• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Национальный исследовательский университет Высшая школа экономикиНовостиОбразованиеПобедители конкурса «Школа навыков XXI века» изменят российское образование

Победители конкурса «Школа навыков XXI века» изменят российское образование


До 15 марта 2017 года (включительно) принимаются заявки на конкурс «Школа навыков XXI века», который проводят Институт образования ВШЭ и Благотворительный фонд Сбербанка «Вклад в будущее». Цель конкурса — поддержать лучшие идеи и практики общего образования, благодаря которым у детей формируются востребованные в современном обществе навыки. Среди призов — грант, зарубежная стажировка и приоритетное предложение по поступлению в магистратуру Института образования ВШЭ. 

Сегодня большинство конкурсов в образовании оценивают достижения людей, будь то учитель, директор школы, преподаватель техникума или даже школьные команды, а результаты их труда оказываются за рамками подобных состязаний. «Школа навыков XXI века» — это конкурс не личностей, а образовательных продуктов, то есть программ и моделей организаций, благодаря которым у детей формируются навыки XXI века, — подчеркивает научный руководитель Центра развития лидерства в образовании ВШЭ Анатолий Каспржак. — Причем процесс их формирования не должен быть стихийным».

О каких навыках XXI века идет речь? В научных и публицистических статьях можно найти описания множества навыков, необходимых для успешной жизни в современном обществе и в обществе будущего. В их числе, например, информационная компетентность, креативность, способность к анализу и прогнозу, сотрудничество в виртуальном пространстве, лингвистическое и культурное многоязычие и другие. По мнению Анатолия Каспржака, список навыков всегда будет открыт, в нем всегда чего-то будет не хватать. Поэтому и конкурс открыт для идей, замыслов, практико-ориентированных предложений.

«Когда мы общаемся с коллегами из школ, они часто озадачены «правильными рецептами» работы, — говорит директор Дирекции общего образования ВШЭ Сергей Калашников. — Конкурс как раз и призван выявить, показать, «подсветить», поддержать с помощью экспертного сообщества находки, которые уже есть в практике управления».

В конкурсе предусмотрено 4 номинации — 2 для идей, 2 для уже реализованных проектов. Можно представить образовательную программу (идею или проект) в сфере общего или дополнительного образования детей, то есть способы формирования навыков у школьников и набор инструментов, позволяющих доказать, что навыки сформированы. Другой вариант — представить образовательную модель (также идею или проект), то есть набор управленческих практик, ориентированных на достижение навыков XXI века. В ходе вебинара, посвященного конкурсу, на вопрос, будет ли принят на конкурс проект по улучшению школьной инфраструктуры, — например, надстройка 4-го этажа, — Анатолий Каспржак ответил: «Если вы докажете, что с ее помощью у учеников будут сформированы навыки XXI века, то будет».

Предполагается, что сообщество участников конкурса с каждым годом будет расти, превращаясь в пространство для обсуждения ключевых проблем российской школы

Конкурс состоит из нескольких этапов. До 15 марта необходимо подать заявку с описанием идеи проекта, презентацией программы (модели). Форму заявки можно заполнить на сайте конкурса. Из представленных проектов будет отобрано 40 — по 10 в каждой номинации, после чего состоится конкурс портфолио, на котором участники должны будут представить более подробную информацию о проекте — эссе и видеоролик, объяснив, в чем его целесообразность, возможность тиражирования, привлекательность для потребителей и другое. Оценивать заявки участников конкурса будут не только специалисты из сферы образования, но и практики, а также потребители образовательных услуг — родители и даже школьники.

В финал пройдут 12 проектов — по 3 в каждой номинации. Предполагается, что конкурс станет ежегодным, а финалисты войдут в его экспертную группу. Таким образом, сообщество участников конкурса с каждым годом будет расти, превращаясь в пространство для обсуждения ключевых проблем российской школы. Сверхзадача конкурса — формирование сети практиков в сфере образования, которые работают по-новому, формируя у детей необходимые навыки. Эти люди, собравшись вместе, смогут изменить российское образование. «Все живое растет снизу, — считает директор Центра развития лидерства в образовании Павел Сергоманов. — Организаторы конкурса берут на себя роль садовника, который поливает красивые цветы».

Победители конкурса получат гранты Благотворительного фонда или смогут пройти зарубежные стажировки, как это было в последние два года с победителями Конкурса инноваций в образовании. Кроме того, все призёры получат приоритетное предложение по поступлению на магистерские программы Института образования ВШЭ, в том числе на программу для школьных руководителей — «Управление образованием». Материалы проектов победителей и призёров будут опубликованы в сборниках Института образования ВШЭ, команда экспертов Института образования проведёт семинары на территории победителей по темам проектов.

 

Вам также может быть интересно:

30%

тех, кто ушёл из школы после 9 класса, спустя четыре года сказали, что если бы сейчас у них была возможность поменять своё решение, они бы доучились до 11 класса. Такие данные получены в ходе очередной волны панельного исследования «Траектории в образовании и профессии» осенью 2016 года.

10 факторов успеха образовательных систем от автора исследования PISA

14 апреля на XVIII Апрельской конференции ВШЭ выступил Андреас Шляйхер, руководитель Директората по образованию и компетенциям ОЭСР, в 1999 году придумавший PISA — одно из самых масштабных международных сравнительных исследований качества образования. Его почетный доклад был посвящен глобальным тенденциям в трансформации национальных систем образования.

169

педагогов из московских школ, входящих в Распределенный лицей ВШЭ, прошли стажировку в Лицее ВШЭ и поучаствовали в семинарах по обществознанию, теории познания и проектной деятельности в 2016-2017 учебном году.

2792

заявки на поступление в 10-й класс Лицея НИУ ВШЭ были приняты от абитуриентов в 2017 году. Это почти в 1,5 раза больше, чем в прошлом году.

В чем обычные школы не уступают элитным

Учителя школ разного статуса имеют одинаковый уровень профессионализма и преданности работе.

Социологические методы и монетарная политика: о чем рассказывают на экономических направлениях в Лицее ВШЭ

В Лицее НИУ ВШЭ существуют два направления, в названии которых есть слово «экономика». Одно связывает экономику с социальными науками, другое — с математикой. О том, как сделать правильный выбор между ними и какую подготовку можно там получить, рассказывают руководители этих направлений и их ученики.

Как сделать классный пароль, или чему учат на направлении «Математика, информатика и инженерия» в Лицее ВШЭ

Несколько разновидностей информатики, совместные проекты со студентами и выпускниками Вышки, факультетские дни в четырех подразделениях университета — это и многое другое ждет тех, кто поступит в 10-й класс на направление подготовки «Математика, информатика и инженерия» Лицея ВШЭ. Документы принимаются до 15 марта, набрать планируется 125 человек.

Трудовое право в «Сказке о попе и работнике его Балде»: как учатся лицеисты направления «Юриспруденция»

Занятия с практикующими юристами, изучение социологии, политологии и даже криминалистики — все это ожидает лицеиста, поступившего на «Юриспруденцию». Продолжаем серию наших рассказов о направлениях подготовки Лицея ВШЭ.

Второй иностранный язык, лекции «Арзамаса» и совместные проекты: как учатся лицеисты-гуманитарии

Из всех направлений, которые сейчас есть в Лицее НИУ ВШЭ, самое вариативное — гуманитарное. После него можно поступить в университет на историю, рекламу и связи с общественностью, культурологию, философию и даже международные отношения. Продолжаем цикл материалов об образовательных направлениях лицея рассказом о направлении «Гуманитарные науки».

Тесно ли гимназии в детском саду и почему можно пропускать уроки в предуниверсарии

Сотрудничество екатеринбургской гимназии № 210 «Корифей» с Вышкой началось лет пятнадцать назад. Тогда она единственная в Свердловской области имела статус базовой школы. Недавно гимназия стала ресурсным центром ВШЭ в Уральском федеральном округе, а старшеклассники — участниками сетевого проекта «Предуниверсарий».