• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Предлагаемые темы КР и ВКР

Студенты программы SOLA студенты могут выбрать тему будущей ВКР (выпускной квалификационной работы —магистерской диссертации) из постоянно обновляемого списка, предложенного аффилиированными с программой исследователями, а могут сами предложить тему для исследования, исходя из научных интересов преподавателей и потенциальных научных руководителей

Перечень тем 2021/22

Темы для КР и ВКР 2021/22 уч.г.

Научные руководители

Кузьмина Юлия Владимировна

Научный сотрудник: Институт образования / Центр психометрики и измерений в образовании

Научные интересы:

  • Cognitive psychometrics;
  • Numerical cognition;
  • Methodology of longitudinal analysis
  • Peer effects on cognitive and personal development

Примеры тем исследований:

  • Modelling accuracy and reaction time in cognitive tests via mixed effect modelling

Анастасия Владимировна Петракова

Научный сотрудник: Институт образования / Центр психометрики и измерений в образовании

Научные интересы:

  • Индивидуальные различия в восприятии лиц и эмоций и их измерения

Примеры тем исследований:

  • Эмоции:
      Индивидуальные различия в выражении и восприятии эмоциональных состояний (сейчас ведётся работа над созданной базой с фотографиями эмоциональных выражений, состоящей из изображений около 80 моделей из разных возрастных групп, сопоставляем, как модели показали эмоции и как они опознаются сторонними наблюдателями - будем рады подключить студентов к данной работе, по её итогам, планируется публикация базы с изображениями в журнале уровня не менее, чем Q1-Q2; кроме того, на основе данной работы могут быть развиты различные темы в образовательном контексте, например:
      • исследование особенностей узнавания эмоций по детским лицам у учителей в зависимости от педагогического стажа;
      • связь уровня дифференцированности при узнавании эмоций и субъективного благополучия у школьников (при соруководстве Татьяны Николаевны Канонир);
      • разработка диагностического инструмента для оценивания способности узнавать эмоции в детском возрасте.
  • Исследование взаимосвязи процессов восприятия лиц и памяти на лицы с социально-эмоциональными навыками

Инна Вениаминовна Антипкина

Научный сотрудник: Институт образования / Центр психометрики и измерений в образовании

Научные интересы:

  • Исследования чтения;
  • Исследования языковой грамотности/медийной грамотности школьников;
  • Исследования родительской вовлеченности в образование детей;
  • Родительские опросники;
  • Новые методологические достижения и эксперименты в разработке шкал (сценарные шкалы, виньетки, ипсативные шкалы).

Примеры тем исследований:

  • Измерения навыков выявления и исправления ошибок у младших школьников;
  • Эффективность специального шрифта для дислексиков в тестах по чтению для выравнивания возможностей школьников из нормотипичной группы и с трудностями в чтении;
  • Сценарные шкалы в измерении "темной триады";
  • Использование "цифровых следов" для анализа стратегий чтения у младших школьников
  • Разработка шкалы родительского контроля;
  • Динамика формирования языковой грамотности школьников при переходе из начальной школы в среднюю.

Тарасова Ксения Вадимовна

Заместитель заведующего лабораторией:Институт образования / Центр психометрики и измерений в образовании / Лаборатория измерения новых конструктов и дизайна тестов

Научные интересы:

  • Создание инструментов измерения комплексных конструктов: критического мышления; цифровой грамотности; информационно-коммуникационной компетентности; решение проблем и т.п. в рамках подхода Evidence-centered Design;
  • Performance-based assessment;
  • Game-based assessment.

Примеры тем исследований:

  • Проверка сопоставимости результатов тестирования с использованием заданий сценарного типа при измерении латентных конструктов (эквивалентность вариантов);
  • Выявление влияния иррелевантных конструктов при тестировании с использованием заданий сценарного типа;
  • Взаимосвязь дизайна заданий сценарного типа с мотивацией к их выполнению.

Капуза Анастасия Васильевна

Научный сотрудник: Институт образования / Международная лаборатория оценки практик и инноваций в образовании

Научные интересы:

  • Experiments in education;
  • Distance learning;
  • Teachers during innovations implementation.

Примеры тем исследований:

  • Teachers burnouat as a factor of EdTech implementation;
  • How to improve engagement during online learning.

Угланова Ирина Львовна

Младший научный сотрудник: Институт образования / Центр психометрики и измерений в образовании / Лаборатория измерения новых конструктов и дизайна тестов

Научные интересы:

  • Психометрический анализ данных;
  • Валидизация инструментов измерения сложных конструктов;
  • Методология разработки инструментов измерения сложных конструктов Psychometrics.

Примеры тем исследований:

  • Валидизация инструментов измерения сценарного типа (задания в игровой компьютерной форме для измерения критического мышления / креативности / коммуникации и кооперации в младшей и средней школе);
  • Решение специфических психометрических задач (изучение ответных стилей, сопоставимость результатов тестирования, автоматизированный анализ данных - без привлечения экспертов).

Канонир Татьяна

Доцент: Институт образования / Департамент образовательных программ

Научные интересы:

  • Well-being;
  • Learning motivation;
  • Test development;
  • Social emotional skills
  • Intelligence.

Иванова Алина Евгеньевна

Научный сотрудник: Институт образования / Центр психометрики и измерений в образовании

Научные интересы:

  • ILSA;
  • Test development;
  • Measurement of Progress.

Примеры тем исследований:

  • Measurement of city literacy;
  • Modelling composite constructs within ECD-based instruments;
  • Measurement of phonological awareness in Primary school;
  • Measurement of academic progress during primary school.

Аббакумов Дмитрий Федорович

Электронная почта: dabbakumov@hse.ru

Научные интересы:

  • Учебная и психометрическая аналитика в цифровых учебных средах;
  • Измерения и оценивание в цифровых учебных средах;
  • Моделирование когнитивных процессов в цифровых учебных средах;
  • Методы машинного обучения и науки о данных в педагогических измерениях.

Примеры тем исследований:

  • Учебная и психометрическая аналитика в цифровых учебных средах;
  • Измерения и оценивание в цифровых учебных средах;
  • Моделирование когнитивных процессов в цифровых учебных средах;
  • Методы машинного обучения и науки о данных в педагогических измерениях.

Куликова Алена Александровна

Младший научный сотрудник: Институт образования / Центр психометрики и измерений в образовании

Научные интересы:

  • Psychological assessment;
  • Test development in the field of psychological constructs in education. For example, emotional control, self-regulation, empathy, etc.

Примеры тем исследований:

  • The development of partially nonverbal scenario-based instrument to assess social and emotional skills for firs-graders;
  • International study of Social and Emotional Skills - secondary data analysis (could be many topics about diffrent context factors).

Тюменева Юлия Алексеевна

Старший научный сотрудник: Институт образования

Научные интересы:

  • Validity;
  • Measurement;
  • Motivation and Interests;
  • Cognitive development.

Примеры тем исследований:

  • Effects of method on the validity of interests and attitudes assessment. Learning-thinking interaction during formal education;
  • Alternative methods of psychological assessment: network perspective on psychological phenomena;
  • Behavior indicator anchoring and others.

Орел Екатерина Алексеевна

Старший научный сотрудник:Институт образования / Центр психометрики и измерений в образовании

Научные интересы:

  • Assessment of social and emotional development in schools;
  • Assessment of 21st century skills in higher education.

Примеры тем исследований:

  • Assessment of critical thinking among university students;
  • Modelling and assessment of universal competencies among university students;
  • Context factors that determine the development of universal competencies in higher education;
  • Разработка концептуальной и теоретической моделей измерения универсальных компетенций студентов вузов;
  • Разработка инструментов измерения универсальных компетенций студентов вузов в методологии Evidence-Centred Design;
  • Проведение исследований развития универсальных компетенций студентов вузов (в том числе, сравнительных межстрановых);
  • Выявление контекстных факторов, определяющих формирование и развитие универсальных компетенций у студентов вузов.

Захаров Андрей Борисович

Ведущий научный сотрудник: Институт образования

Научные интересы:

I mainly work in two major fields.
  • The first one is related to the problems of social inequality in education, the ways it is being reproduced or could be reduced, and returns to education. Within this field my work is focused on such topics as social, gender, and spatial inequality in access to educational resources and in educational outcomes; students' social background and educational trajectories; students' self-efficacy and performance in different social and educational contexts; teaching strategies used by parents of different social class, effects of formal and informal education on the labor market outcomes etc.
  • The second major field relates to the studies of what works in education. Among them are the short-term and long-term effects of educational policies as well as the effects of teaching/learning strategies used in schools or outside schools. For instance, I studied the effects of students' in- and out-of-class educational activities; effects of online education on students' outcomes; effects of teachers’ resistance to change on the use of new technologies etc.
You can find the list of my recent papers here

Примеры тем исследований:

    I could support topics within the research fields described above, especially topics related to educational technologies use or their effects estimation. I work mainly with statistical data analysis

Хавенсон Татьяна Евгеньевна

Заведующий лабораторией, Старший научный сотрудник: Институт образования / Международная лаборатория оценки практик и инноваций в образовании

Научные интересы:

    Construct development and scale adaptation for measuring innovative behavior, educational change and close concepts

Примеры тем исследований:

  • Teachers agency: a construct development study;
  • A degree of teachers practices digital transformation: a construct development study. How to measure SAMR;
  • Education organization’s potential to innovation: INNOVA scale adaptation and validation.

Арсалиду Мари

Ведущий научный сотрудник: Факультет социальных наук / Научно-учебная лаборатория нейробиологических основ когнитивного развития

Научные интересы:

  • Cognitive Development;
  • MRI;
  • Eye-tracking;
  • EEG;
  • Mathematical Cognition;
  • Cognitive Giftedness.

Примеры тем исследований:

  • Individual differences in mathematical cognition (EEG, Eye-tracking);
  • Mental attentional capacity and structural brain development;
  • Mathematical cognition and Mental attentional capacity.

Шараев Максим

Кандидат физико-математических наук, НИЦ Курчатовский институт

Научные интересы:

  • Neuroimaging;
  • Brain connectivity;
  • MRI/fMRI;
  • EEG;
  • Machine learning;
  • Deep learning.

Примеры тем исследований:

    Applications of AI/ML to neuroscience/clinics

Бачурина Валентина Алексеевна

Стажер-исследователь: Факультет социальных наук / Научно-учебная лаборатория нейробиологических основ когнитивного развития

Научные интересы:

    Взаимосвязь движений глаз и когнитивных процессов, аффективная наука

Лысенко Елена Сергеевна

Научный сотрудник: Факультет социальных наук / Научно-учебная лаборатория нейробиологических основ когнитивного развития

Научные интересы:

  • Cognitive functioning in typically development children;
  • Cognitive impairment in different pathologies in childhood.

Примеры тем исследований:

    Mentioned above plus MAC theory in normal and fifferent pathologies

Чархаби Мортеза

Доцент: Институт образования / Департамент образовательных программ

Научные интересы:

  • Stress;
  • Mental Health;
  • Quantitative research;
  • Technostress;
  • Wellbeing;
  • Work-family conflicts;
  • Cross-over and spill-over effects;
  • School engagment;
  • Physiological and behavioral scale development.

Примеры тем исследований:

  • Comparing cognitive and emotional functions in monolinguals and bilinguals;
  • Stress-wellbeing can predict academic performance?
  • Exploring the mediators and moderators of work addiction risk and internet addiction risk;
  • How emojies can be used for dianosis or treatment of mental disorders?

Фабер Андрей Юрьевич

Стажер-исследователь: Факультет социальных наук / Научно-учебная лаборатория нейробиологических основ когнитивного развития

Научные интересы:

  • Educational Neuroscience;
  • Developmental Cognitive Neuroscience;
  • fMRI Correlates of Cognitive Abilities in Children and Adolescents;
  • Cognitive Giftedness;
  • Task-based fMRI;
  • Resting state fMRI.

Примеры тем исследований:

  • Neural correlates of mental-attentional capacity in cognitively gifted children;
  • Individual differences in brain structure and function across cognitive development;
  • Relations among brain structure and cognitive performance in school-aged children;
  • Multivariate analyses of functional MRI.

Жожикашвили Наталия Александровна

Аспирант: Факультет социальных наук / Департамент психологии

Научные интересы:

  • Educational Neuroscience;
  • EEG;
  • Brain oscillations;
  • Cognitive effort;
  • Cognitive load;
  • Motivation;
  • Cognitive control + TMS;
  • Visual perception;
  • Visual cortex + machine learning.

Примеры тем исследований:

  • EEG oscillations coherence as a neural correlate of cognitive effort;
  • Visual perception requires recurrent neural pathways: a TMS study;
  • Modeling recurrent neural pathways in visual perception: a machine learning method.

Пазекова Галина Евгеньевна

Научные интересы:

  • Менеджмент качества образования в школах международного типа (IB);
  • Профессионализм педагога и личностно ориентированный подход к образованию;
  • Работа зеркальных нейронов в педагогическом наставничестве и психоконсультировании;
  • Гиперфокусировка и работа мозга;
  • Аппаратные методы оценки психоэмоционального состояния личности;
  • Quality Management of Education in International Schools (IB);
  • Professionalism of a teacher and a personality-oriented approach to education;
  • Mirror neurons work in mentoring;
  • Hyper focusing and brain function; Hardware methods for assessing the psychoemotional state of a person.

Примеры тем исследований:

  • Electroencephalography correlates of hyperfocusing: training of voluntary attention for learning;
  • Hardware psychometrics: correlation with modern tests and questionnaires (on the example of the VibraImage hardware and software complex);
  • The phenomenon of mirror neurons in learning and psychological counseling.