• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

SURF: следуя по «второму пути» дипломатии

Делегация преподавателей и студентов ВШЭ посетила Стэнфордский университет (США), где с 13 по 17 апреля проходила Вторая ежегодная конференция Стэнфордского российско-американского форума (SURF).

Стэнфордская конференция стала заключительным этапом полугодовой образовательной программы SURF, в которой приняли участие сорок студентов ведущих университетов России и США. В октябре прошлого года они познакомились на Московской конференции, а с ноября по март работали над совместными исследовательскими проектами по проблемам российско-американских отношений. В Стэнфорде делегаты SURF представили результаты своих исследований и обсудили с американскими и российскими экспертами широкий спектр тем, начиная с проблем российской образовательной политики и заканчивая вопросами нераспространения ядерного оружия.

На открытии конференции 13 апреля выступил профессор бизнес-школы Стэнфорда Раймонд Наср. Свой мастер-класс бывший директор по исполнительным коммуникациям компании Google посвятил правилам успешного публичного выступления, и его советы были с интересом выслушаны делегатами SURF, готовившимися презентовать свои аналитические доклады.

Также в первый день конференции состоялись два круглых стола, в которых приняли участие профессора ВШЭ и Стэнфордского университета. На первом из них речь шла об экономике образования, и свои точки зрения на основные проблемы развития образования в России высказали член Попечительского совета SURF, научный руководитель Института развития образования ВШЭ Исак Фрумин, профессор Стэнфорда и научный руководитель Международной лаборатории анализа образовательной политики ВШЭ Мартин Карной и бывший директор Инициативы по дистанционному обучению Стэнфордского университета Кэтрин Кунс.

В своем выступлении Исак Фрумин рассмотрел историю трансформации российской образовательной системы. В условиях плановой экономики в СССР был создан рациональный механизм, ежегодно обеспечивавший промышленность квалифицированными кадрами, однако рыночные реформы разорвали эту связь. Сложилась парадоксальная ситуация: люди стремятся к получению образования и готовы платить за это все больше, однако состав выпускников вузов не полностью отвечает потребностям экономики.

Мартин Карной и Кэтрин Кунс, недавно завершившая исследование отношения руководителей российских университетов к образовательным реформам, проанализировали процессы, от которых зависит будущее российского образования: слияние и закрытие университетов, рост неравенства в финансировании вузов, адаптацию к Болонской системе и обновление образовательных стандартов. В числе ключевых направлений развития системы образования в России спикеры указали на необходимость его интернационализации и смены поколений в профессорско-преподавательском составе.

Круглый стол по изменению климата
Круглый стол по изменению климата
Во втором круглом столе, посвященном проблемам изменения климата и сохранения окружающей среды, Высшую школу экономики представляли директор Института экономики природопользования и экологической политики ВШЭ Михаил Козельцев и директор Центра экономики окружающей среды и природных ресурсов ВШЭ Георгий Сафонов, а Стэнфордский университет — профессора Франк Уолак, Лоренс Гулдер и Николас Хоуп (кстати, двое последних посещали Вышку в ходе «Недели Стэнфорда» в 2009 и 2010 годах соответственно). Актуальность экологических вопросов в современном мире возрастает, однако большинство стран еще не уделяют им достаточного внимания. По мнению Георгия Сафонова, это касается и России, где отсутствует комплексная политика по защите окружающей среды, а особенно остро стоит проблема утилизации отходов.

Выработка мер по снижению выбросов парниковых газов на международном уровне является еще более сложным процессом, чем продвижение экологической повести дня — на национальном. Тем не менее, государства должны сотрудничать для обеспечения своей экологической безопасности. В частности, наиболее перспективные направления взаимодействия между Россией и США — это сфера возобновляемой энергетики и сотрудничество в Арктическом регионе.

Второй день конференции SURF был посвящен обсуждению военно-политических аспектов российско-американских отношений. Министр обороны США в 1994-1997 годы Уильям Перри и директор Инициативы по контролю за вооружениями Института Брукингса Стивен Пайфер рассказали делегатам SURF об истории ограничения ядерных вооружений и проанализировали содержание подписанного год назад российско-американского Договора об ограничении стратегических наступательных вооружений.

Дискуссия о проблеме нераспространения ядерного оружия была продолжена в ходе круглого стола с участием экспертов Стэнфордского университета Уильяма Перри, Зигфрида Хекера и Дэвида Холлоуэя. Они отметили важность российско-американского сотрудничества в этой сфере и призвали к повышению взаимного доверия между политиками и военными двух стран. Вместе с тем, как заметил Уильям Перри, этого нельзя достичь, ограничивая взаимодействие только официальными дипломатическими каналами, необходимо развивать и «второй путь» дипломатии — совместную работу представителей общественности.

Проводя конференцию в Силиконовой долине, невозможно было обойти вниманием и вопросы инновационного развития. 15 апреля делегаты SURF посетили расположенный недалеко от Пало-Альто офис компании Google, а на следующий день состоялась панельная дискуссия на тему «Воссоздание Силиконовой долины». Венчурные предприниматели Марк Ивановский и Эрик Буато и президент по маркетингу и слияниям компании Parallels Джек Зубарев попытались определить, почему именно Калифорния стала центром разработки новых технологий и возможно ли создание подобного кластера в России. По их словам, необходимыми условиями развития инновационной экосистемы являются государственная поддержка, сильная система образования и проявление бизнесменами своих лидерских качеств.

Наконец, символическим завершением Стэнфордской конференции стал визит группы SURF в Форт-Росс, бывшее русское поселение на берегу Тихого океана. Делегаты приняли участие в волонтерской работе, прослушали лекцию об истории форта и выстрелом из пушки отметили окончание образовательной программы SURF 2010-2011 годов, получившейся еще более интенсивной и интересной, чем в прошлом году.

О своих впечатлениях о программе SURF рассказывают ее организаторы и участники из числа студентов ВШЭ Никита Алентьев, Анастасия Березинская и Елизавета Попова.

— Как вы узнали о SURF и попали в программу?

Игорь Томашов и Анастасия Березинская
Игорь Томашов и Анастасия Березинская
Анастасия Березинская, студентка 4 курса факультета экономики: Я проходила интервью на программу еще осенью 2009 года, однако тогда мне не удалось стать участницей. Потом я начала и закончила несколько научных проектов и вновь подала заявку на SURF летом прошлого года. Вторая попытка была удачнее.

Никита Алентьев, студент 5 курса факультета мировой экономики и мировой политики: Ссылку на объявление о наборе студентов мне прислала преподавательница по страноведению США. Я заинтересовался SURF, потому что в свое время учился в американской школе по программе FLEX, а сейчас занимаюсь организацией международных молодежных конференций и преподаю английский язык.

Елизавета Попова, студентка 3 курса факультета мировой экономики и мировой политики: Летом прошлого года я с друзьями путешествовала по Америке, и знакомая из Вышки рассказала мне о SURF. Когда я вернулась в Москву, оказалось, что отбор на программу уже был завершен. Тем не менее, я связалась с ее организаторами. В период подготовки Московской конференции нужны были волонтеры, и так я стала «офицером» SURF.

— Чему были посвящены ваши исследовательские работы в рамках SURF?

Никита Алентьев: Мне захотелось провести исследование по новой для себя теме и понравилась идея, предложенная студенткой Корнелльского университета Майей Корецки. Она обратила внимание на сходство политической риторики президентов России и США: Дмитрий Медведев выдвинул на повестку дня необходимость модернизации, Барак Обама пришел к власти с лозунгом «Change». Кроме того, оба президента активно используют «новые медиа» для прямого общения с аудиторией. Мы провели сравнительное исследование того, о чем Медведев и Обама пишут в Twitter, Livejournal и Facebook, и как Интернет-аудитория реагирует на их различные сообщения. По результатам анализа мы сформулировали ряд рекомендаций о том, как политики могут использовать новые каналы коммуникации наиболее эффективным образом.

Анастасия Березинская: Я с коллегами из США работала над аналитическим докладом для Рабочей группы по энергетике российско-американской Президентской комиссии. Мы несколько раз встречались с представителями Министерства энергетики России, провели серию экспертных интервью, проанализировали интересы России и США в различных отраслях энергетики и сделали выводы о том, в каких сферах и регионах мира сотрудничество между двумя странами наиболее перспективно.

— Какие впечатления остались у вас от конференций в Москве и Стэнфорде?

Никита Алентьев: Обе конференции прошли на ура! Мне кажется, разница была только культурная: российские спикеры обычно стремятся дать как можно больше информации, в то время как американцы в ходе выступлений делают опору на диалог и интерактивность. Ну и еще одно различие заключается в том, что в Стэнфорде мы находились в университетском кампусе, а в Москве конференция проходила в нескольких вузах, и мы постоянно перемещались по городу.

Елизавета Попова: Из Москвы кажется, что Стэнфорд — это нечто нереальное, а поступить туда российскому студенту почти невозможно. И поэтому, когда оказываешься там, общаешься со студентами, гуляешь по кампусу, то испытываешь нечто вроде культурного шока.

Анастасия Березинская: Конечно, погода в Калифорнии в апреле была намного лучше погоды в Москве в конце октября. Но обе конференции мне понравились и оставили самые теплые впечатления. Запомнился визит в Форт-Росс, который расположен в живописном месте к северу от Сан-Франциско.

— Что вы можете сказать сейчас о программе SURF в целом?

Елизавета Попова: Для меня самым ярким моментом стала победа SURF в студенческой премии «Чугунное яйцо». Когда я стояла на сцене и услышала, что мы выиграли, то испытала неописуемый восторг. Начиная работать в SURF, я не представляла, что студенты могут реализовывать настолько масштабный и уникальный международный проект.

Никита Алентьев: SURF отличается высоким уровнем подготовки мероприятий и организационной стройностью. Мне было интересно общаться со всеми российскими и американскими делегатами, на конференциях была создана интеллектуально насыщенная обстановка, но при этом совсем без занудства.

— Какие советы вы могли бы дать будущим участникам программы?

Анастасия Березинская: SURF расширяет горизонты — но чтобы получить этот опыт, нужно понимать, зачем ты участвуешь в проекте, быть активным, уделять много времени работе над исследовательским проектом и не сдаваться, если при этом возникают какие-то трудности.

Никита Алентьев: Кроме багажа знаний, важна коммуникативная составляющая. Нужно быть открытым к диалогу, не стесняться, что твое мнение кому-то понравится или нет.

Елизавета Попова: Нам хотелось бы привлекать людей с неординарным мышлением, способных предлагать новые идеи, желающих поддерживать постоянную связь с другими участниками проекта. SURF развивается и растет — и этими же качествами должны обладать наши делегаты. Что касается нового набора на программу 2011-2012 годов, то он будет объявлен в начале мая. За анонсами можно следить на новом сайте SURF.

См. также:

http://www.hse.ru/news/recent/26106776.html

http://www.hse.ru/news/avant/19719678.html

http://www.hse.ru/news/recent/18628700.html

http://www.hse.ru/news/avant/10226359.html

Игорь Томашов, специально для Новостной службы портала ВШЭ

Фото Елены Киселевой

Вам также может быть интересно:

57%

российских семей не имеют возможности выбирать, в какую школу отдать учиться своего ребенка. При этом за последние годы ситуация ухудшилась:  пять лет назад выбора не было только у 51% семей. Чаще всего альтернативы лишены жители сёл, семьи с низким достатком, а также семьи, в которых дети плохо учатся.

Прозрачность и обмен информацией помогут избежать кризиса

19 мая в ВШЭ прошла российская презентация доклада «Щит и меч: на пути к стратегической совместимости России и США в глобальной системе безопасности XXI века», подготовленного Рабочей группой по будущему российско-американских отношений.

Управлять Арктикой должны все заинтересованные страны

9 декабря ВШЭ посетил Оран Янг, один из самых авторитетных в мире специалистов по экономике и политике окружающей среды, профессор Университета Калифорнии. Г-н Янг прочел лекцию на тему «Управление Арктикой: от теории к практике».

Антиамериканизм сеют элиты, по мере «необходимости»

Антиамериканские настроения укрепляются в российском обществе под влиянием самых высокопоставленных и образованных его членов. Доклад Эдуарда Понарина на научном семинаре под руководством Евгения Ясина из цикла «Экономическая политика в условиях переходного периода».

«Стоит ставить перед собой максимально высокую планку»

Иван Королев с отличием окончил бакалавриат факультета экономики ВШЭ и магистратуру Российской экономической школы. В 2012 году получил добро на обучение в аспирантуре от четырех ведущих университетов мира и теперь учится в аспирантуре Стэнфорда.

В Стэнфорде используют больше «картинок»

Профессор кафедры экономического анализа организаций и рынков ВШЭ Борис Кузнецов недавно вернулся из Соединенных Штатов, где читал студентам Стэнфордского университета курс лекций по российской экономике.

Информационный бюллетень «Мониторинг экономики образования» № 2 (56), 2012 г.

Вышел из печати очередной выпуск информационного бюллетеня «Мониторинг экономики образования» № 2 (56), 2012 г.

Майкл Макфол: «Мы надеемся, что наши отношения окончательно нормализуются»

25 мая с открытой лекцией перед студентами Высшей школы экономики выступил посол США в России, профессор Стэнфордского университета Майкл Макфол.

«Чтобы не возникало даже мысли о вооруженном конфликте»

17 мая в ВШЭ в рамках пятого заседания Рабочей группы по будущему российско-американских отношений Международного дискуссионного клуба «Валдай» состоялась открытая лекция известного специалиста по контролю над вооружениями и военной безопасности, сотрудника аппарата министра обороны США Эдварда Уорнера.

Летняя школа институционального анализа RSSIA-2012

До 20 марта принимаются заявки на участие в Летней школе институционального анализа RSSIA-2012, которую ежегодно проводит Институт институциональных исследований ВШЭ. О том, что ждет участников школы в этом году, рассказывает Мария Семенова, научный сотрудник Лаборатории институционального анализа экономических реформ ВШЭ и член оргкомитета RSSIA.