• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Как в Высшей школе экономики учат управлению наукой и инновациями

Как в Высшей школе экономики учат управлению наукой и инновациями

© Коллекция Essentials/ iStock

17 апреля состоялся день открытых дверей магистерской программы «Управление в сфере науки, технологии и инноваций». Как обучение здесь связано с практикой и какая карьера ждет выпускников, мы попросили рассказать Павла Бахтина, заместителя заведующего отделом информационно-аналитических систем ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, закончившего программу в 2016 году.

 


Павел Бахтин

О выборе магистратуры

Обучение в Вышке я начал еще в бакалавриате — на программе по бизнес-информатике. Там готовят людей, которые могут анализировать, понимать и переводить потребности бизнеса на технический язык, ставить задачи разработчикам и управлять процессами. Уже на третьем курсе я начал полноценно работать в Институте статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) в качестве разработчика — в проекте, связанном с мониторингом глобальных технологических трендов.

Первым большим результатом стала система «Global Trend Monitoring System» (GTMS) — многофункциональная база данных научно-технологических трендов с веб-интерфейсом, позволяющим анализировать эти данные в онлайн-режиме как научным сотрудникам института, так и внешним экспертам. На ее основе я защитил бакалаврскую выпускную работу. Дальнейший выбор магистерской программы был вполне естественным.

Я уже обладал навыками в сфере IT, и нужно было найти им приложение в конкретной предметной области. Магистратура ИСИЭЗ давала такую возможность

Именно понимание предметной области отличает программиста-исполнителя от разработчика-постановщика задач. Магистратура позволила мне «окунуться» в мир науки и технологий, понять основные задачи и выработать свою стратегию их решения с точки зрения информационных технологий.

О том, чему учат на программе

Мое обучение было самым тесным образом связано с практикой, для чего пришлось освоить и теорию, и инструментарий. Я изучил основы научно-технического прогнозирования, форсайта, научно-технической и инновационной политики, узнал об инструментах наукометрии, статистического и финансового анализа.

Первый навык исследователя, помимо аналитического мышления, заключается в умении правильно писать — «оцифровывать» свои знания и результаты наблюдений в виде научных публикаций, отчетов. Именно в магистратуре ИСИЭЗ меня обучили, как структурировать мысли, правильно определять область исследования, искать литературу, описывать результаты и делать выводы.

Магистерская программа позволила мне быстро развиться в качестве научного сотрудника

Погружение в область форсайта и кейсы дает возможность ознакомиться со спецификой различных направлений в сфере науки и технологий, понять, что происходит в медицине, биотехнологиях, ИКТ, энергетике и других областях, изучить много литературы, построить пробные дорожные карты, подготовить обзорные презентации. Отдельно стоит отметить инструменты количественного анализа, которым здесь обучают. В моей деятельности особенно важным было понимание библиометрического и патентного анализа, их методологии, правил расчета статистики. Нужно было понять какие источники информации показывают уровень исследований и разработок в России, а какие — нет. Я напрямую применяю полученные знания, развиваю на их основе методологию текст-майнинга.

О главном проекте

Основным направлением моего обучения стал интеллектуальный анализ больших данных. По этой теме я писал магистерскую диссертацию, ее научным руководителем выступил профессор Оздчан Саритас, заместитель заведующего лабораторией исследований науки и технологий ИСИЭЗ. Эта тема оказалась интересной всему институту — интеллектуальный анализ данных можно применять в целях научно-технологического прогнозирования. В ИСИЭЗ образовалась команда для разработки собственных информационно-аналитических текст-майнинговых (то есть заточенных под обработку больших неструктурированных текстовых массивов данных) инструментов.

Все научные наработки и практические IT-инструменты были использованы для создания совершенно новой для России системы интеллектуального анализа больших данных в сфере науки, технологий и инноваций — iFORA (Intelligent Foresight Analytics).

Она позволяет в рамках экспресс-исследования, охватив единовременно десятки миллионов научно-технических документов и рыночных данных, делать серьезные выводы о трендах, технологиях, рынках, ключевых организациях и центрах компетенций в различных областях технологий. Таких возможностей ранее не существовало.

О карьере

Самые популярные места работы выпускников программы — технологические компании и федеральные органы исполнительной власти. Обычно выпускники начинают работать в отделе инноваций, стратегического планирования. Они постепенно разбираются в предметной области, по полочкам накапливают представление о структуре отрасли, основных игроках, технологиях, трендах — и начинают предлагать собственные решения. Через какое-то время есть шанс начать руководить небольшими группами молодых специалистов.

Я сам вырос в ИСИЭЗ со стажера-исследователя в 2013 году до научного сотрудника в 2016-м. Затем в институте сформировался отдел информационно-аналитических систем, в котором я теперь работаю заместителем заведующего. Все последние годы помимо исследований и разработок (а это около 40 проектов) я также занимался координацией деятельности наших младших аналитиков и разработчиков.

Многие сразу хотят самостоятельности, чтобы не работать на «дядю» — но научиться руководить людьми исключительно по книжкам невозможно

Поэтому нужно начинать путь в качестве аналитика или исследователя (это может быть работа в частных компаниях, стартапах, институтах развития, вузах или ведомствах). При этом нужно стараться взаимодействовать с крутыми руководителями-лидерами, способными на основе личного примера показать лучшие практики управления и одновременно зарядить вас своей позитивной энергией. Ну а если по прошествии времени управленческая деятельность не будет получаться, то компетенции исследователя или аналитика позволят выпускнику глубже уйти в науку или проектную консалтинговую деятельность.

В 2019 году на магистерской программе «Управление в сфере науки, технологий и инноваций» предусмотрено 25 бюджетных и 10 платных мест, а также 10 платных мест для иностранцев. Обучение ведется на английском языке. Узнать больше о программе можно на дне открытых дверей, который состоится 17 апреля.

Вам также может быть интересно:

Абитуриентов привлекает цифра

Лучшие вузы России отмечают рост среднего балла абитуриентов и неослабевающий спрос на направления, связанные с информационными технологиями и цифровизацией экономики. Об этом шла речь на пресс-конференции, посвященной итогам приема в вузы, которая состоялась 16 августа в пресс-центре «Известий».

5 главных фактов об итогах приема в бакалавриат

Вышка завершает прием на бакалаврские программы. Уже определены все зачисленные на бюджетные места, но еще продолжается заключение платных договоров. Основные итоги приемной кампании 2019 года подводит проректор ВШЭ Вячеслав Башев.

Пять магистерских программ для будущих ученых, на которые можно поступить прямо сейчас

В Вышке существует множество магистерских программ на любой вкус. Некоторые из них более практикоориентированные, как «Транспортное планирование», другие — творческие, как, например, «Мода», а есть те, которые открывают студентам возможности для академической карьеры и будущего в науке. Рассказываем о пяти программах, документы на которые еще можно успеть подать до 31 июля. Подача документов для иностранных граждан возможна до 20 августа.

«В Вышку пришли более 1000 победителей и призеров олимпиад школьников»

До окончания приема документов в бакалавриат Высшей школы экономики остается десять дней. О ходе приемной кампании рассказал новостной службе портала проректор Вячеслав Башев.

«Наши студенты участвуют в реальных городских исследованиях и проектах»

В новом учебном году магистерская программа «Управление пространственным развитием городов» предлагает студентам новые форматы обучения, дисциплины и проекты. Подробнее о них рассказывает академический руководитель программы Руслан Гончаров.

Открыта регистрация на программу второго диплома по праву Лондонского университета в ВШЭ

Абитуриенты, поступающие на бакалаврские программы «Юриспруденция» и «Юриспруденция: частное право», могут одновременно выбрать лондонскую программу как дополнительную опцию к своей основной подготовке. Программа второго диплома открыта также для внешних студентов и работающих специалистов.

Начинается заключение договоров для абитуриентов бакалавриата

1 июля в Вышке начинается заключение договоров на большинство программ бакалавриата (специалитета). Напоминаем, что такое критерии заключения договоров, каковы сроки для разных программ и почему стоит заключить договор, даже если вы рассчитываете попасть на бюджетное место.

«Научим студентов критиковать друг друга самыми изощренными способами»

Школа дизайна ВШЭ во второй раз ведет набор на бакалаврскую программу «Современное искусство». Одной из главных дисциплин учебного плана является арт-критика. В новом учебном году студенты смогут изучать ее под руководством главного редактора The Art Newspaper Russia Милены Орловой.

«В Вышке главный человек — студент»

20 июня в Вышке стартовала приемная кампания. Мы поговорили с первым подавшим документы абитуриентом. Им стал 17-летний московский школьник Фома Шипилов. Среди его достижений — красный аттестат, второй взрослый разряд по биатлону, а главное, победа на четырех олимпиадах, что позволило ему поступать в ВШЭ без вступительных испытаний.

Почему Вышка?

Огромный конкурс для абитуриентов, трудная учеба для поступивших. Так почему же выбирают наш университет? Сегодня на этот вопрос отвечают руководители, преподаватели и студенты ВШЭ.