• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Основной тренд в образовании — это цифровая революция»

«Основной тренд в образовании — это цифровая революция»

© Essentials/ iStock

В рамках Гайдаровского форума, организованного РАНХиГС, состоялся открытый диалог, участники которого обсудили главные тренды образования. О том, каким будет российское образование через 5–7 лет, как искусственный интеллект изменит школу и какие реформы необходимы уже сейчас, рассказал ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов.

Положение России на образовательной карте мира

По словам Ярослава Кузьминова, за последние несколько лет Россия смогла существенно улучшить позиции в международных образовательных рейтингах. Группа ведущих российских университетов, которых в настоящий момент около 30, прогрессирует в международных рейтингах, и это довольно быстрый рост даже по сравнению с Китаем, который проходил такой же путь 10 лет назад. В некоторых случаях сделать это было совсем непросто, так как часть рейтингов, например, PISA, построены на реалиях англосаксонской школы. Но стоит отметить, что даже президент Сингапура — страны, которая занимает в рейтинге PISA первое место — признает, что рейтинг учитывает компетенции XX века, которые с каждым годом становятся все менее актуальны и требуют переосмысления.

В то же время в российском образовании есть ряд специфических проблем, некоторые из них связаны с недостаточным финансированием. Например, в зоне риска находится среднее специальное образование. В настоящий момент колледжи финансируются так же или ниже, чем старшая школа в регионах, хотя совмещают общеобразовательную и профессиональную подготовку, и в этой области мы значительно отстаем от мировых лидеров, в особенности от Франции и Германии. О недостаточном финансировании можно говорить и в связи с заочным образованием, которое сейчас получают 50% российских студентов, а финансируется оно в размере всего 1/10 части от очного.

Самая большая зона отставания — это образование взрослых. В данный момент в России учится 15% взрослого населения, тогда как в Швеции их число составляет 62%, в Германии — 42%, а в целом в странах-лидерах это цифра равна примерно 40–50%.

По сравнению с другими мировыми образовательными системами, которые сопротивляются внедрению новых технологий (например, внедрение онлайн-курса в американских вузах вызывает протест со стороны профессоров), Россия по дистанционным курсам не сильно отстает и удерживает примерно 5–7% международного рынка.

Тренды будущего

Основной образовательный тренд, по мнению Ярослава Кузьминова, — это цифровая революция, которая, с одной стороны, затрагивает рынок труда и требует формирования новых компетенций у преподавателей, а с другой — влечет за собой перестройку всей системы образования.

По оценкам экспертов, уже через несколько лет искусственный интеллект в образовании станет реальностью, полностью вытеснит бумажные учебники и «сломает» всю методику общеобразовательной школы, которая представляет собой принудительное освоение материала учеником. Через 5–7 лет учитель не будет знать, выполнил задачу ученик или его смартфон, который сможет решить задачу с доказательствами, написать эссе или сочинение, поэтому все те рутинные механизмы, на которых основаны 75% методик современных школ, исчезнут. Вместо этого искусственный интеллект сможет выстраивать для каждого ученика индивидуальную траекторию обучения.

Другое направление развитие образования — это онлайн-курсы, которые, в отличие от искусственного интеллекта, уже успешно применяются на рынке, к тому же недороги, доступны и позволяют экономить внутренние ресурсы вузов за счет вытеснения некреативной части преподавательского состава.

Третий сектор технологических изменений — это симуляторы и виртуальная реальность. Симуляторы всегда требовали больших денежных затрат, поэтому последние 20 лет они применялись в основном при обучении летчиков. Сейчас же появилась возможность делать эти симуляторы практически для освоения любых специальностей от токаря до портье в отеле.

Главный результат таких технологических шагов — качественное изменение квалификации и положения учителя, которому больше не нужно тратить время на изложение материала или проверку заданий, но который теперь должен обладать широкой образованностью, проектным мышлением, уметь организовать дискуссию и выступить «персональным консультантом». «Школа никуда не уйдет, ни одно общество не откажется от школы, — уверен Ярослав Кузьминов. — Но школа должна будет перестроиться на два варианта ведения занятий — реализацию проектов и игры».

Рынок образования

Открытая проблема — это структурная перестройка рынков образования, которым придется поменяться под влиянием технологических трендов. Ярослав Кузьминов выделил несколько возможных направлений развития, которые скорее всего будут актуальны в ближайшие годы. Во-первых, онлайн-образование, которое колоссально расширяет рынок и выводит его из-под формата привычного государственного регулирования. Во-вторых, самостоятельное формирование образовательных траекторий каждым человеком. В-третьих, наступающая потребность в обучении взрослых, которая дальше будет только возрастать. И в-четвертых, рост доходов семей и удешевление образовательных технологий. Все это работает в сторону повышения рыночных элементов образования, более самостоятельных по отношения к государственной образовательной системе, чем это представимо сейчас.

Это приведет к появлению новых игроков на рынке образования — фирм-консультантов, образовательных коучеров и т.д. Задача российского образования — успеть выйти на этот глобальный рынок, поскольку уже через 10 лет с очень большой вероятностью будет доступен переводчик на основе искусственного интеллекта, который позволит решить проблему образовательного материала на другом языке.

Необходимые реформы

Как отметил Ярослав Кузьминов, сейчас есть три проблемы, которые требуют решения. Одна из них — «проблема неуспешных», которая активно обсуждается в последние годы. 25% трудоспособного населения страны либо не работает, либо вносит меньше, чем общество на него тратит. Для экономического роста России, страны, где основным двигателем постепенно становится не нефть, а человеческий капитал, потеря такой доли неприемлема. Психологи считают, что для выхода из этой ситуации требуется работа с детьми в раннем возрасте, поэтому во многих странах существует психолого-педагогический патронат, который покрывает всех детей до трех лет, а потом выделяет 20–30% детей, у которых есть трудности, и сопровождает их до школы.

Также, по мнению Кузьминова, реформы требует коррекционное образование. С помощью информационных технологий может быть построена такая система, которая позволит каждому человеку с особенностями развития получить в полном объеме образование не хуже того, которое получают его сверстники.

Как отметил Ярослав Кузьминов, сейчас важным и практически единственным ресурсом для реорганизации системы образования в России, на которое из федерального бюджета выделяется около 3,5%, является государственно-частное партнерство, причем, это касается не только частных фирм и предприятий, но и родителей. По опросам, 40% населения готовы вкладывать от 5 до 15% дохода в образование детей, таким образом инвестируя в будущее. Также необходимо создавать различные фонды и популяризировать вложения в образования.

Вам также может быть интересно:

Вышка подготовила учителей математики, с которыми детям будет интересно

Состоялся первый выпуск магистерской программы «Совместная магистратура ВШЭ и ЦПМ». Эта программа готовит высококвалифицированных учителей математики, интегрируя высокий научный потенциал факультета математики НИУ ВШЭ и практический опыт работы Центра педагогического мастерства в области школьного образования.

Участники НеКонференции спроектировали школу, не похожую на самолет

27 июня в Хорошевской школе состоялась НеКонференция. Так назвали многоуровневую дискуссионную площадку: исследователи сферы образования, педагоги, управленцы и даже ученики генерировали идеи для школы будущего. Организатором и разработчиком программы НеКонференции стал Институт образования Вышки.

Новые частные школы России: «печки» разные, «кирпичики» схожие

На очередном семинаре «Актуальные исследования и разработки в области образования» Института образования НИУ ВШЭ руководители самых известных в России негосударственных школ рассказали, какими умениями и навыками будут обладать их выпускники через десять лет.

НИУ ВШЭ поможет московским школам в создании IT-классов

Университет разработает для школьников учебные модули по ведению IT-бизнеса и обучит педагогов IT-классов. Кроме того, на базе НИУ ВШЭ совместно с ведущими IT-компаниями планируется создать центр сертификации выпускников таких классов.

Влияние исследований качества образования на политику не стоит переоценивать

На семинаре, прошедшем в НИУ ВШЭ в рамках Дней Международной академии образования в Москве, профессор Университета штата Аризона Густаво Э. Фишман сравнил международные сравнительные исследования качества образования с лошадиными скачками и заявил, что они не столь значительно влияют на образовательную политику, как принято считать.

Борьба с неуспеваемостью. Как предупредить неудачи в школе

У детей из семей с низким уровнем образования и доходов выше риски плохой учебы. Но школа может их снизить. Как именно, рассказали с опорой на международный опыт эксперты Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ.

Кружок качества. Как внеклассные занятия влияют на успехи школьников

Подростки, которые ходят в студии и секции, чувствуют себя увереннее и лучше учатся в школе. Больше всего успеваемость связана с курсами иностранных языков, выяснила социолог Ксения Тенишева. Доклад об этом представлен в программе ХХ Апрельской Международной научной конференции в Высшей школе экономики.

Институт образования будет сотрудничать с глобальной школьной лабораторией

Институт образования НИУ ВШЭ заключил договор о сотрудничестве с онлайн-платформой ГлобалЛаб — сообществом учителей и учеников, выполняющих совместные исследовательские проекты в Интернете.

Дизайнерам и педагогам предстоит найти общий язык

В правильно организованном пространстве школы дети не только комфортно себя чувствуют, но и лучше учатся. О том, как этого добиться, шла речь на исследовательском семинаре «Дизайн образовательных пространств школы», который Центр развития лидерства в образовании Института образования НИУ ВШЭ провел 12–13 июля.

«Общество не следит за тем, что происходит в школе, оно придирчиво следит за результатами школы»

В интервью «Учительской газете» ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов рассказал, как цифровизация должна изменить учебный процесс для учителей, детей и родителей, почему красивая pdf-ка — это еще не цифровой учебник и зачем все-таки ходить в класс, если технологии позволяют учиться удаленно.