• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Как компьютерные лингвисты изучают драму и создают игры

Магистерская программа «Компьютерная лингвистика» дает возможность применять полученные знания и в бизнесе, и в исследовательской сфере. О том, как это происходит, рассказывают выпускницы программы. Одна из них занимается разработкой компьютерных игр, другая исследует русскую драму в Оксфорде.


Ирина Павлова, выпускница бакалаврской программы «Фундаментальная и компьютерная лингвистика» 2016 года и магистерской программы «Компьютерная лингвистика» 2018 года

Ирина Павлова, выпускница бакалаврской программы «Фундаментальная и компьютерная лингвистика» 2016 года и магистерской программы «Компьютерная лингвистика» 2018 года

В магистратуре у нас все было очень прикладное, в том числе семинары, на которых мы обсуждали свои работы и проекты. И я бы отметила даже не какие-то определенные дисциплины, а сам опыт работы в команде, когда ты развиваешь свой ресурс или создаешь какой-то инструмент для обработки текстов. Во время учебы в магистратуре я работала удаленно, более-менее по специальности — в компании, разрабатывающей инструмент для автокоррекции текста. Сначала на русском (я была QA, тестировщиком Quality Assurance), а потом стала «менеджерить» команды, работающие на других языках (финский, корейский).

И все-таки постепенно я поняла, что компьютерная лингвистика именно как разработка инструментов для индустриального применения, где нужен сложный код владения алгоритмом и более «программистское» образование, мне не очень подходит. Тогда я задумалась о более академической карьере и обучении на программе PhD.

Мне кажется, многие хотят учиться за рубежом: это очень хороший опыт, интересно пожить в другой стране. В принципе, я сразу рассматривала только Оксфорд. Думаю, это такая мечта о «гаррипоттеровских» зданиях, о классическом, фундаментальном образовании.

Процесс поступления на PhD не очень сложный. Нужно было просто заполнить заявку, приложить образцы академического письма, связанные с темой, на которую собираешься писать диссертацию. До подачи заявки нужно найти себе научного руководителя, связаться с ним, пообщаться, рассказать про себя, рассказать, что ты хочешь делать, узнать, что он по этому поводу думает.

Я продолжаю те исследования, которыми начала заниматься в магистратуре. Она связаны с Digital Humanities (DH). Тогда я поучаствовала в проекте, который называется Russian Drama Corpus.

Мы анализировали пьесы, используя метод социальных сетей, то есть представляли пьесу через героев, которые общаются между собой

Мы строили графы, смотрели метрики и сделали вывод, что в комедии граф более тесно связан, потому что в последнем акте все выходят на сцену и мирятся, а в трагедии граф более разрозненный, разделенный на сообщества, потому что в основе её лежит конфликт.

В дипломной работе я делала тематическое моделирование по корпусу русской драмы, определяя, какие темы превалировали в разное время и у разных авторов. Например, у Толстого много темы денег, у Чехова — семьи и просто общения людей.

Мой супервайзер в Оксфорде специализируется на русской драматургии, но она никак не связана с какими-либо цифровыми исследованиями. Это был вызов, который я бросила сама себе, потому что на компьютерной лингвистике, среди DH-исследователей, никто тебя не спрашивает, почему ты анализируешь тексты именно цифровым способом, и вообще — зачем это нужно. Я не могла себя мотивировать, хотя занималась цифровыми исследованиями литературы, читать литературоведческие исследования, больше разбираться в литературном развитии.

Сейчас я планирую формализовать жанровые различия в русской драме, определить признаки прототипической трагедии и прототипической комедии

Посмотреть, что такое драма, к какому жанру она тяготеет или находится где-то посередине, какие признаки объединяют ее с трагедией, какие — с комедией. Кроме того, рассмотреть пьесы, у которых жанровое определение неоднозначно, например, комедии Чехова. Возможно, это исследование со временем выльется в компаративное, потому что есть корпус и немецких пьес, и французских.


Надежда Мотина, выпускница магистерской программы «Компьютерная лингвистика» 2016 года

Надежда Мотина, выпускница магистерской программы «Компьютерная лингвистика» 2016 года

Я окончила бакалавриат Института стран Азии и Африки МГУ и, честно говоря, сама с трудом вспоминаю момент, когда решила сменить специальность в магистратуре. Мне очень нравилось учиться в ИСАА на тайском языке, но хотелось попробовать что-то новое и при этом сочетающее языки и математику. Я нашла подходящую программу в Вышке. Мне повезло, потому что там не было требований по математическому бэкграунду — при отборе скорее выбирали очень замотивированных студентов. Повезло еще с наличием на программе дополнительных адаптивных курсов: поначалу было очень тяжело, но меня «вытянули», курсы помогли.

В магистратуре меня научили работать с текстом, программировать в Python и не только

Помимо этого, были занятия по математике и статистике, которые мне теперь как аналитику оказались очень полезны. Поначалу еще помогало машинное обучение и то, что я писала диплом с использованием семантических векторных моделей.

В конце первого курса я пришла в EasyTen, так что весь второй курс совмещала учебу и работу, где ко мне были очень лояльны. Сначала я работала не на полную ставку, иногда делала учебные задания в офисе, коллеги мне даже помогали иногда. EasyTen многие знают — мобильное приложение для изучения иностранных языков. Но для меня EasyTen — в первую очередь, команда.

Когда я пришла, проект уже состоялся, ребята планировали придумать что-то новое и улучшенное, с использованием геймификации — для более веселого изучения слов. Но после двух неудачных попыток мы поняли, что просто геймификация тут не поможет. Теперь мы делаем полноценную игру.

Изначально я пришла как компьютерный лингвист, и задачи мне поставили чисто лингвистические, но сейчас в сфере моей ответственности несколько областей

Я занимаюсь еще и продуктовой аналитикой и руковожу отделом level-дизайна (это когда ты продумываешь игровые уровни). В команде есть два level-дизайнера, я же контролирую процесс, загружаю уровни в систему и тестирую их.

Мне нравится, что в течение трех лет я очень сильно выросла как профессионал. Да и команда в целом не собирается вечно заниматься разработкой приложений для изучения иностранных языков и планирует пробовать новые и новые продукты — это движение меня и привлекает. Надеюсь, наша игра WordsApp взлетит еще выше, чем EasyTen. Сейчас мы на этапе soft-launch, игру можно скачать в России и Украине в AppStore.

В 2019 году на программе «Компьютерная лингвистика» предусмотрено 20 бюджетных и 15 платных мест, а также 5 платных мест для иностранцев.

С Надеждой Мотиной беседовали Анна Чернова и Анастасия Костандова
С Ириной Павловой беседовали Мария Якубова (ОП «Филология») и Александра Дудина (ОП «Филология»)
Фотографии предоставлены Ириной Павловой и Надеждой Мотиной

Вам также может быть интересно:

Бакалавриат Высшей школы экономики: траектория поступления

20 июня начинается прием документов в бакалавриат НИУ ВШЭ. Напоминаем об основных возможностях поступления в Вышку, ключевых датах и полезных для абитуриента информационных ресурсах.

«Мировая экономика»: взгляд выпускника, преподавателя и эксперта

Окончив факультет мировой экономики и мировой политики, Виктория Павлюшина осталась преподавать. Сейчас она совмещает эту деятельность с работой в Аналитическом центре при Правительстве РФ. Что дала ей учеба, каких ошибок в преподавании она старается избегать и чем выгодно отличаются выпускники Вышки от остальных, она рассказала в интервью новостной службе.

Химия, биология, городское планирование: первый набор в Вышке в этом году

В 2019 году Высшая школа экономики открывает прием на три новые бакалаврские программы — по химии, биологии и городскому планированию — на трех новых факультетах. Рассказываем, чему и как на них будут учить и какая карьера ожидает их выпускников.

«Плохо проведенный урок — преступление»

Магистерская программа «Педагогическое образование» была открыта в Институте образования НИУ ВШЭ в прошлом учебном году. Главной ее особенностью стало включение педагогической практики в учебный план: с первых дней учебы студенты преподают в московских школах.

Краудвестинг, криптовалюты, блокчейн: что еще изучают на магистерской программе «ЮМФР»

В 2019 году состоится второй прием на магистерскую программу «Юрист мирового финансового рынка». Ее студенты получают междисциплинарные знания на стыке права, финансов, менеджмента и информационных технологий, а занятия для них ведут специалисты-практики.

5-летний бакалавриат по истории, целевой прием, социальные льготы: новости приемной кампании Вышки

Состоялась пресс-конференция, посвященная началу приема в вузы. Ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов рассказал о том, что ждет абитуриентов в этом году, какие новые возможности и программы им предлагает Вышка и почему она открывает пятилетний бакалавриат по истории.

Как поступить в магистратуру по результатам олимпиад и конкурсов

Ученый совет ВШЭ утвердил порядок приема в магистратуру победителей и призеров олимпиад и конкурсов для студентов и выпускников. Для них установлены льготы при поступлении на бюджетные места, а также размеры скидок на платное обучение.

«Секрет успешной коммуникации: быть открытым к диалогу»

Как в одной аудитории уживаются католик, мусульманин и буддист? Каким духовным ценностям учит магистратура Вышки? Рассказывает студент 1 курса магистерской программы «Церковь, общество и государство. Правовое регулирование деятельности религиозных объединений» Давур Дорджиев.

«Материалы. Приборы. Нанотехнологии»: как поступить и чему учиться

Магистерская программа, готовящая специалистов по новым материалам и самым современным приборам, начинает набор 20 июня. Рассказываем, как организовано поступление, как обучение здесь связано с практикой и почему сюда едут учиться даже студенты из дальнего зарубежья.

«Успех будет, если вы серьезно отнесетесь к возможностям программы»

Диана Кабисова в 2015 году окончила магистерскую программу «Финансовый инжиниринг», а сейчас работает вице-президентом «УРАЛСИБ Private Bank», управляя инвестициями на сумму более 100 млн долларов. О том, как обучение на программе помогло ей построить карьеру, Диана рассказала порталу Вышки.