About Success Builder

How do you find your place in life? How do you find something to do that both comes naturally to you and makes you happy? The answer is that you have to apply the knowledge you’ve gained from university and from life itself correctly. The Success Builder Project features HSE University graduates who have discovered themselves through an interesting business or an unexpected profession. The protagonists share their experiences and lessons learnt and talk about how they’ve made the most of the opportunities they were given.

Anatoly Braverman graduated with a bachelor’s degree from the ICEF programme in 2006, received invaluable experience conducting deals at a major Russian oil company and personally witnessed the history of investments in the Russian economy by becoming one of the first employees of the RDIF in 2011. In this interview with Success Builder, Mr Braverman explains why international education is especially useful when working for the betterment of the Russian economy, the nature of ‘anti-virus’ investments and how the RDIF directed them towards the development of the Sputnik V vaccine, and much more.

It seems that your family has a tradition of taking an interest in the economy. Is that right?

Yes. My father is a professor with a PhD in Economics, and this played a role in my choice of profession and university. My mother always advocated this field as well. I began studying economics in high school, and when I decided that I would go to HSE, I began focusing my preparatory work on that. I was genuinely interested in it and really liked it. HSE already had a reputation by that time and applicants who had chosen this university knew where they were headed and why — it was a new and promising education at an international level. While still in the 9th grade, I started visiting HSE and ICEF on Open House days. Lev Lyubimov worked with applicants then. A wonderful person, he played an important role in my understanding of the future and my interest in working as an economist.

HSE had a special reputation and it attracted certain types of people. What made it seem to you like a good fit?

It was the early 2000s and this was no longer an ‘educational experiment’ of some sort: the university had already proven itself and could take pride in its graduates and its many outstanding departments. The new approach to education had clearly paid off. The ICEF programme was relatively new and looked quite promising — and it was unique in Russia.

ICEF students received an international education with two diplomas — from HSE and the University of London. Many highly qualified ICEF applicants chose it for this fact alone. It also played a key role in my decision to study in the ICEF bachelor’s programme, as well as the university’s outstanding instructors and the fact that they actually played an active role in the Russian economy.

Which prospects were open to you? Where did you start your career?

I started interning in my second year and wound up in the investment analysis department at LUKOIL. I was assigned my first duties there and, like any student, I had to work hard to translate my acquired knowledge into practice. Overall, HSE and ICEF provide a good foundation, which really helped me gain applied experience and achieve tangible results quickly.

Photo: Mikhail Dmitriev/ HSE University

After working at LUKOIL for a little more than three years, and due to my experience there with M&A transactions, Gazprom Neft invited me to come work at a new division for acquiring oil-refining assets. I grew quite a bit and learned a lot at Gazprom Neft. In particular, I gained my first managerial experience, managing both individual employees and entire divisions.

Which qualities as an HSE student and graduate helped you most at the beginning of your career?

The ability to work hard is extremely important for students at any university and at all stages of building a career.

The ICEF programme is especially good at developing a strong work ethic: to earn two diplomas, you need to work very hard — you have twice as many exams, constant deadlines and numerous complex tasks

All this requires self-discipline, which you develop as a student. This skill helps you throughout life. What’s more, ICEF significantly expands your horizons, especially because you are ‘brewing’ in an international environment. In particular, you are in close communication with visiting teachers from the London School of Economics, Oxford and other world-famous universities. ICEF brings together the best international experience with its specialists in business and its alumni, with whom students can communicate and look to for constant support in job hunting and career guidance.

The programme’s international standard greatly developed our ability to think systematically. It prepared us to continue our studies abroad and to work in a multicultural environment. Something one of my ICEF teachers said comes to mind most frequently: ‘the main skill you can develop here is to learn how to learn.’ This one skill proved to be crucial in the stories of the many ICEF graduates who went on to succeed.

How did you familiarise yourself with the energy field and then specialise in the oil industry?

All students, regardless of their majors, studied a core curriculum. For example, I specialised in management, which was a separate area of focus at ICEF then. But at the same time, I continued my studies in statistics, mathematical analysis and micro- and macro-economics. You could always take elective courses to focus on your areas of interest. Students master a very broad range of knowledge for a bachelor’s degree and this foundation can be applied to almost any field that requires a strong command of financial analysis.

Photo: Mikhail Dmitriev/ HSE University

I got into the oil industry through the investment and analysis department of LUKOIL, which was engaged in strategic development and financial analysis. This was precisely the area where I could apply my specific professional skills. I learned the ins and outs of the industry through what were essentially financial processes. I started out analysing opportunities for acquiring gas stations, and a little later, in a different division, I participated in many transactions for the acquisition of oil refineries abroad. I think that all graduates who worked in investment analysis had to do the same thing — that is, delve into the specifics of various industries.

After a year and a half, my supervisor and I were transferred to the main oil-refining department. Since this was a specialised division, I also took courses at the University of Oil and Gas to gain a better understanding of the technological side of oil refining. I couldn’t attain the same level of mastery as my colleagues who had studied the subject in a specialised university, but the additional knowledge still helped me a great deal in understanding the particulars of working with assets, conducting transactions and communicating with our business partners.

Did you ever try helping the national economy by working in government agencies? They say there’s a great need for economists there.

Because they have an excellent education, HSE graduates are in demand everywhere, including at state agencies. At my current place of employment with the Sovereign Wealth Fund of the Russian Federation, the entire team works directly for the benefit of the Russian economy. We interact a great deal with representatives of various ministries and other government departments. In fact, graduates with degrees in economics work not only in the Ministry of Economic Development and the Ministry of Finance but also in the Ministry of Energy, the Ministry of Transport and other structures where an education in economics would not seem to be central to their activities.

What is it like working with transactions?

My full-fledged career began about 15 years ago. I recall my first experiences in major transactions in which LUKOIL acquired two oil refineries. It was important that after the acquisition of the asset, the project team further integrate it into the larger company’s structure and development. That is, our work did not end with preparing and executing the transaction itself.

Photo: Mikhail Dmitriev/ HSE University

It was a very useful experience because I soon moved to the RDIF where the whole process only begins with the acquisition of an asset. We have carried out numerous transactions in the 10 years I have worked there under Kirill Dmitriev. After each is concluded, you must consider how to develop and support each asset to later make a successful exit with a good profit for the shareholder — which, in our case, is the government.

Which personal qualities helped most in advancing your career, especially in becoming a manager?

The first was probably negotiating skills, but this is hard to get a feel for as a student. It comes with experience communicating in a wide variety of situations and circumstances.

Each set of negotiations is a subtle, unique process

Other than that, I would emphasize four qualities that are important for advancing your career. The first is maintaining attention to detail. It is extremely important not to lose focus as the number of tasks you face increases in number and complexity. This is what it means to multitask. I am learning this from our CEO who, despite his busy schedule, maintains his focus on all issues in every key area of all transactions and projects.

The second is the ability to organize processes at all levels. This is closely related to attention to detail because effective management is impossible without a thorough understanding of what is happening in each area of work. The third quality is a strong work ethic and the fourth is the ability to think systematically because the number of duties you have grows in proportion to your level of responsibility. You can only structure and organize your work if you can turn any type of chaos you encounter into a system. This requires personal focus and practice.

Where did you start at the RDIF? What is your role now in the development and growth of the Fund?

Kirill Dmitriev invited me to work at the RDIF in the fall of 2011 and I was one of the first specialists hired. I always say this with pride because I saw the Fund when it first formed and participated in its activities from the very beginning. Since then, I’ve gone from Senior Vice President to my current position as First Deputy CEO.

The organization didn’t even have an office back then, but now, under Mr Dmitriev’s leadership, the RDIF has become a world-famous sovereign fund of the Russian Federation with a huge number of global objectives that are mostly focused on attracting investment in the Russian economy. And now, considering that one of the recent major development projects has been the international promotion and scaling up of production of the Sputnik coronavirus V vaccine, the Fund’s activities have a direct effect on everyone and are intimately connected with not only economic matters, but also global social issues.

How have investment trends developed and changed during this time, and why do investments now flow only into technology?

Trends shift in any market. Technology really is attracting the attention of public and private investors now, but this does not mean that other areas are being ignored. Investments in technology represent 20% of the RDIF portfolio’s target volume, but we also continue to invest actively in infrastructure and in other more traditional industries that have been on the investment scene longer.

How has the pandemic affected investment policy?

I am proud to say that the RDIF was one of the first institutions to recognize the risks associated with the coronavirus and the scale of the problem. This was largely thanks to colleagues in China and the Middle East with whom we had already established contact. They promptly shared their experience and information about the scale of the impending difficulties. We quickly focused on ‘anti-virus’ investments aimed at producing the world’s fastest and most accurate system of medical diagnostic tests for coronavirus.

After that, we financed the creation and large-scale production of Russia’s first, and the world’s second drug for treating coronavirus, Avifavir. This led us to the largest project in this field — the creation of the Russian Sputnik V vaccine, as well as its promotion on international markets and manufacture in Russia and overseas. This turned out to be the world’s first registered vaccine against the novel coronavirus.

Photo: Mikhail Dmitriev/ HSE University

We also managed to support a number of the companies in our portfolio that were affected by the pandemic. As a result, many even improved over their previous performance. For example, we invested in the ivi company. This turned out to be a very fortuitous decision because it became very popular to watch movies at home during the pandemic.

How did your work at RVC differ from RDIF?

The Russian government decided in late 2020 to reform its development institutions, and the RVC was transferred to the RDIF. Kirill Dmitriev instructed me to supervise the integration of the RVC into the RDIF. So now, I have two roles: First Deputy CEO of the RDIF and CEO of the RVC.

The RVC will operate primarily as a fund of funds while the RDIF invests in individual projects. We are now integrating the RVC into the RDIF group, working out technical and legal issues, conducting a substantive analysis of the current portfolio and new opportunities and resolving structural tasks regarding how to build divisions and functionality in the future.

Of course, we will apply many of the best practices of the RDIF to the RVC, practices such as the principle of co-investment. The RDIF was one of the first in Russia and the world to use this practice. In co-investment, a business partner also invests in a project and helps it develop. Many countries, including in the CIS and Europe, have adopted this model because it is so effective. The principle of co-investment makes it possible to combine several expert approaches on the same transaction or project.

The work of the RVC will maintain this focus: co-investments will be made in funds, that in turn will invest in companies, although at an earlier stage than in the RDIF. This will help attract more Russian and foreign partners for the rapid development of the domestic economy.

Do many HSE and ICEF graduates work at the RDIF? Which specialists are most needed now in the investment industry?

We do have a large number of graduates from HSE and ICEF in particular. They are reliable specialists who work for many years and are a valuable part of the Fund’s personnel. As a rule, we hire people with investment banking and direct investment fund experience. It all depends on the position. At the same time, we also consider skills they have developed in investment analysis, the execution and structuring of transactions and the preparation of project materials.

The company has a system for supporting employees and we regularly conduct various trainings. We also train employees according to which industry they are involved in because a person should have a deep understanding of the field in which his portfolio company operates or in which a transaction is being prepared.

In my opinion, the RDIF provides employees with a unique experience because, together with our business partners, we account for more than 90% of the direct investment market in Russia

A large number of companies in our portfolio have operational activities with which we can and should thoroughly acquaint ourselves, as well as several major areas of activity, including medicine. You could hardly find such a wide range of tasks and opportunities anywhere else in Russia.

What advantages does an international education provide for someone working in the Russian economic system?

Indeed, ICEF graduates must often choose whether to build their career in Russia or abroad, and having such a choice is a huge advantage. Many HSE graduates, including my ICEF classmates, have built successful careers in various countries. I am also happy to see a growing number of highly qualified HSE graduates in a wide variety of industries with which I work in Russia.

The opportunity to study at an international level has played a major role in my career. The RDIF works with foreign investors around the world and it is incredibly helpful knowing how foreign education and business thinking, practices and communication work — not to mention having a high level of proficiency in professional English.

The RDIF works with foreign investors, focusing on investment opportunities that benefit and help develop the Russian economy. It’s a challenging task because the investments need to be balanced to offer an attractive return to both our shareholder — the state — and to foreign co-investors.

The RDIF is in constant communication with the sovereign funds of Saudi Arabia, the United Arab Emirates and China, and with business partners in Japan and Europe. Thus, while working in this country’s sovereign fund for the benefit of the Russian state, we also have the responsibility of building relationships with partners around the world. We are proud not only to be working at the global level successfully but also to be truly developing the Russian economy. After all, each person makes the professional choice of whether to leave or stay. For my career, I chose to develop in Russia, and I am happy that I work in such a structure as the RDIF.

О проекте
«Конструктор успеха»

Как найти свое место в жизни, заняться тем, что получается легко и приносит счастье? Для этого нужно правильно применить знания, которые дал университет и сама жизнь. В проекте «Конструктор успеха» мы рассказываем о выпускниках Высшей школы экономики, которые реализовали себя в интересном бизнесе или неожиданной профессии. Герои делятся опытом — рассказывают, какие шишки набивали и как использовали предоставленные им шансы.

Анатолий Браверман выпустился из бакалавриата МИЭФ в 2006 году, получил бесценный опыт проведения сделок в «нефтянке» и наблюдал историю инвестиций в российскую экономику, став одним из первых сотрудников РФПИ в 2011 году. В интервью «Конструктору успеха» Анатолий рассказал – чем международное образование особенно полезно для работы на благо российской экономики, что такое «противовирусные» инвестиции, как РФПИ направил их на разработку вакцины «Спутник V», и о многом другом.

Кажется, интерес к экономике – это ваша семейная традиция?

Верно, мой отец – профессор, доктор экономических наук, это сыграло свою роль в выборе профессии и вуза. Мама тоже всегда поддерживала такое решение. Экономику я начал изучать уже в старших классах школы, а когда определился, что пойду в Вышку, начал целенаправленно к этому готовиться. Мне было искренне интересно и очень нравилось. К тому моменту у Вышки уже сложилась репутация, абитуриенты, которые выбирали этот вуз, знали, за чем и куда идут – это было новое и перспективное образование международного уровня. Я начал ходить в Вышку и в МИЭФ на Дни открытых дверей с 9 класса, тогда с абитуриентами работал Лев Львович Любимов, замечательный человек, который сыграл важную роль в моем понимании будущего и интересе к профессии экономиста.

Репутация Вышки была особой, она привлекала определенных людей. Почему вы посчитали этот вуз подходящим?

Было начало 2000-х, о каком-то образовательном «эксперименте» речь уже не шла, поскольку вуз себя отлично зарекомендовал и на тот момент мог гордиться выпускниками и целым рядом ярких факультетов. Новый подход к образованию себя оправдывал, это было очевидно. МИЭФ тогда был молодым подразделением Вышки и предлагал очень перспективную программу. Она была уникальна, ведь ничего похожего в России еще не было.

Обучение в МИЭФ давало международное образование, когда студент мог получить два диплома – Вышки и Лондонского университета. Этот факт тогда определил выбор многих сильных абитуриентов. Помимо остальных мотивов, таких как крепкий преподавательский состав и реальное участие этих людей в жизни российской экономики, международный уровень образования сыграл ключевую роль в том, что я поступил именно в бакалавриат МИЭФ.

Какими в действительности оказались эти перспективы – с чего вы начали карьеру?

Я начал стажироваться со второго курса и попал в компанию «ЛУКОЙЛ», в департамент инвестиционного анализа. Там я стал получать первые задания, не без труда дающиеся студентам, которые только начинают перекладывать полученные знания в какой-то практический формат. Вышка и МИЭФ в целом дают хорошую фундаментальную базу, что сильно помогало в получении прикладного опыта и скором достижении реальных результатов.

Автор: Михаил Дмитриев/ ВШЭ

Прошло чуть больше трех лет работы в «ЛУКОЙЛ», и меня пригласили в компанию «Газпром-нефть», где было сформировано новое подразделение по приобретению активов в области нефтепереработки – мне помог попасть сюда приобретенный в «ЛУКОЙЛ» опыт участия в M&A сделках. В «Газпром-нефть» я очень вырос и научился многому, в частности, прибрел первый управленческий опыт – руководил как отдельными сотрудниками, так и целыми подразделениями.

Какие качества студента и выпускника Вышки особенно помогли вам в начале карьеры?

В учебе, не только в Вышке, но и в любом вузе, крайне важно трудолюбие – качество, которое пригодится любому человеку на всех этапах построения карьеры.

МИЭФ особенно развивает трудолюбие: чтобы получить два диплома, нужно много работать — это двойные экзамены, постоянные дедлайны, большой объем сложных задач

Все это требует самоорганизации, которая формируется в студенчестве и как навык помогает тебе по жизни. Кроме того МИЭФ существенно расширяет кругозор, в первую очередь за счет того, что ты «варишься» в международной среде. В том числе, тесно общаешься с преподавателями, которые приезжают вести семинары из Лондонской школы экономики, Оксфорда других вузов с мировым именем. МИЭФ аккумулирует лучший международный опыт за счет представителей бизнес-сообщества специалистов, комьюнити выпускников, с которыми студент может вести коммуникацию и через них находить постоянную поддержку в трудоустройстве, понимая варианты развития своей карьеры.

Международный стандарт программы сильно развил в нас системное мышление, подготовил к продолжению обучения за рубежом и работе в мультикультурной среде. Но чаще всего я вспоминаю фразу одного из преподавателей МИЭФ: главный навык, который вы можете тут развить, это научиться учиться. Действительно, навык оказался важнейшим для достижения успеха во всех карьерных историях, характерных для выпускников МИЭФ.

Как вы адаптировались к вопросам энергетики, в частности – «нефтянки», которая стала вашей специализацией?

Независимо от того, какую специализацию будучи студентом ты выбирал, в учебном плане сохранялась часть программы, состоящая из ключевых дисциплин. Я, например, специализировался на менеджменте, тогда это было отдельным направлением в МИЭФ, при этом на том же уровне продолжал заниматься статистикой, матанализом, микро- и макроэкономикой. Всегда можно было выбрать дополнительные курсы, которые корректировали обучение именно в том направлении, которое тебе интересно. Бакалавриат в целом дает довольно широкое образование, в ходе которого ты осваиваешь большие пласты знаний. Поэтому такой образовательный фундамент мог быть применим практически к любой области, где требовались глубокие знания финансового анализа.

Автор: Михаил Дмитриев/ ВШЭ

В нефтяную отрасль я попал через департамент инвестиционного анализа «ЛУКОЙЛА», он занимался стратегическим развитием и финансовой аналитикой. Это была как раз та область, где я мог применить узкие профессиональные навыки. Через задачи, по сути – финансовые, ты разбираешься со спецификой отрасли. Я начинал с того, что анализировал возможность приобретения автозаправочных станций, а чуть позже в другом подразделении участвовал в целом ряде сделок по приобретению нефтеперерабатывающих заводов за рубежом. Думаю, всем выпускникам, столкнувшимся в своей работе с инвестиционным анализом приходилось делать то же самое – вникать в специфику различных отраслей.

Через полтора года из этого департамента вместе со своим руководителем я перешел в главное управление нефтепереработки. Поскольку это было профильное подразделение, дополнительно я прошел курсы в Университете нефти и газа для того, чтобы лучше разбираться в технологической части нефтепереработки. Достичь уровня коллег, которые изучали этот вопрос в профильном вузе, было невозможно, но дополнительные знания все же существенно помогли в понимании специфики работы с активами, в проведении сделок, в коммуникации с контрагентами.

Вы не пробовали поработать на благо экономики в госструктурах? Говорят, там очень нуждаются именно в экономистах.

Выпускники Вышки востребованы везде, в том числе и в наших государственных органах, в силу высокого качества образования. На текущем месте работы, в суверенном фонде Российской Федерации, вся команда как раз напрямую работает на благо российской экономики. Мы много взаимодействуем с представителями различных министерств и других государственных ведомств, и я вижу, как повышается уровень управленческих кадров. Выпускники экономических вузов при этом работают не только в Минэкономразвития и Минфине, но в том числе в Минэнерго, в Минтрансе и других структурах, где экономическое образование не является «профильным».

В чем особенность работы со сделками?

Я начал полноценную карьеру около 15 лет назад, тогда очень запомнились первые для меня попытки участия в крупных сделках по приобретению двух нефтеперерабатывающих заводов компанией «ЛУКОЙЛ». Важным было то, что после приобретения актива команда проекта отвечала за его дальнейшую интеграцию в структуру компании и развитие, то есть работа не ограничивалась только подготовкой и проведением сделки.

Автор: Михаил Дмитриев/ ВШЭ

Это был очень полезный опыт, поскольку через некоторое время я перешел в РФПИ, а там с приобретения актива все только начинается. За 10 лет работы в РФПИ под руководством Кирилла Александровича Дмитриева было реализовано множество сделок. После закрытия сделки, ты должен думать, как развивать и поддерживать каждый актив, и как в конечном итоге осуществить успешный выход из него, чтобы показать акционеру, в нашем случае – государству, хороший уровень доходности.

Какие качества оказались важны в продвижении в карьере, особенно с переходом на уровень руководителя?

Наверное, в первую очередь – умение вести переговоры, и студентам этот «скилл» понять на уровне учебы не всегда просто. Это приходит с опытом коммуникации, которая ведется в очень разных условиях и при различных обстоятельствах.

Каждый раз переговоры – это тонкий индивидуальный процесс

В остальном я бы выделил четыре качества, важных на этапе повышения. Первое – сохранение внимания к деталям. По мере увеличения количества задач, которые у тебя появляются и становятся все более сложными, крайне важно не терять фокус. Оно неотъемлемо связано с таким качеством, которое по-английски называется multitasking, многозадачность. Учусь этому у своего генерального директора – несмотря на свою занятость, он держит во внимании все вопросы по ключевым направлениям всех сделок и проектов.

Второе – умение организовать процессы на всех уровнях. Это очень связано с вниманием к деталям, потому что эффективность управления невозможна без глубокого понимания того, что у тебя происходит на каждом участке работ. Третье качество – трудолюбие, и четвертое – умение системно мыслить, поскольку количество задач растет пропорционально твоему уровню ответственности. Структурировать и организовывать ты можешь только при умении превратить любой хаос в систему, а это требует личной собранности и практики.

С чего началась ваша жизнь в РФПИ? Какова ваша роль в развитии и росте фонда?

Кирилл Александрович пригласил меня на работу в РФПИ осенью 2011 года, я стал одним из первых нанятых специалистов, о чем всегда говорю с гордостью, поскольку застал формирование фонда и принимал участие в его деятельности с самого начала. За это время я прошел путь от старшего вице-президента до первого заместителя генерального директора, которым являюсь сейчас.

На тот момент у организации не было даже офиса, а сейчас под руководством Кирилла РФПИ стал всемирно известным суверенным фондом РФ с массой глобальных задач, который является основным инструментом привлечения инвестиций в российскую экономику. И сейчас, учитывая один из последних крупных проектов по разработке, международному продвижению и масштабированию производства вакцины против коронавируса «Спутник V», деятельность фонда уже лично касается каждого человека и максимально тесно связана не просто с экономическими, но и с социальными вопросами глобального характера.

Как за все это время развивались и менялись инвестиционные тренды, и почему сейчас инвестиции текут только в технологии?

Смена трендов – это нормально для любого рынка. Технологии сейчас действительно привлекают внимание государственных и частных инвесторов, но это вовсе не говорит о том, что другие направления вне поля внимания. В портфеле РФПИ блок технологий составляет до 20% целевого объема, но при этом мы продолжаем активно инвестировать и в инфраструктуру, и в другие отрасли, которые являются более традиционными, которые были на инвестиционном горизонте более длительный период времени.

Какие коррективы в инвестиционную политику внесла пандемия?

С гордостью скажу, что РФПИ был одним из первых институтов, который осознал объективные риски и масштабы коронавируса. Это было сделано во многом благодаря наработанным международным контактам – коллеги из Китая и Ближнего Востока своевременно поделились опытом и информацией о масштабах надвигающихся сложностей. Мы быстро сфокусировались на «противовирусных» инвестициях, направленных на производство самой быстрой и точной системы медицинских диагностических тестов на коронавирус в мире.

После этого мы профинансировали создание и масштабное производство первого в России и второго в мире препарата от коронавируса «Авифавир», и в итоге мы пришли к самому крупному проекту в этом направлении – созданию, продвижению на международных рынках и производству в России и за рубежом российской вакцины «Спутник V», которая оказалась первой зарегистрированной в мире вакциной против новой коронавирусной инфекции.

Автор: Михаил Дмитриев/ ВШЭ

Мы также сумели поддержать целый ряд наших портфельных компаний, пострадавших от пандемии. Многие из них в результате даже улучшили свои предыдущие показатели. Например, мы проинвестировали в компанию ivi, это было очень удачное решение, потому что в период социального дистанцирования просмотр кино в домашних условиях стал очень популярным занятием.

Чем отличается работа в рамках РВК от РФПИ?

В конце 2020 года правительством РФ было принято решение о реформе институтов развития, в рамках которой РВК было передано РФПИ. Кирилл Александрович Дмитриев поручил мне возглавить процесс интеграции РВК в РФПИ. Поэтому сейчас у меня две роли – первый заместитель генерального директора РФПИ и генеральный директор РВК.

РВК будет функционировать преимущественно как фонд фондов, в то время как РФПИ инвестирует в отдельно взятые проекты. Сейчас идет процесс интеграции РВК в группу РФПИ, решаются технические и юридические вопросы, идет содержательный анализ текущего портфеля и новых потенциальных возможностей, решаются структурные задачи с точки зрения того, как будут выстроены подразделения и функционал в будущем.

Безусловно, многие практики, успешно зарекомендовавшие себя в РФПИ, мы будем применять в РВК – такие, как принцип соинвестирования, который РФПИ начал использовать одним из первых не только в России, но и в мире. Соинвестирование предполагает совместные вложения и привлечение к развитию проекта партнера. Модель взяли на вооружение многие страны, в том числе в СНГ и в Европе, ведь она действительно эффективна. Принцип соинвестирования дает возможность объединить несколько экспертных взглядов на одну и ту же сделку или проект.

Работа с фондами в РВК сохранит этот фокус, соинвестиции будут осуществляться в фонды, которые в свою очередь будут вкладывать в компании, но на более ранних стадиях по сравнению с РФПИ. Это поможет привлечь больше как российских, так и иностранных партнеров для скорейшего развития отечественной экономики.

Много ли выпускников Вышки и МИЭФ работает в РФПИ? В каких специалистах вообще сейчас нуждается инвестиционная отрасль?

У нас действительно работает большое количество выпускников Вышки и, в частности, МИЭФ. Это надежные специалисты, которые работают помногу лет и являются ценными кадрами фонда. Мы нанимаем людей как правило с опытом работы в инвестиционном банкинге и в фондах прямых инвестиций, все зависит от позиции. При этом мы всегда обращаем внимание на наработанные навыки в области инвестиционного анализа, реализации и структурирования сделок, подготовки проектных материалов.

В компании существует система поддержки сотрудников, мы регулярно проводим различные тренинги. Также мы обучаем сотрудников в зависимости то того, в какой отрасли они задействованы, поскольку человек должен глубоко понимать специфику, в рамках которой функционирует его портфельная компания или готовится сделка.

РФПИ, на мой взгляд, дает сотрудникам возможность получить уникальный опыт, поскольку мы и наши партнеры – это более 90% рынка прямых инвестиций в России

У нас большое количество портфельных компаний, в операционную деятельность которых можно и нужно погружаться, а также несколько крупных направлений деятельности, таких как медицина. Такой широкий спектр задач и возможностей вряд ли представлен где-то еще в России.

Какие можно отметить плюсы международного образования именно для работы в рамках российской экономической системы?

Действительно, выпускники МИЭФ по окончании учебы часто встают перед выбором: строить карьеру в России или за рубежом, и наличие такого выбора – огромный плюс. Множество выпускников Вышки, в том числе моих однокурсников по МИЭФ, сделали успешную карьеру в разных странах, при этом я с радостью наблюдаю рост числа высококвалифицированных специалистов, обладателей диплома Вышки, в самых разных отраслях, с которыми имею дело по работе.

На собственном примере могу сказать, что возможность учебы на международном уровне сыграла большую роль в моей карьере. РФПИ работает с иностранными инвесторами по всему миру, и понимание того, как устроены зарубежное образование, бизнес-мышление, деловые практики и коммуникация невероятно помогает в работе. Не говоря уже о высоком уровне владения профессиональным английским.

Специфика РФПИ заключается в том, что, работая с иностранными инвесторами, мы сфокусированы на развитии российской экономики и инвестиционных возможностях, приносящих ей пользу. Задача сложная, поскольку вложения нужно балансировать с учетом привлекательной доходности, которую ты предлагаешь как своему акционеру – государству, так и иностранным соинвесторам.

В РФПИ идет постоянная коммуникация с суверенными фондами Саудовской Аравии, ОАЭ, Китая, с партнерами из Японии и Европы. Таким образом, работая в российском государственном фонде, на благо российского государства, тебе делегированы обязанности выстраивания отношений с партнерами по всему миру, и мы гордимся тем, что не просто успешно работаем на глобальном уровне, но действительно развиваем российскую экономику. В конце концов, уезжать или оставаться – это профессиональный выбор каждого. Моя карьера сложилась так, что я выбрал развитие в России, и счастлив, что работаю в такой структуре, как РФПИ.