О проекте
«Конструктор успеха»
Как найти свое место в жизни, заняться тем, что получается легко и приносит счастье? Для этого нужно правильно применить знания, которые дал университет и сама жизнь. В проекте «Конструктор успеха» мы рассказываем о выпускниках Высшей школы экономики, которые реализовали себя в интересном бизнесе или неожиданной профессии. Герои делятся опытом — рассказывают, какие шишки набивали и как использовали предоставленные им шансы.
В IT никогда нельзя останавливаться, даже в том, чтобы свои новые навыки подтверждать все новыми сертификатами и дипломами. По этому пути пошел выпускник бакалавриата и магистратуры факультета бизнес-информатики Константин Замков, который сейчас является директором по управлению проектами в Банке ВТБ. В интервью «Конструктору успеха» он рассказал, как руководят IT-проектами, зачем айтишнику финансы и что делает ВТБ, чтобы разрабатывать собственное уникальное ПО.
Откуда у вас интерес к IT?
Компьютерами я заинтересовался еще в раннем возрасте, в дошкольные годы. У меня рано появился первый компьютер, в то время их почти ни у кого не было. То же самое произошло с интернетом. Сейчас даже забавно вспоминать, как скрежетал модем, когда в 90-е годы я подключался к интернету. Связь часто прерывалась, родители просили хоть ненадолго освободить телефонную линию. При этом меня интересовали не только игрушки, которые, разумеется, любят все дети, но и само устройство программного обеспечения. Я все время пытался изучать, как там все устроено, разбираться в усовершенствованиях, хотя возможностей тогда было намного меньше, чем сейчас. Постепенно все эти увлечения привели к тому, что я выбрал для себя университетское и профессиональное направление, что было непросто.
Сейчас в школах уделяют большое внимание профориентации, есть много разной информации о специальностях, курсов, описаний, инструкций, как и что делать, чтобы учиться на кого-либо. Помню, как ребенком я через весь город раз в неделю ездил на курсы по QBasic – это такой упрощенный язык программирования. Сам тоже пытался что-то искать по теме в интернете, выяснять, как делать ту или иную операцию, что-то пробовать экспериментальным путем. Так я двигался к своей профессии.
К моменту поступления в университет я интересовался не только программами и программированием в целом, но и применением информационных технологий в различных сферах экономики. Мне нравился именно прикладной аспект IT, хотелось решать комплексные задачи. Когда я поступал в Вышку, факультет бизнес-информатики только появился, я попал во второй набор. Это было единственное место, где можно было изучать информационные технологии в связке с экономикой и менеджментом. Поэтому у меня был очень определенный выбор вуза и факультета.
Каким вузом Вышка казалась тогда абитуриенту?
Вышка уже была сложившимся и завоевавшим репутацию вузом, она была крутой, считалось, что очень престижно в ней учиться. Вышка специализировалась на экономике, мне было это важно и интересно, лучший экономический вуз России – это же самое подходящее для меня! Так мне казалось, и я не ошибался. В других университетах, более айтишных, специализация предполагала непосредственно программирование, углубленное и абстрактное изучение физики и математики. В них не было того современного духа, который связывал студентов Вышки с новой экономикой страны.
Трудно было учиться?
Вышка ставит высокую планку, ей нужно соответствовать, раз ты пришел учиться в такой университет. Казалось бы, нельзя уметь все делать хорошо. В жизни, в работе у всех разные возможности: кто-то не любит публично выступать, кто-то не говорит по-английски, кто-то не способен составлять документы. Но для выпускника Вышки обязательно успевать все, делать вещи на уровне в самых разных направлениях. Слов «я чего-то не могу», на мой взгляд, для выпускника Вышки не существует. Преподаватели вместе с новыми знаниями всегда передавали нам и свою веру в нас, поэтому я считаю, что выпускнику Вышки все по плечу. У всех нас есть уверенность в себе и умение структурированно и хладнокровно решать любые вопросы.
Что означает структурированность в данном контексте?
Это способность видеть картину более комплексно – такой важный навык, который возник и начал прокачиваться именно в университете. Вообще Вышка сыграла важную роль в формировании у нас личных качеств, таких как умение объяснить, донести до других людей свою мысль, дать аргументы, чтобы они могли ее разделить, увидеть за ней конкретные детали и задачи.
С точки зрения специальных навыков обучение дало понимание всех областей IT, а не только технических навыков: программного обеспечения, непосредственно программирования, настройки, установки, анализа, написания требований, экономических эффектов от внедрения той или иной системы, их практического применения. Сложилась полная палитра того, как выглядит весь процесс создания и эксплуатации IT.
Насколько личные качества оказываются важны для обладателей технических профессий?
Они очень важны. На практике часто получается, что сотрудники сосредотачиваются на технической области и забывают про soft skills, а в момент, когда нужно выполнить комплексную задачу, в которой участвует несколько человек или даже несколько команд, и нужно с ними взаимодействовать, как раз возникают сложности. Как правило, тут прихожу на помощь я. Моя роль как руководителя – организовать техническую работу множества людей.
Как на «Бизнес-информатике» изучалась именно экономическая сторона технических вопросов?
В программе были экономические предметы, такие как микроэкономика, макроэкономика, которые дают понимание различных социальных сфер. Также предлагались прикладные задания и предметы, направленные именно на применение технических навыков к бизнес-задачам. Например, как настроить систему, определить ее функциональность и эффекты для конкретных финансовых целей в рамках того или иного кейса. К нам приходили специалисты из крупных компаний, которые читали лекции либо вели какие-то предметы. Получался хороший баланс прикладных и академических задач, чтобы мы обладали при этом навыками исследователя и новатора. Таким образом, я с легкостью продолжил обучение в магистратуре.
Без нее было не обойтись?
На мой взгляд, магистратура – необходимое продолжение бакалавриата. Там ты получаешь более специфические и узкие навыки по своей профессии. С третьего курса я начал работать в IT-компании системным аналитиком и, отталкиваясь от этой специальности, выбрал соответствующее направление магистратуры – информационная бизнес-аналитика. Компания выполняла проекты для внешних заказчиков, которые заказывали у нас программное обеспечение под разные задачи. Сначала мы разрабатывали требования, бизнесовые и технические, потом уже по ним велись разработка, тестирование, сдача проекта и запуск в эксплуатацию. Так у меня обучение шло бок о бок с практикой, все было взаимосвязано и дополняло друг друга.
Что представляет собой информационная бизнес-аналитика, чем в рамках этой специальности приходится заниматься?
Это более детальная проработка требований к заказанной системе с технической стороны: как именно, какие элементы и алгоритмы будут взаимодействовать между собой, какие данные и куда будут передаваться. Нужно на каждом этапе контролировать, позволяет ли разрабатываемое ПО достигать определенных бизнес-целей. Помимо технической стороны, специалистом также готовится описание бизнес-требований: изучаются и структурируются сценарии работы пользователей, на основании которых создается система и передается в эксплуатацию компании-заказчику.
Чем была интересна работа в Microsoft и как она подтолкнула вас в карьерном смысле?
В Microsoft я попал довольно стандартным путем – через рекрутера, который увидел мое резюме и пригласил на собеседование. Microsoft разрабатывает и внедряет свои решения в крупные компании силами партнеров. Партнеры – это IT-компании, которые имеют в штате специалистов необходимой квалификации и получают статус партнера Microsoft, например ЛАНИТ или Sharesoft. Однако в Microsoft есть и свое консалтинговое подразделение, которое выполняет комплексные IT-проекты по внедрению своих разработок. Как раз в этой области я начал там работать в роли руководителя проекта. Так я из технической области перешел в более экспертную и начал больше интересоваться именно управлением и бизнес-реализацией.
Еще на первой работе я попробовал себя в нескольких ролях – как аналитик, тестировщик, разработчик, специалист технической поддержки. Потом меня стали интересовать более сложные задачи: как организовать работу эффективно, как решить какую-то задачу с помощью командного подхода и быстрее увидеть результат. Так я понял, что мне больше нравится структурировать большие задачи, наработал опыт в управлении проектами и начал руководить проектами уже в Microsoft.
Как вы прокачивали себя с новой стороны? Как учились управлять в рамках бизнес-тематики?
На мой взгляд, руководитель – это не тот человек, который должен лучше всех знать детали выполнения той или иной работы, для этого у руководителя есть квалифицированные специалисты. Руководитель должен видеть всю картину целиком, связывать стратегию с текущей деятельностью, грамотно доносить до сотрудников информацию о том, что от них требуется сделать, создавать среду, в которой сотрудники смогут разбить большую задачу на конкретные действия и успешно эти действия выполнить.
Я шел в своем образовании в новой роли последовательно.
Новые навыки я стараюсь приобретать, подтверждая свою компетентность сертификатами
Например, чтобы лучше разобраться в области Data Science, когда она стала необходимой частью работы с любым крупным бизнесом, я прошел программу Executive Data Science в Университете Джона Хопкинса. Для того чтобы освоить финансовые технологии, в том числе в банковской сфере (тогда я начал ею очень интересоваться), я прошел программу цифровой трансформации в финансовых сервисах в Бизнес-школе Копенгагена.
Когда начал заниматься проектным управлением и изучал стандарты PMI PMBoK, набравшись опыта в этой сфере, я получил сертификат по управлению проектами Project Management Professional (PMI PMP). Для улучшения навыков анализа и реализации стратегии компании очень помогло изучение стандарта PMI по управлению портфолио и дальнейшая сертификация Portfolio Management Professional (PMI PfMP). Когда начали набирать обороты гибкие методологии управления проектами, я получил сертификат профессионального скрам-мастера PSM I. Я всегда старался идти в ногу со временем и обновлять свои знания. Все это помогает мне добиваться высоких результатов, выполнять сложные стратегические задачи и быть уверенным в той ответственности, которую я на себя принимаю.
Как вы изучали банковское направление и зачем?
Определенные знания у меня остались после Вышки, плюс я начал работать с банками как с клиентами еще в Microsoft, в частности с ВТБ. Как раз тогда меня банковская отрасль заинтересовала, потому что это очень высокотехнологичный бизнес, затрагивающий все сферы нашей жизни. Я не раз отмечал профессионализм и ответственность, присущие сотрудникам ВТБ, с которыми мне довелось поработать.
В своих компетенциях я в тот момент уже перешел границы специалиста IT-компании, тогда же удачно поступило предложение попробовать свои силы в знакомом мне банке, и я принял его, перейдя в ВТБ, и начал реализовывать свой опыт уже непосредственно в банке. Я начал заниматься руководством разработкой IT-продуктов в рамках структурных задач банка.
Что делает такой руководитель?
Как и раньше, я своего рода специалист по глобальному видению задачи и ее решению. Важно ставить определенные рамки в работе: зачем мы делаем, в какой срок нужно уложиться, для кого, какой бюджет, какие эффекты от решения должен получить бизнес. Банк ВТБ обладает собственными ресурсами разработки и внедрения, таким образом выстраивая собственную внутреннюю IT-экспертизу и сокращая зависимость от вендоров со стороны. Так вот моя задача как руководителя – организовать работу IT-специалистов в банке.
При этом IT-отрасль сейчас настолько усложнилась и обросла задачами – ведь она проникла повсюду, – что нельзя найти человека, который один знает, как все нужно сделать
Результат дает только объединение разных специалистов с хорошим пониманием процесса и со специализацией в своей конкретной области. Поэтому далеко не последним здесь является искусство организации коллективной работы и качества лидера в своем направлении. Лидерство и опыт дают мне возможность быстрее понять суть той или иной проблемы, с которой может столкнуться член команды при выполнении работы на определенном этапе.
Как управляют IT-проектами в ВТБ после февраля?
С февраля банк ВТБ подвергся сильному санкционному давлению, из-за этого стало больше работы. Многие вендоры ПО для финансовой сферы ушли из России, в связи с этим сейчас приходится прикладывать больше усилий. В данный момент я руковожу проектом импортозамещения, ведется создание собственной платформы для внутрибанковских систем. Так, на эту платформу смогут выводиться все внутрибанковские системы и сервисы для пользователей-сотрудников. А в будущем этот продукт сможет также имплементироваться и в других российских банках.
Курс на импортозамещение в банке был взят уже давно, но важность этого направления возросла именно сейчас, поэтому проектов прибавилось. Переход к использованию импортонезависимых решений ускорился, и без этого никак не обойтись, поскольку банк – это компания, сильно завязанная на IT.
С учетом тех вызовов, которые бросают нам текущие реалии, задач становится больше, они сложнее, в этой связи и спрос на квалифицированные кадры растет. В банке есть, например, стажерские программы для молодых IT-специалистов, более сфокусированные на бизнес-задачах банка. Вообще я сторонник того, чтобы студенты финансово-экономических программ обогащали свои знания и в области информационных технологий, поскольку требования к информационным системам рождаются в первую очередь со стороны бизнеса.