинематограф разрушает Москву, чтобы она развивалась

В Музее Москвы в рамках проекта «Университет, открытый городу: лекционные четверги в музеях Москвы» профессор факультета гуманитарных наук Школы культорологии НИУ ВШЭ Ян Левченко рассказал, как кинематограф на протяжении XX столетия менял облик столицы, навязывая (вменяя) городу различные, порой неожиданные роли.