• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Победители конкурса «Школа навыков XXI века» изменят российское образование


До 15 марта 2017 года (включительно) принимаются заявки на конкурс «Школа навыков XXI века», который проводят Институт образования ВШЭ и Благотворительный фонд Сбербанка «Вклад в будущее». Цель конкурса — поддержать лучшие идеи и практики общего образования, благодаря которым у детей формируются востребованные в современном обществе навыки. Среди призов — грант, зарубежная стажировка и приоритетное предложение по поступлению в магистратуру Института образования ВШЭ. 

Сегодня большинство конкурсов в образовании оценивают достижения людей, будь то учитель, директор школы, преподаватель техникума или даже школьные команды, а результаты их труда оказываются за рамками подобных состязаний. «Школа навыков XXI века» — это конкурс не личностей, а образовательных продуктов, то есть программ и моделей организаций, благодаря которым у детей формируются навыки XXI века, — подчеркивает научный руководитель Центра развития лидерства в образовании ВШЭ Анатолий Каспржак. — Причем процесс их формирования не должен быть стихийным».

О каких навыках XXI века идет речь? В научных и публицистических статьях можно найти описания множества навыков, необходимых для успешной жизни в современном обществе и в обществе будущего. В их числе, например, информационная компетентность, креативность, способность к анализу и прогнозу, сотрудничество в виртуальном пространстве, лингвистическое и культурное многоязычие и другие. По мнению Анатолия Каспржака, список навыков всегда будет открыт, в нем всегда чего-то будет не хватать. Поэтому и конкурс открыт для идей, замыслов, практико-ориентированных предложений.

«Когда мы общаемся с коллегами из школ, они часто озадачены «правильными рецептами» работы, — говорит директор Дирекции общего образования ВШЭ Сергей Калашников. — Конкурс как раз и призван выявить, показать, «подсветить», поддержать с помощью экспертного сообщества находки, которые уже есть в практике управления».

В конкурсе предусмотрено 4 номинации — 2 для идей, 2 для уже реализованных проектов. Можно представить образовательную программу (идею или проект) в сфере общего или дополнительного образования детей, то есть способы формирования навыков у школьников и набор инструментов, позволяющих доказать, что навыки сформированы. Другой вариант — представить образовательную модель (также идею или проект), то есть набор управленческих практик, ориентированных на достижение навыков XXI века. В ходе вебинара, посвященного конкурсу, на вопрос, будет ли принят на конкурс проект по улучшению школьной инфраструктуры, — например, надстройка 4-го этажа, — Анатолий Каспржак ответил: «Если вы докажете, что с ее помощью у учеников будут сформированы навыки XXI века, то будет».

Предполагается, что сообщество участников конкурса с каждым годом будет расти, превращаясь в пространство для обсуждения ключевых проблем российской школы

Конкурс состоит из нескольких этапов. До 15 марта необходимо подать заявку с описанием идеи проекта, презентацией программы (модели). Форму заявки можно заполнить на сайте конкурса. Из представленных проектов будет отобрано 40 — по 10 в каждой номинации, после чего состоится конкурс портфолио, на котором участники должны будут представить более подробную информацию о проекте — эссе и видеоролик, объяснив, в чем его целесообразность, возможность тиражирования, привлекательность для потребителей и другое. Оценивать заявки участников конкурса будут не только специалисты из сферы образования, но и практики, а также потребители образовательных услуг — родители и даже школьники.

В финал пройдут 12 проектов — по 3 в каждой номинации. Предполагается, что конкурс станет ежегодным, а финалисты войдут в его экспертную группу. Таким образом, сообщество участников конкурса с каждым годом будет расти, превращаясь в пространство для обсуждения ключевых проблем российской школы. Сверхзадача конкурса — формирование сети практиков в сфере образования, которые работают по-новому, формируя у детей необходимые навыки. Эти люди, собравшись вместе, смогут изменить российское образование. «Все живое растет снизу, — считает директор Центра развития лидерства в образовании Павел Сергоманов. — Организаторы конкурса берут на себя роль садовника, который поливает красивые цветы».

Победители конкурса получат гранты Благотворительного фонда или смогут пройти зарубежные стажировки, как это было в последние два года с победителями Конкурса инноваций в образовании. Кроме того, все призёры получат приоритетное предложение по поступлению на магистерские программы Института образования ВШЭ, в том числе на программу для школьных руководителей — «Управление образованием». Материалы проектов победителей и призёров будут опубликованы в сборниках Института образования ВШЭ, команда экспертов Института образования проведёт семинары на территории победителей по темам проектов.

 

Вам также может быть интересно:

Вышка подготовила учителей математики, с которыми детям будет интересно

Состоялся первый выпуск магистерской программы «Совместная магистратура ВШЭ и ЦПМ». Эта программа готовит высококвалифицированных учителей математики, интегрируя высокий научный потенциал факультета математики НИУ ВШЭ и практический опыт работы Центра педагогического мастерства в области школьного образования.

Участники НеКонференции спроектировали школу, не похожую на самолет

27 июня в Хорошевской школе состоялась НеКонференция. Так назвали многоуровневую дискуссионную площадку: исследователи сферы образования, педагоги, управленцы и даже ученики генерировали идеи для школы будущего. Организатором и разработчиком программы НеКонференции стал Институт образования Вышки.

Новые частные школы России: «печки» разные, «кирпичики» схожие

На очередном семинаре «Актуальные исследования и разработки в области образования» Института образования НИУ ВШЭ руководители самых известных в России негосударственных школ рассказали, какими умениями и навыками будут обладать их выпускники через десять лет.

НИУ ВШЭ поможет московским школам в создании IT-классов

Университет разработает для школьников учебные модули по ведению IT-бизнеса и обучит педагогов IT-классов. Кроме того, на базе НИУ ВШЭ совместно с ведущими IT-компаниями планируется создать центр сертификации выпускников таких классов.

Влияние исследований качества образования на политику не стоит переоценивать

На семинаре, прошедшем в НИУ ВШЭ в рамках Дней Международной академии образования в Москве, профессор Университета штата Аризона Густаво Э. Фишман сравнил международные сравнительные исследования качества образования с лошадиными скачками и заявил, что они не столь значительно влияют на образовательную политику, как принято считать.

Борьба с неуспеваемостью. Как предупредить неудачи в школе

У детей из семей с низким уровнем образования и доходов выше риски плохой учебы. Но школа может их снизить. Как именно, рассказали с опорой на международный опыт эксперты Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ.

Кружок качества. Как внеклассные занятия влияют на успехи школьников

Подростки, которые ходят в студии и секции, чувствуют себя увереннее и лучше учатся в школе. Больше всего успеваемость связана с курсами иностранных языков, выяснила социолог Ксения Тенишева. Доклад об этом представлен в программе ХХ Апрельской Международной научной конференции в Высшей школе экономики.

Институт образования будет сотрудничать с глобальной школьной лабораторией

Институт образования НИУ ВШЭ заключил договор о сотрудничестве с онлайн-платформой ГлобалЛаб — сообществом учителей и учеников, выполняющих совместные исследовательские проекты в Интернете.

Дизайнерам и педагогам предстоит найти общий язык

В правильно организованном пространстве школы дети не только комфортно себя чувствуют, но и лучше учатся. О том, как этого добиться, шла речь на исследовательском семинаре «Дизайн образовательных пространств школы», который Центр развития лидерства в образовании Института образования НИУ ВШЭ провел 12–13 июля.

«Общество не следит за тем, что происходит в школе, оно придирчиво следит за результатами школы»

В интервью «Учительской газете» ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов рассказал, как цифровизация должна изменить учебный процесс для учителей, детей и родителей, почему красивая pdf-ка — это еще не цифровой учебник и зачем все-таки ходить в класс, если технологии позволяют учиться удаленно.