• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Какова ответственность эксперта?

На факультете права ВШЭ образована научно-исследовательская школа «Фундаментальные и прагматические правовые исследования института экспертизы» («Экспертика»). О целях и направлениях ее работы рассказывает научный руководитель школы, профессор кафедры судебной власти и организации правосудия ВШЭ Анатолий Нестеров.

— Анатолий Васильевич, что такое «экспертика», какие явления социальной жизни она изучает?

— На мой взгляд, слово «экспертика» созвучно слову «криминалистика», и что более важно, само научное направление, связанное с изучением свойств экспертизы и экспертной деятельности в юридических науках как правового и юридического явления в обществе и юриспруденции, происходит именно от криминалистики. Поэтому для обозначения научной дисциплины, в рамках которой изучаются правовые и юридические свойства экспертизы и экспертной деятельности был выбран термин «экспертика». Как гуманитарная прикладная наука экспертика изучает общественные явления, возникающие в практике, и, выявляя закономерности их изменений, дает рекомендации, как их сделать более справедливыми и результативными. Хочу подчеркнуть, что в экспертике изучается не только судебная экспертиза, свойства которой достаточно подробно исследованы в общей теории судебной экспертизы, но и экспертиза в правоприменительной деятельности органов исполнительной власти и деятельности органов законодательной власти.

— Каковы основные направления деятельности, которые вы планируете развивать в рамках школы?

— Школа ориентирована на проведение фундаментальных правовых исследований в области экспертизы и осуществление прагматических юридических разработок для различных министерств, ведомств, предпринимательских структур и общественных организаций. Также мы планируем консультировать по вопросам правового основания назначенной экспертизы, современных возможностей экспертизы и анализа заключений экспертов на предмет выявления нарушения законодательства РФ. В рамках школы запланировано проведение ежемесячного научно-исследовательского семинара и публикация представленных на нем докладов. На мой взгляд, экспертика как учебная дисциплина могла бы быть полезна не только студентам, обучающимся на юридических специализациях, но экономистам, политологам, менеджерам, мы будем рады ребятам со всех факультетов Вышки и других московских вузов.

— Насколько актуальны темы, связанные с экспертизой?

— Особенностью современного института экспертизы в России является фактическое отсутствие его правового регулирования на легитимном уровне в исполнительной и законодательной ветвях власти. Поэтому, на мой взгляд, научные направления экспертики, связанные с изучением практики применения экспертизы в законодательной и исполнительной власти, являются наиболее актуальными.

Отсутствие легитимного регулирования экспертизы как юридической процедуры, за исключением судебной экспертизы, приводит к тому, что в подзаконных правовых актах, определяющих порядок назначения и проведения экспертизы, появляются правовые нормы, определяющие права и обязанности как лиц, назначающих экспертизу, так и экспертов. А это, естественно, противоречит Конституции РФ и правовой доктрине. При этом об ответственности эксперта за дачу заведомо ложного заключения речь не идет.

Сейчас же независимых и общественных экспертов развелось несметное количество, и, к сожалению, мнение подобных экспертов довольно часто очень далеко от истины. Да и какой разговор может идти об истинности, это же независимое мнение! Я хочу сказать, что все эти независимые и общественные экспертизы — это экспертизы, свободные от права, которые не регламентированы никакими правовыми актами. А у любого эксперта есть права, обязанности и ответственность, в том числе и у общественного или независимого эксперта. Экспертика как научная дисциплина могла бы дать обоснованные рекомендации законодателям о том, как необходимо регулировать экспертную деятельность. На мой взгляд, должна быть одна экспертиза, урегулированная законом, и она должна использоваться во всех областях человеческой деятельности.

— Для того чтобы организовать школу необходимы студенты, насколько популярна тема экспертизы в студенческой аудитории?

— Интерес к данной теме существовал и до образования школы, еще в 2008 году на кафедре судебной власти и организации правосудия мною был образован научный студенческий кружок по проблемам гармонизации российского законодательства в области судебной экспертизы с международными нормами. Студенты самостоятельно выбирали интересующую их тему и страну исследования в зависимости от того, какой они знали иностранный язык. Далее они самостоятельно проводили поиск необходимой информации по зарубежным источникам в интернете, и затем мы вместе формулировали проблему и разрабатывали ее. В 2010 году наш проект по данной теме получил поддержку в рамках проекта «Учитель-ученики». Мы продолжали исследования, проводили еженедельный семинар, студенты, принимавшие участие в его работе, выступили с докладами на трех научных студенческих конференциях в 2008, 2009 и 2010 годах. Только в 2010 году четыре студента опубликовали в научных журналах свои статьи об особенностях экспертизы в зарубежных странах с использованием сравнительно-правового метода. На семинар в рамках проекта «Учитель-ученик» приходили коллеги из МГУ, МГЮА, Института сравнительного правоведения. И вот в этом году была образована научно-исследовательская школа «Фундаментальные и прагматические правовые исследования института экспертизы». На мой взгляд, именно благодаря таким форматам обучения студенты овладевают тем неявным знанием, которое передается только в совместной работе, когда мы вместе трудимся над статьей, проектом или отчетом.

Людмила Мезенцева, Новостная служба портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Онлайн-кампус НИУ ВШЭ запускает магистерскую программу «ИТ-юрист»

«Вышка Онлайн» представляет новую программу магистратуры, покрывающую дефицит экспертов в области правовой поддержки разработки и внедрения ПО, регулирования персональных данных и правового обеспечения информационной безопасности. Выпускники программы «ИТ-юрист» будут востребованы в компаниях, имеющих большую технологическую компоненту, в том числе на e-сommerce-платформах, медиаплощадках, в компаниях — разработчиках и интеграторах ПО, ИТ-стартапах и в других компаниях технологического сектора.

«Мы стали единственной командой от ВШЭ, которая смогла завоевать первое место»

В ноябре состоялся заключительный этап Всероссийского юридического кейс-чемпионата MGIMO Law Championship. В номинации «Фармацевтическое право и интеллектуальная собственность» победила команда, в состав которой входили три студента факультета права ВШЭ — Иван Япрынцев, Иван Календарев и Екатерина Винтова.

Регистрация на конкурс «Суд да дело» открыта до 5 декабря

«Суд да дело» — конкурс игровых судебных процессов, во время которого участники смогут почувствовать себя настоящими адвокатами. В теоретический этап этой олимпиады Вышки смогут пройти только ученики 9–11-х классов и студенты СПО в области искусства. Тем, кто справится с теоретическими задачами, предстоит принять участие в судебном заседании и отстоять свою позицию перед судьями. Чтобы сделать первый шаг в юридической профессии, нужно зарегистрироваться до 5 декабря на официальном сайте конкурса.

В нижегородской Вышке открылся LAW HUB

С 9 октября по 20 ноября на факультете права НИУ ВШЭ — Нижний Новгород стартуют восемь программ повышения квалификации и одна программа профессиональной переподготовки. Они посвящены широкому спектру актуальных проблем юриспруденции и смежных отраслей — от семейной медиации до таможенного декларирования в условиях параллельного импорта. Занятия проводятся онлайн, так что принимаются слушатели из любой точки земного шара.

Открыта регистрация на программу второго диплома по праву Лондонского университета в ВШЭ

Абитуриенты, поступающие на бакалаврские программы «Юриспруденция» и «Юриспруденция: частное право», могут одновременно выбрать лондонскую программу как дополнительную опцию к своей основной подготовке. Программа второго диплома открыта также для внешних студентов и работающих специалистов.

Как Высшая школа экономики готовит судебных адвокатов

Магистерская программа «Адвокат по гражданским и уголовным делам» продолжает прием. В новом году практическая составляющая обучения на программе еще больше усилится — ее академический совет возглавит управляющий партнер адвокатского бюро «Бартолиус» Юлий Тай.

Краудвестинг, криптовалюты, блокчейн: что еще изучают на магистерской программе «ЮМФР»

В 2019 году состоится второй прием на магистерскую программу «Юрист мирового финансового рынка». Ее студенты получают междисциплинарные знания на стыке права, финансов, менеджмента и информационных технологий, а занятия для них ведут специалисты-практики.

«Секрет успешной коммуникации: быть открытым к диалогу»

Как в одной аудитории уживаются католик, мусульманин и буддист? Каким духовным ценностям учит магистратура Вышки? Рассказывает студент 1 курса магистерской программы «Церковь, общество и государство. Правовое регулирование деятельности религиозных объединений» Давур Дорджиев.

В ВШЭ научат разбираться в тонкостях фармацевтического права

В 2019 году в Высшей школе экономики пройдет первый набор на магистерскую программу «Правовое регулирование в фармацевтике и биотехнологиях». Как будет построено обучение и какая карьера ожидает ее выпускников, рассказывает председатель академического совета программы Александр Панов.

Факультет права открывает новые программы совместно с Лондонским университетом

В 2019 году факультет права ВШЭ открывает программы дополнительного образования по общему праву, выпускники которых получат диплом Лондонского университета. Программы рассчитаны как на первокурсников Вышки, так и на студентов старших курсов и работающих специалистов.