Студенты олимпийского призыва
Проректор ВШЭ Григорий Канторович — о системе зачисления в вузы по итогам олимпиад.
Специалитет: Московский физико-технический институт, факультет: управления и прикладной математики, специальность «Динамика полета и управление движением летательных аппаратов», квалификация «Инженер-физик»
15 мая - 13 июня 1993. Университет "Эразмус" Роттердам.
8 июля- 1 августа 1994. Университет "Эразмус" Роттердам.
12 апреля – 27 мая 1995. Университет Париж 1 - Сорбонна.
28 июля – 27 августа 1995. Университет "Эразмус" Роттердам.
11 ноября – 11 декабря 1996. Университет Париж 1 - Сорбонна.
9-14 февраля 1998. Академия госслужбы. Бонн.
22 февраля - 7 марта 1998. Sivil Service College. Саннингдейл. Великобритания.
21 мая - 5 июля 1999. Университет Париж 1 - Сорбонна.
30 марта - 30 апреля 2001. Гарвардский университет.
8 - 26 августа 2001. Университет "Эразмус" Роттердам.
10 августа – 2 сентября 2002. Университет "Эразмус" Роттердам.
15 - 31 августа 2003. Лондонская школа экономики и политических наук.
2 - 27 декабря 2004. Университет Париж 1 - Сорбонна.
Аспирантура Московского Физико-технического Института. Факультет управления и прикладной математики. Октябрь1971 года - октябрь 1974 года.
Лауреат премии "Золотая Вышка" – 2013 в номинации Вклад в развитие Школы
Лауреат премии "Золотая Вышка" – 2001 в номинации Достижения в преподавательской деятельности
Щанкина А. А. «Моделирование взаимодействия национальных фондовых индексов». Факультет экономических наук, 2020
Исомиддинов Ж. К. «Моделирование совместной динамики фондовых индексов». Факультет экономических наук, 2020
Злочевская А. Д. «Моделирование динамики фондового рынка России». Факультет экономических наук, 2020
Агаева Э. Р. «Исследование взаимосвязи рынка ценных металлов и рынка акций». Факультет экономических наук, 2020
Бабуджи Н. Г. «Прогнозирование динамики индекса РТС». Факультет экономических наук, 2020
Бакланова В. С. «Индекс РТС как производная от мировых цен на нефть и обменного курса доллара США к российскому рублю». Факультет экономических наук, 2020
Лян А. Р. «Выявление факторов, влияющих на вероятность разорения предприятия в цементной промышленности». Международный институт экономики и финансов, 2019
Наумов А. -. «Влияние экономических факторов на динамику индекса РТС в условиях структурных сдвигов». Факультет экономических наук, 2019
Конторщиков Д. С. «Исследование взаимного влияния рынков акций, золота, нефти и цифровых финансовых активов». Факультет экономических наук, 2019
Грачёв В. В. «Прогнозирование динамики финансовых рынков с учётом их взаимодействия». Факультет экономических наук, 2018
Спиридонов И. А. «Предсказание негативного события для фирмы-должника». Международный институт экономики и финансов, 2018
Никитина Е. П. «Оценка факторов, влияющих на динамику котировок на российском фондовом рынке». Факультет экономических наук, 2017
Ибрагимов Р. М. «Анализ взаимосвязи инвестиций в основной капитал и эффективности компаний в фармацевтической промышленности». Факультет экономических наук, 2017
Попова В. С. «Моделирование волатильности Российского финансового рынка в условиях экономического кризиса». Международный институт экономики и финансов, 2017
Ворслов А. Л. «Оптимизация ценовой политики фирмы в условиях конкуренции». Международный институт экономики и финансов, 2017
Петрова А. В. «Моделирование обменных курсов». Международный институт экономики и финансов, 2017
Давтян Р. С. «Индекс РТС как производная от мировых цен на нефть и обменного курса доллара США к российскому рублю». Факультет экономических наук, 2017
Давтян Р. С. «Индекс РТС как производная от мировых цен на нефть и обменного курса доллара США к российскому рублю». Факультет экономических наук, 2017
Половьян А. А. «Моделирование российской экономики с помощью векторной авторегрессии». Международный институт экономики и финансов, 2017
Флейтман М. М. «Арбитраж волатильности на примере российских нефтегазовых компаний». Международный институт экономики и финансов, 2017
Левдикова А. А. «Взаимосвязь российского фондового рынка и рынков ценных металлов». Международный институт экономики и финансов, 2017
Аракелян А. А. «Анализ факторов, стимулирующих экономическое развитие Абхазии». Факультет экономических наук, 2017
Ляшенко Я. Э. «Влияние гудвилла и нематериальных активов на стоимость активов компании». Факультет экономических наук, 2016
Мочалов В. О. «Моделирование влияния нефтяных цен на индекс РТС». Факультет экономических наук, 2016
Степашина А. А. «Влияние цен нефти на доходность акций нефтяных компаний в России». Факультет экономических наук, 2016
Юдовская Э. В. «Взаимосвязи между национальными фондовыми индексами». Международный институт экономики и финансов, 2016
Сультимов С. Б. «Удельные затраты в российской промышленности: ведут ли прямые инвестиции к их снижению». Международный институт экономики и финансов, 2016
Соловьев А. Ю. «Влияние нефтяного кризиса 2014-2015 года на рынок слияний и поглощений в нефтегазовом upstream-секторе и модели оценки нефтегазовых активов». Международный институт экономики и финансов, 2016
Гарибмамадова Д. С. «Взаимосвязь российских фондовых индексов с зарубежными и ее влияние на обменный курс рубля». Факультет экономических наук, 2016
Раковская А. Д. «Моделирование взаимосвязи индекса FTSE 100 с активностью инвесторов в интернете». Факультет экономических наук, 2016
Лебедева А. В. «Влияние кризиса на взаимодействие фондовых рынков». Факультет экономических наук, 2016
Куровский С. В. «Характер изменения текущих взаимосвязей национальных фондовых индексов». Факультет экономических наук, 2015
Литвак Б. М. «Влияние экзогенных шоков на фондовый рынок России». Факультет экономических наук, 2015
Циркунов А. С. «Динамика общего негативного эффекта на окружающую среду.». Международный институт экономики и финансов, 2015
Пирожкова М. А. «Исследование взаимодействия национальных фондовых индексов». Факультет экономических наук, 2015
Круглов В. В. «Индекс РТС как производная от цен на сырую нефть и обменного курса доллара США к российскому рублю». Факультет экономических наук, 2014
Травкин О. И. «Моделирование взаимосвязи индекса РТС с активностью инвесторов в сети интернет». Факультет экономических наук, 2014
Андреева Е. А. «Исследование взаимодействия национальных фондовых индексов». Факультет экономических наук, 2014
Захарова Л. С. «Детерминанты наступления экономических кризисов и их глубины». Международный институт экономики и финансов, 2013
Попов Г. А. «Моделирование финансовых временных рядов и предсказание их волатильности с помощью (Байесовской) регрессии на Гауссовские процессы». Факультет экономических наук, 2020
Чуфистов А. А. «Взаимовлияние рынков криптовалют и традиционных финансовых рынков». Факультет экономических наук, 2020
Кин Ю. Ю. «Влияние развития финансового сектора на экономический рост России». Факультет экономических наук, 2019
Кызайбай А. С. «Исследование финансового рынка Казахстана с помощью моделей с длинной памятью». Факультет экономических наук, 2019
Половьян А. А. «Краткосрочное моделирование и прогнозирование в банковской сфере». Факультет экономических наук, 2019
Гапонюк Н. В. «Торговля между гетерогенными агентами: как распределение коэффициента непринятия риска влияет на вмененную волатильность». Факультет экономических наук, 2018
Крючков А. И. «Прогнозирование финансовых временных рядов гибридными методами». Факультет экономических наук, 2018
Котов В. В. «Исследование финансового рынка с помощью моделей с длинной памятью». Факультет экономических наук, 2018
Котов Г. В. «Моделирование взаимосвязей финансовых рынков с учетом условной гетероскедастичности». Факультет экономических наук, 2018
Чекмарёва К. М. «Различия в ценовых индексах между регионами России». Факультет экономических наук, 2018
Климкин А. С. «Применение моделирования процессов с длинной памятью к ценам российских акций». Факультет экономических наук, 2017
Толмашова М. В. «Влияние коммуникаций Центрального банка на обменный курс». Факультет экономических наук, 2017
Мордашов С. М. «Эффективные методы продвижения музыкальных сообществ в социальных сетях». Факультет экономических наук, 2017
Хасыков М. А. «Способ обнаружения структурных сдвигов для GARCH-моделей с использованием LR-статистики». Факультет экономических наук, 2017
Хайдаров Д. Т. «Предсказуемость доходностей высоколиквидных активов: знаки и абсолютные значения». Факультет экономических наук, 2017
Полынкова Н. А. «Предсказание финансовых кризисов на основе опережающих индикаторов». Факультет экономических наук, 2015
Винокуров А. Г. «Анализ бизнес циклов в США. Сравнение моделей и определение скорости обнаружения циклов». Факультет экономических наук, 2015
Краснопеева Н. А. «Моделирование эффективности производственного процесса в секторе обрабатывающей промышленности России». Факультет экономических наук, 2015
Казарян Л. Г. «Оценка рисков с учетом скорости сходимости к нормальному распределению». Факультет экономических наук, 2015
Тупов А. С. «Исследование толстых хвостов на финансовых рынках.». Факультет экономических наук, 2014
Further Mathematics for Economists (Бакалавриат; где читается: Международный институт экономики и финансов; "Экономика и менеджмент", "Экономика и финансы", "Бухгалтерский учет и финансы", "Банковское дело и финансы"; 3-й курс, 3, 4 модуль)Анг
Further Mathematics for Economists (Бакалавриат; где читается: Международный институт экономики и финансов; "Бухгалтерский учет и финансы", "Экономика и финансы", "Экономика и менеджмент", "Банковское дело и финансы"; 3-й курс, 1, 2 модуль)Анг
С 1996 г.: член редколлегии журнала «Прикладная эконометрика».
С 1994 г.: член редколлегии журнала «Экономический журнал Высшей школы экономики».
Назруллаева Е. Ю. Моделирование влияния инвестиций в основной капитал на материальные затраты в отраслях российской промышленности, 2010
"Modern Econometric Tools and Applications – EC2015", Нижний Новгород, сентябрь 2015.
Доклад на секции с Л. Казаряном "Taking into account the rate of convergence in CLT under Risk evaluation on financial markets".
Четвертая научно-практическая конференция «Актуальные проблемы системной и программной инженерии». Москва, май 2015.
Канторович Г.Г., Ратникова Т.А. Эконометрика, Big Data и информационные системы.
IX--семинар "Многомерный статистический анализ и эконометрика". Цахкадзор, Республика Армения, 26 июня - 5 июля 2016.
Пленарный доклад. Казарян Л.Г., Канторович Г.Г. Эконометрическое оценивание риска на финансовых рынках и его связь с гипотезой эффективности рынка.
III International Conference "Modern Econometric Tools and Applications – EC2016", Нижний Новгород, сентябрь 2016.
Совместный доклад с Э. Юдовской "Interdependence of stock market indexes and Russian crisis".
Я родился в Москве, мои родители окончили Московский институт химического машиностроения. Папа учился замечательно и должен был остаться в аспирантуре, но если мама была русская по национальности и ее в аспирантуре оставляли, то папу, естественно, нет. В результате они уехали по распределению в маленький городок – Бердичев, известный по всяким еврейским анекдотам. Поэтому я окончил провинциальную школу в провинциальном городе, но та школа, в которой я учился в старших классах, считалась самой сильной в городе. В 10 классе я впервые услышал про Физтех – от одного одиннадцатиклассника, который собирался туда поступать и поступил, став первым из нашего города, кто учился в Физтехе. А вообще в московские вузы пытались поступать многие, и про тех, у кого это получалось, было известно всему городу. Сейчас точно уже не вспомню, в 9 или 10 классе я принял участие в физико-математической олимпиаде Физтеха, которая проходила в Житомире, нашем областном центре. Такие олимпиады проводились по всей стране. Я до сих пор помню одну задачку, которую мне удалось решить. Это была задача по математике, требовавшая использования свойств пределов, которых я еще не изучал в школе. Я их придумал на ходу и задачку эту решил. Что такое предел, я точно не знал, но интуитивного представления оказалось достаточно, чтобы догадаться об очень коротком решении этой задачи. Как и многие школьники, я участвовал в олимпиадах и учился хорошо. Мое высшее достижение – я попал на две республиканские олимпиады сразу, одна была по математике, другая – по химии. Родители, конечно, хотели, чтобы я пошел в МИХМ. Из школьного времени я могу назвать двух учителей, которые могли оказать на меня какое-то влияние, прежде всего своими человеческими качествами. Один из них – Владимир Викторович Сорокопут, учитель математики еще дореволюционной закалки, по нашим школьным разговорам – отсидевший. Это был солидный, взрослый человек, очень строгий и суровый, как мне кажется, идеальный учитель математики. Я пришел к нему в 9 классе и чувствовал, как его отношение ко мне теплело, потому что я знал предмет. Второй – это учительница литературы Рахиль Мироновна Шехтман, с которой дистанция устранилась быстрее, потому что я хорошо многл читал, писал сочинения, любил литературу и интересовался ею. Вот эти два совершенно разных человека, думаю, оказали на меня влияние. В школе было много кружков – я ходил в литературный и в математический. Я окончил школу с золотой медалью и после выпускного вечера поехал поступать в Физтех. Как сейчас помню, я 30 июня подал документы, а на следующий день начались вступительные экзамены. Все пять экзаменов я сдал на отлично и поступил, хотя конкурс был достаточно большой.
Шел 1965 год, Физтеху было столько же лет, сколько поступившим в него студентам – он же после войны возник. И уже тогда ходили такие разговоры: «Ну вот, что сейчас? Вот тогда – вот это были люди! Вот это была жизнь! А у нас… Это так, пожиже!» Тем не менее, я сейчас вспоминаю, кто был тогда в Физтехе. К сожалению, я никогда лично не слушал лекции Петра Леонидовича Капицы, который там работал. Я учился на факультете аэрофизики и прикладной математики, куда поступил отчасти под влиянием книги и фильма «Иду на грозу». Слова «аэрофизика», «прикладная математика» меня завораживали, хотя самым престижным тогда считался факультет общей и прикладной физики. Но и с нашего факультета, в принципе, потом можно было перейти к физикам-теоретикам.
У меня была мечта – после второго курса сдать теорминимум Ландау и уйти в эту группу. Такая возможность была открыта для всех. Ландау, правда, уже попал в страшную катастрофу, и хотя ему продлили жизнь, из института он ушел, но присутствие его людей чувствовалось. Я с ними не контачил, но с ними общались мои знакомые ребята. Мы ведь жили в кампусе, в пригороде, и все в этом варились. Моим лектором по матанализу был Лев Дмитриевич Кудрявцев, недавно умерший. Кудрявцев читал лекции, словно надиктовывая конспект, хотя он не диктовал. Это была такая академическая математическая манера. Первые два года Лев Дмитриевич читал курс математического анализа. На втором курсе к нам пришел Василий Кириллович Романко, который первый год работал тогда в Физтехе. Это был совсем молодой преподаватель – ему было лет двадцать пять. Лекции по линейной алгебре на первом курсе мне читал Д.В.Беклемишев, тогда еще относительно молодой доцент, потом ставший автором известного учебника.
На первом курсе у нас были физические лаборатории – как мы их называли, «физлабы». И этот рядовой предмет вел у нас не кто-нибудь, а лауреат Ленинской премии физик-экспериментатор Самойлов. Этот человек произвел на меня сильное впечатление. Он был уже в возрасте и чем-то походил на Арчибальда Арчибальдовича из «Мастера и Маргариты». В рубашке, с галстуком, очень острого, едкого ума человек. Он научил меня критически подходить ко всему, что вижу. Потом читали знаменитый Айзерман, Коренев, академик Дородницын, чье имя сейчас носит Вычислительный центр Академии наук. Это был уникальный человек, он обычно читал лекции с закрытыми глазами. Когда он обращался к залу, глаза у него были закрыты; наверное, когда поворачивался к доске, то открывал их. А семинары вел недавно скончавшийся, к сожалению, академик Александр Александрович Петров. То есть совсем простые вещи вели у нас люди подобного калибра. Такое сейчас трудно себе представить. На старших курсах, когда я перешел на вновь организованный факультет прикладной математики, деканом там был Никита Николаевич Моисеев, будущий академик. Иными словами, меня окружали люди, которые предопределяли и создавали определенную среду. И мне кажется, что самое сильное влияние человеческих личностей в том, что они задают некую планку. Когда я перешел в экономику, я людей такого масштаба больше не встречал. Ни один из советских академиков-экономистов не стал для меня таким авторитетом, как те люди, которые окружали меня в Физтехе, – это были действительно авторитеты, личности гигантского масштаба. Мне кажется, многие наши сложности связаны с тем, что нам не удалось еще вырастить в области экономики людей такого или подобного масштаба.
К сожалению, я никого не могу назвать своим персональным учителем, в чью школу я бы попал и там учился и работал. Как-то не сложилось, хотя я учился легко, закончил Физтех с красным дипломом и сразу поступил там в аспирантуру. Моим руководителем был Евгений Александрович Федосов. Когда я в 1974 году закончил аспирантуру и защитился, Евгений Александрович не мог оставить меня работать у себя в закрытом институте. У меня еще не было московской прописки, но не это, конечно, было главным. И тогда я попал в Институт бумаги, в лабораторию моделирования процессов целлюлозно-бумажной промышленности. Сначала меня хотели взять заведующим этой лабораторией, но в итоге приняли на должность старшего научного сотрудника. Когда я работал в этом институте, я познакомился с целлюлозно-бумажной отраслью, которая малознакома большинству населения. Я ездил на бумажные комбинаты, видел какие это колоссальные сооружения. На Сыктывкарском лесо-промышленном комбинате бумагоделательные машины были величиной с девятиэтажный дом. Они размельчают древесину, варят эту массу, затем она выливается на сетку девятиметровой ширины, несётся по сетке, застывает. В общем, там своя хитрая технология, а я пытался моделировать этот процесс, очень физически сложный, потому что эта масса вроде и не жидкость, а непонятно что – неоднородная. Я проработал в этой отрасли пять лет, и мне там не очень нравилось. Но зато именно там я получил хорошие навыки общественной деятельности, а я ведь был не очень хорошим общественником. В годы учебы я любил спорт, шахматы, но потом меня затянуло участие в организации и проведении школьных олимпиад типа тех, в которых я участвовал еще в Житомире. Эту деятельность настолько уважали в Физтехе, что мы имели своих представителей в институтском комитете комсомола. И я был ответственным за эту работу.
Все это было очень интересно, но к экономике не имело никакого отношения. И вот в 1980 году мой товарищ Сева Гурвич предложил мне перейти в НИИ по ценообразованию. Не то чтобы я очень хотел, но решил попробовать. В качестве старшего научного сотрудника я решал на компьютере какие-то задачи, но чувствовал себя некомфортно, потому что мне казалось, что экономика вся какая-то неупорядоченная, в отличие от точных наук. Но что-то здесь было общее с физикой: был какой-то объект, для которого следовало построить модель. Первый ученый совет, на который я пришел в НИИ цен, произвел на меня шокирующее впечатление. Диалог был примерно такой: «Вот это то-то и то-то, потому что Маркс в третьем томе “Капитала” сказал так-то и так-то». «Да, но вот в четвертом томе он сказал следующее…» И это было всерьез. А я всё-таки защищался в Физтехе, и для меня это было полным безумием. Но потом началась перестройка, которая открыла новые возможности, и в конце 1980-х годов я перешел в Институт народнохозяйственного прогнозирования Академии наук. Его тогда возглавлял Юрий Васильевич Яременко, а моим непосредственным начальником был Виктор Александрович Волконский. Я бы сказал, что эти два человека оказали на меня сильное влияние. На мой взгляд, Волконский был одним из самых интересных людей, и он ведь тоже математик по образованию. Мы там организовали семинары, и я кое-что читал с учебными целями. И тут мне сказали, что есть такая идея – организовать Вышку – и нужно будущих ее преподавателей подтянуть по экономической теории и математике. И Игорь Владимирович Липсиц предложил мою кандидатуру для лекций по математике, по тем разделам, которые нужны экономистам. Тогда даже такого понятия не было – математика для экономистов. Мне это было любопытно, и я согласился попробовать. Сейчас трудно себе это представить, но до этого времени я никогда регулярно не преподавал. В аспирантское время я подрабатывал в долгопрудненской школе, подменял заболевших учителей. Кстати, одним из моих учеников был Андрей Кузьмичев, сейчас известный доктор наук. Но, видимо, потому, что я занимался олимпиадами, у меня были педагогические навыки. Я плохо знал, как учили экономике в советское время, да еще некий физтеховский снобизм всегда во мне присутствовал. И я, как и все тогда, понимал, что нет у нас учителей, готовых преподавать экономику.
К тому времени в Москве прошли летние школы Лондонской школы экономики. И там уже какой-то кружок начал собираться. Меня пригласили прочитать курс для будущих молодых преподавателей, которых сначала нужно было отобрать. С сентября мы вдвоем с Револьдом Михайловичем Энтовым начали читать лекции. Я читал математику, а Револьд Михайлович – экономическую теорию. Я рассказывал про оптимизацию, пытался строить лекции с нуля. Мне было интересно раскрывать в себе талант преподавателя, да еще задача была поставлена чрезвычайно амбициозная: сделать что-то похожее на европейское экономическое образование. Вот так я начал быть учителем, систематически преподавать, хотя сначала для меня это было больше хобби, и я не ощущал, что оно превратится в мою профессию. Сейчас ведь даже трудно представить, с чего мы начинали. Например, я впервые стал знакомиться с таким предметом, как эконометрика. В России никогда такого предмета не было, нигде его не преподавали. Конечно, часть эконометрических методов читали, но под другими названиями. У нас что-то такое в курсе статистики могло быть, в методах обработки информации, но такой науки, как эконометрика, не было. Приходилось быть учеником и учителем одновременно. Это очень тяжелый, но чрезвычайно интересный опыт: все было совсем не так, как когда-то в Физтехе, где мэтры, крупнейшие ученые, по отработанным программам занимались с юнцами, учили их тому, что сами знали, может быть, лучше, чем большинство ученых в мире. Тут было совсем по-другому. Мы учились в Роттердаме, куда я ездил на месяц-полтора каждый год. Именно там я понял, как надо учить. Это была очень насыщенная жизнь: библиотека, люди, методические занятия. Познакомился с голландскими профессорами и от них стремился взять побольше, а потом отдать как можно больше своим студентам. Это было удивительное ощущение – на работу ходил как на праздник. Весь первый год работы в Вышке – замечательное время. Нам было так интересно сюда ездить, общаться друг с другом, и студенты были такие интересные и очень мотивированные. Они искали себя. Мы мало что знали в экономике – и они мало что знали в экономике. И мы, и они впитывали все. Начало моих занятий экономикой и преподавания оказалось совершенно удивительным, и я благодарен судьбе за это.
Я родился в Москве, мои родители окончили Московский институт химического машиностроения. Папа учился замечательно и должен был остаться в аспирантуре, но если мама была русская по национальности и ее в аспирантуре оставляли, то папу, естественно, нет. В результате они уехали по распределению в маленький городок – Бердичев, известный по всяким еврейским анекдотам. Поэтому я окончил провинциальную школу в провинциальном городе, но та школа, в которой я учился в старших классах, считалась самой сильной в городе. В 10 классе я впервые услышал про Физтех – от одного одиннадцатиклассника, который собирался туда поступать и поступил, став первым из нашего города, кто учился в Физтехе. А вообще в московские вузы пытались поступать многие, и про тех, у кого это получалось, было известно всему городу. Сейчас точно уже не вспомню, в 9 или 10 классе я принял участие в физико-математической олимпиаде Физтеха, которая проходила в Житомире, нашем областном центре. Такие олимпиады проводились по всей стране. Я до сих пор помню одну задачку, которую мне удалось решить. Это была задача по математике, требовавшая использования свойств пределов, которых я еще не изучал в школе. Я их придумал на ходу и задачку эту решил. Что такое предел, я точно не знал, но интуитивного представления оказалось достаточно, чтобы догадаться об очень коротком решении этой задачи. Как и многие школьники, я участвовал в олимпиадах и учился хорошо. Мое высшее достижение – я попал на две республиканские олимпиады сразу, одна была по математике, другая – по химии. Родители, конечно, хотели, чтобы я пошел в МИХМ. Из школьного времени я могу назвать двух учителей, которые могли оказать на меня какое-то влияние, прежде всего своими человеческими качествами. Один из них – Владимир Викторович Сорокопут, учитель математики еще дореволюционной закалки, по нашим школьным разговорам – отсидевший. Это был солидный, взрослый человек, очень строгий и суровый, как мне кажется, идеальный учитель математики. Я пришел к нему в 9 классе и чувствовал, как его отношение ко мне теплело, потому что я знал предмет. Второй – это учительница литературы Рахиль Мироновна Шехтман, с которой дистанция устранилась быстрее, потому что я хорошо многл читал, писал сочинения, любил литературу и интересовался ею. Вот эти два совершенно разных человека, думаю, оказали на меня влияние. В школе было много кружков – я ходил в литературный и в математический. Я окончил школу с золотой медалью и после выпускного вечера поехал поступать в Физтех. Как сейчас помню, я 30 июня подал документы, а на следующий день начались вступительные экзамены. Все пять экзаменов я сдал на отлично и поступил, хотя конкурс был достаточно большой.
Шел 1965 год, Физтеху было столько же лет, сколько поступившим в него студентам – он же после войны возник. И уже тогда ходили такие разговоры: «Ну вот, что сейчас? Вот тогда – вот это были люди! Вот это была жизнь! А у нас… Это так, пожиже!» Тем не менее, я сейчас вспоминаю, кто был тогда в Физтехе. К сожалению, я никогда лично не слушал лекции Петра Леонидовича Капицы, который там работал. Я учился на факультете аэрофизики и прикладной математики, куда поступил отчасти под влиянием книги и фильма «Иду на грозу». Слова «аэрофизика», «прикладная математика» меня завораживали, хотя самым престижным тогда считался факультет общей и прикладной физики. Но и с нашего факультета, в принципе, потом можно было перейти к физикам-теоретикам.
У меня была мечта – после второго курса сдать теорминимум Ландау и уйти в эту группу. Такая возможность была открыта для всех. Ландау, правда, уже попал в страшную катастрофу, и хотя ему продлили жизнь, из института он ушел, но присутствие его людей чувствовалось. Я с ними не контачил, но с ними общались мои знакомые ребята. Мы ведь жили в кампусе, в пригороде, и все в этом варились. Моим лектором по матанализу был Лев Дмитриевич Кудрявцев, недавно умерший. Кудрявцев читал лекции, словно надиктовывая конспект, хотя он не диктовал. Это была такая академическая математическая манера. Первые два года Лев Дмитриевич читал курс математического анализа. На втором курсе к нам пришел Василий Кириллович Романко, который первый год работал тогда в Физтехе. Это был совсем молодой преподаватель – ему было лет двадцать пять. Лекции по линейной алгебре на первом курсе мне читал Д.В.Беклемишев, тогда еще относительно молодой доцент, потом ставший автором известного учебника.
На первом курсе у нас были физические лаборатории – как мы их называли, «физлабы». И этот рядовой предмет вел у нас не кто-нибудь, а лауреат Ленинской премии физик-экспериментатор Самойлов. Этот человек произвел на меня сильное впечатление. Он был уже в возрасте и чем-то походил на Арчибальда Арчибальдовича из «Мастера и Маргариты». В рубашке, с галстуком, очень острого, едкого ума человек. Он научил меня критически подходить ко всему, что вижу. Потом читали знаменитый Айзерман, Коренев, академик Дородницын, чье имя сейчас носит Вычислительный центр Академии наук. Это был уникальный человек, он обычно читал лекции с закрытыми глазами. Когда он обращался к залу, глаза у него были закрыты; наверное, когда поворачивался к доске, то открывал их. А семинары вел недавно скончавшийся, к сожалению, академик Александр Александрович Петров. То есть совсем простые вещи вели у нас люди подобного калибра. Такое сейчас трудно себе представить. На старших курсах, когда я перешел на вновь организованный факультет прикладной математики, деканом там был Никита Николаевич Моисеев, будущий академик. Иными словами, меня окружали люди, которые предопределяли и создавали определенную среду. И мне кажется, что самое сильное влияние человеческих личностей в том, что они задают некую планку. Когда я перешел в экономику, я людей такого масштаба больше не встречал. Ни один из советских академиков-экономистов не стал для меня таким авторитетом, как те люди, которые окружали меня в Физтехе, – это были действительно авторитеты, личности гигантского масштаба. Мне кажется, многие наши сложности связаны с тем, что нам не удалось еще вырастить в области экономики людей такого или подобного масштаба.
К сожалению, я никого не могу назвать своим персональным учителем, в чью школу я бы попал и там учился и работал. Как-то не сложилось, хотя я учился легко, закончил Физтех с красным дипломом и сразу поступил там в аспирантуру. Моим руководителем был Евгений Александрович Федосов. Когда я в 1974 году закончил аспирантуру и защитился, Евгений Александрович не мог оставить меня работать у себя в закрытом институте. У меня еще не было московской прописки, но не это, конечно, было главным. И тогда я попал в Институт бумаги, в лабораторию моделирования процессов целлюлозно-бумажной промышленности. Сначала меня хотели взять заведующим этой лабораторией, но в итоге приняли на должность старшего научного сотрудника. Когда я работал в этом институте, я познакомился с целлюлозно-бумажной отраслью, которая малознакома большинству населения. Я ездил на бумажные комбинаты, видел какие это колоссальные сооружения. На Сыктывкарском лесо-промышленном комбинате бумагоделательные машины были величиной с девятиэтажный дом. Они размельчают древесину, варят эту массу, затем она выливается на сетку девятиметровой ширины, несётся по сетке, застывает. В общем, там своя хитрая технология, а я пытался моделировать этот процесс, очень физически сложный, потому что эта масса вроде и не жидкость, а непонятно что – неоднородная. Я проработал в этой отрасли пять лет, и мне там не очень нравилось. Но зато именно там я получил хорошие навыки общественной деятельности, а я ведь был не очень хорошим общественником. В годы учебы я любил спорт, шахматы, но потом меня затянуло участие в организации и проведении школьных олимпиад типа тех, в которых я участвовал еще в Житомире. Эту деятельность настолько уважали в Физтехе, что мы имели своих представителей в институтском комитете комсомола. И я был ответственным за эту работу.
Все это было очень интересно, но к экономике не имело никакого отношения. И вот в 1980 году мой товарищ Сева Гурвич предложил мне перейти в НИИ по ценообразованию. Не то чтобы я очень хотел, но решил попробовать. В качестве старшего научного сотрудника я решал на компьютере какие-то задачи, но чувствовал себя некомфортно, потому что мне казалось, что экономика вся какая-то неупорядоченная, в отличие от точных наук. Но что-то здесь было общее с физикой: был какой-то объект, для которого следовало построить модель. Первый ученый совет, на который я пришел в НИИ цен, произвел на меня шокирующее впечатление. Диалог был примерно такой: «Вот это то-то и то-то, потому что Маркс в третьем томе “Капитала” сказал так-то и так-то». «Да, но вот в четвертом томе он сказал следующее…» И это было всерьез. А я всё-таки защищался в Физтехе, и для меня это было полным безумием. Но потом началась перестройка, которая открыла новые возможности, и в конце 1980-х годов я перешел в Институт народнохозяйственного прогнозирования Академии наук. Его тогда возглавлял Юрий Васильевич Яременко, а моим непосредственным начальником был Виктор Александрович Волконский. Я бы сказал, что эти два человека оказали на меня сильное влияние. На мой взгляд, Волконский был одним из самых интересных людей, и он ведь тоже математик по образованию. Мы там организовали семинары, и я кое-что читал с учебными целями. И тут мне сказали, что есть такая идея – организовать Вышку – и нужно будущих ее преподавателей подтянуть по экономической теории и математике. И Игорь Владимирович Липсиц предложил мою кандидатуру для лекций по математике, по тем разделам, которые нужны экономистам. Тогда даже такого понятия не было – математика для экономистов. Мне это было любопытно, и я согласился попробовать. Сейчас трудно себе это представить, но до этого времени я никогда регулярно не преподавал. В аспирантское время я подрабатывал в долгопрудненской школе, подменял заболевших учителей. Кстати, одним из моих учеников был Андрей Кузьмичев, сейчас известный доктор наук. Но, видимо, потому, что я занимался олимпиадами, у меня были педагогические навыки. Я плохо знал, как учили экономике в советское время, да еще некий физтеховский снобизм всегда во мне присутствовал. И я, как и все тогда, понимал, что нет у нас учителей, готовых преподавать экономику.
К тому времени в Москве прошли летние школы Лондонской школы экономики. И там уже какой-то кружок начал собираться. Меня пригласили прочитать курс для будущих молодых преподавателей, которых сначала нужно было отобрать. С сентября мы вдвоем с Револьдом Михайловичем Энтовым начали читать лекции. Я читал математику, а Револьд Михайлович – экономическую теорию. Я рассказывал про оптимизацию, пытался строить лекции с нуля. Мне было интересно раскрывать в себе талант преподавателя, да еще задача была поставлена чрезвычайно амбициозная: сделать что-то похожее на европейское экономическое образование. Вот так я начал быть учителем, систематически преподавать, хотя сначала для меня это было больше хобби, и я не ощущал, что оно превратится в мою профессию. Сейчас ведь даже трудно представить, с чего мы начинали. Например, я впервые стал знакомиться с таким предметом, как эконометрика. В России никогда такого предмета не было, нигде его не преподавали. Конечно, часть эконометрических методов читали, но под другими названиями. У нас что-то такое в курсе статистики могло быть, в методах обработки информации, но такой науки, как эконометрика, не было. Приходилось быть учеником и учителем одновременно. Это очень тяжелый, но чрезвычайно интересный опыт: все было совсем не так, как когда-то в Физтехе, где мэтры, крупнейшие ученые, по отработанным программам занимались с юнцами, учили их тому, что сами знали, может быть, лучше, чем большинство ученых в мире. Тут было совсем по-другому. Мы учились в Роттердаме, куда я ездил на месяц-полтора каждый год. Именно там я понял, как надо учить. Это была очень насыщенная жизнь: библиотека, люди, методические занятия. Познакомился с голландскими профессорами и от них стремился взять побольше, а потом отдать как можно больше своим студентам. Это было удивительное ощущение – на работу ходил как на праздник. Весь первый год работы в Вышке – замечательное время. Нам было так интересно сюда ездить, общаться друг с другом, и студенты были такие интересные и очень мотивированные. Они искали себя. Мы мало что знали в экономике – и они мало что знали в экономике. И мы, и они впитывали все. Начало моих занятий экономикой и преподавания оказалось совершенно удивительным, и я благодарен судьбе за это.
Научно-исследовательская и учебно-методическая деятельность
Родился 5 января 1948 года в Москве. Уже через год семья переехала в Бердичев на Украине. Там прошло все детство. В 1965 году я закончил школу с золотой медалью, легко давались все предметы кроме английского языка. Поэтому оставалось время на занятия спортом: футбол, баскетбол, шахматы.
После школы поступил в лучший советский вуз – МФТИ. Там мне посчастливилось учиться у людей такого калибра, с какими жизнь больше не сталкивала. В 1971 году я окончил Физтех с красным дипломом и сразу поступил в аспирантуру. Во время учебы я продолжал активно заниматься спортом, был редактором факультетской стенной газеты, присоединился к проведению Всесоюзной олимпиады школьников по математике. После окончания аспирантуры и защиты кандидатской диссертации начал «трудовую» карьеру.
Проректор ВШЭ Григорий Канторович — о системе зачисления в вузы по итогам олимпиад.
Проректор ВШЭ Григорий Канторович — о проблеме подготовки инженерных кадров в России.
Проректор ВШЭ Григорий Канторович — о возможности при приеме в вуз учитывать не только результаты ЕГЭ, но и средний балл аттестата.
Проректор государственного университета "Высшая школа экономики" Григорий Канторович считает, что показатели эффективности вузов от закрытия пользующихся спросом рынка направлений обучения могут только ухудшиться.
Накануне 20-летия НИУ ВШЭ руководители университета размышляют о ключевых проблемах, тормозящих развитие российской экономики. Среди них — зависимость судов, слабая конкуренция и отток капиталов.
Проректор ВШЭ Григорий Канторович — об особенностях приема в вузы в этом году.
Проректор ВШЭ Григорий Канторович — об абитуриентах-льготникниках.
Большинство российских университетов своевременно предоставили абитуриентам данные о приемной кампании 2012 года, свидетельствуют данные первого этапа мониторинга открытости сайтов государственных вузов для абитуриентов, проведенного НИУ ВШЭ и РИА Новости в рамках проекта «Социальный навигатор».
Чтобы бороться с подтасовкой результатов ЕГЭ, разработана единая база данных. Среди других новостей предстоящего сезона поступления в вузы и то, что Рособрнадзор предложил ввести коэффициенты для оценок профильных ЕГЭ. Комментарий проректора ВШЭ Григория Канторовича.
Проректор ВШЭ Григорий Канторович объяснил, почему московские студенты готовы стажироваться где угодно — лишь бы за рубежом.
Минобрнауки меняет «олимпийские» принципы зачисления абитуриентов. Комментарии специалистов ВШЭ.
Проректор ВШЭ Григорий Канторович о возможных изменениях в системе высшего образования.
Ноябрь – время, когда в России стартуют разнообразные олимпиады школьников, главным призом на которых является не только поступление в вуз, но и определение своих способностей. Как максимально эффективно использовать тот потенциал, который у тебя есть, и использовать все возможности, которые дает тебе олимпиада? В пользу какой олимпиады сделать свой выбор, чтобы поступить именно на ту специальность и в тот вуз, который тебе нужен? На эти и другие вопросы ответят директор по профессиональной ориентации и работе с одаренными учащимися Национального исследовательского университета Высшая школа экономики Тамара ПРОТАСЕВИЧ и проректор НИУ ВШЭ Григорий КАНТОРОВИЧ.
Проректор ВШЭ Григорий Канторович подводит итоги приемной кампании 2011 года.
Проректор ВШЭ Григорий Канторович об итогах вступительных экзаменов в вузы.
По мнению проректора Высшей школы экономики Григория Канторовича, в возросшем количестве абитуриентов из регионов нет ничего удивительного.
Проректор ВШЭ Григорий Канторович рассказывает о правилах приемной кампании 2011 года.
Проректор НИУ ВШЭ Григорий Канторович о скандалах, преследующих ЕГЭ-2011.
Проректор ГУ-ВШЭ Григорий Канторовичпрокомментировал предложение МВД о борьбе с с недобросовестными абитурьентами
Проректор ВШЭ Григорий Канторович комментирует проект закона, по которому частные вузы могут получить доступ к бюджетному финансированию.
Проректор НИУ ВШЭ Григорий Канторович о популярных факультетах и стоимости обучения на них.
Проректор Высшей школы экономики Григорий Канторович считает, что если студент не учится, то не важно, как он поступил, не учится — отчисляем.
Не так давно в обществе разгорелась полемика вокруг предложения помощника президента Аркадия Дворковича отменить стипендии студентам. Проректор ВШЭ Григорий Канторович считает, что нужно расширить право вузов перераспределять деньги так, чтобы поддерживать нуждающихся и поощрять хорошо успевающих.
Действительно ли сокращение вузов поможет поднять качество образования? Свое мнение по этому вопросу в эфире "Утра России" высказал проректор Высшей школы экономики Григорий Канторович.
Ректор НИУ-ВШЭ Ярослав Кузьминов: "Возвращение к системе государственного заказа не может даже обсуждаться".
Проректор ГУ-ВШЭ Григорий
Канторович о целевом наборе в вузы
«Меня буквально уговаривали по телефону из приемной комиссии РУДН принести им оригиналы документов. Но я очень хотела учиться в Вышке…»
Директор Института развития образования ГУ-ВШЭ Ирина Абанкина: «Вузовскую отрасль действительно ждет масштабная реформа»,
Проректор ГУ-ВШЭ Григорий Канторович: «Кампания прошла гораздо спокойнее, чем в предыдущем году».
Высшая школа экономики уже в первой волне закрыла прием на 11 из 21 факультета.
Проректор ГУ-ВШЭ Григорий Канторович: «Если в 2009 году прием по ЕГЭ впервые стал обязательным для всех и каждого, то теперь, по прошествии года, мы немного научились с этим жить».
Проректор ГУ-ВШЭ Григорий Канторович: «Чтобы успокоить общество, Совет по олимпиадам должен бы сегодня же вывесить список всех победителей и призеров с указанием места проведения олимпиады и количеством баллов, набранных победителем по ЕГЭ. А компетентные органы должны разобраться, как троечник смог победить в честной борьбе. Если этого не сделать — лазейка для беспрепятственного прохождения в престижный вуз остается».
Проректор ГУ-ВШЭ Григорий Канторович об особенностях нынешней приемной кампании, о тонкостях ЕГЭ и о парадоксах системы олимпиад школьников.
Проректор ГУ-ВШЭ Григорий Канторович о том, как вузы защищены от нечестных результатов госэкзамена, какими стали нынешние абитуриенты и почему престижные вузы не боятся попасть в «демографическую яму».
Демографический кризис заставил столичные вузы искать новые способы привлечения абитуриентов. Сейчас заполнить бюджетные места не могут около 20% вузов, приводит данные директор Института развития образования ГУ-ВШЭ Ирина Абанкина.
"Мы по-прежнему вместо того, чтобы поднимать заработную плату и улучшать условия труда, хотим заслать подальше тех, кто не сумел от этого отказаться, - уверен проректор ГУ-ВШЭ Григорий Канторович. - В экономике это называют "отрицательный отбор".
Проректор ГУ-ВШЭ Григорий Канторович и ученый секретарь Наталья Савельева рассказывают на радио «Эхо Москвы» о XV Всероссийской олимпиаде школьников по экономике, финальный этап которой проводит ГУ-ВШЭ. Традиционно большинство победителей и призеров олимпиады становятся студентами Вышки. Так, например, в прошлом году, отметила Н. Савельева, в ГУ-ВШЭ пришли 61 из 71 призера.
Проректор ГУ-ВШЭ Григорий Канторович и студенты "Вышки" Максим Демидов и Кристина Либлик говорят о том, каким багажом знаний и набором навыков должен обладать сегодняшний абитуриент
Проректор ГУ-ВШЭ Григорий Канторович: "Самые талантливые и умные в любой момент могут уйти в бизнес, там платят совершенно другие деньги, нежели в ВУЗах, поэтому за них нужно бороться всеми доступными способами".
Проректор ГУ-ВШЭ Григорий Канторович: "Судя по прошлому году, мы не ошиблись и набрали состав, который нам нравится, который был даже сильнее, чем прошлый"
Проректор ГУ-ВШЭ Григорий Канторович и директор по профессиональной ориентации и работе с одаренными учащимися ГУ-ВШЭ Тамара Протасевич о способах поступления в ГУ-ВШЭ.
Ученый совет ГУ-ВШЭ решил в 2010 году не устанавливать профильные предметы по всем разрешенным направлениям, ограничившись дополнительным экзаменом только на факультете математики
Проректор ГУ-ВШЭ Григорий Канторович: "В ГУ-ВШЭ не стали устанавливать профильные предметы по всем разрешенным направлениям, ограничившись дополнительным экзаменом на факультете математики".
В 2010 году согласно решению Ученого совета в ГУ-ВШЭ дополнительные испытания будут проводиться только на факультете математики.
Проректор ГУ-ВШЭ Григорий Канторович: «У всех учебных заведений должна быть возможность проверки абитуриентов на своих вступительных экзаменах, а не только по ЕГЭ».
Проректор ГУ-ВШЭ Григорий Канторович: «Если мы строим высшее образование для 15-20% молодых людей, то нужно думать и о том, что можно дать всем остальным».
Проректор ГУ-ВШЭ Григорий Канторович и директор Института развития образования ГУ-ВШЭ Ирина Абанкина о процедуре лицензирования и аккредитации образовательных учреждений.
Проректор ГУ-ВШЭ Григорий Канторович о новых правилах лицензирования вузов
"Государство должно влиять на эту ситуацию, но другими способами - поднимая промышленность и увеличивая стипендии студентам", - прокомментировал заявление министра проректор ГУ-ВШЭ Григорий Канторович.
Ректор ГУ-ВШЭ Ярослав Кузьминов: "Три четверти инженерных направлений и специальностей приняли студентов на первый курс со средним баллом ЕГЭ ниже 60-55".
Проректор ГУ-ВШЭ Григорий Канторович: «До сих пор не придумано процедуры, по которой будет отслеживаться, во сколько вузов абитуриент подал документы».
Проректор ГУ-ВШЭ Григорий Канторович: "По большому счету претензий к набранным студентам у нас нет".
Еще в разгар вступительной кампании-2009 "Известия" первыми сообщили, что осенью в ряде вузов страны пройдет выборочная проверка соответствия знаний первокурсников результатам, полученным ими в ходе сдачи ЕГЭ. И вот она состоялась. Причем в одних вузах она проходила под контролем специалистов Рособрнадзора и по официальным материалам ЕГЭ, а другие провели тестирование собственными силами. Каковы результаты?
7 октября на коллегии Министерства образования и науки должен быть утвержден новый "Порядок приема... в имеющие госаккредитацию образовательные учреждения высшего профобразования" - проще говоря, правила приема в вузы на 2010 год. Абитуриенты получат четкие правила заранее, а не так, как вышло в нынешнем году - документ обнародовали только в феврале.
Проректор ГУ-ВШЭ Григорий Канторович: «У нас в Высшей школе экономики количество абитуриентов резко возросло, но соотношение москвичей, жителей Московской области и других регионов осталось среди абитуриентов примерно таким же, как в прошлом году: 40% : 14% : 46% соответственно».
Проректор ГУ-ВШЭ Григорий Канторович: "Льготы при поступлении получат не все".
Проректор ГУ-ВШЭ Григорий Канторович: "Если законопроект вступит в силу, то поток преподавателей в Россию снизится. К нам и сейчас мало кто рвется".
Проректор ГУ-ВШЭ Г. Канторович о пересдаче первокурсниками ЕГЭ
Ректор ГУ-ВШЭ Ярослав Кузьминов: "Прошедший единый экзамен полностью изменил структуру высшего образования России".
"В ГУ-ВШЭ уже каждый год после поступления поступившие абитуриенты пишут контрольные", - проректор Григорий Канторович о дополнительных испытаниях для первокурсников.
Григорий Канторович, проректор ГУ-ВШЭ, считает, что олимпиадники должны пользоваться своим преимуществом только в одном вузе, чтобы не увеличивать и без того высокий конкурс.
Ректор ГУ-ВШЭ Ярослав Кузьминов и проректор Григорий Канторович делают первые выводы о приемной камании - 2009.
О том, как прошел первый обязательный набор в институты по результатам ЕГЭ, с чем пришлось столкнуться приемным комиссиям, абитуриентам и их родителям, как распределились бюджетные места, и нужно ли менять введенную систему, рассказал проректор ГУ-ВШЭ Григорий Канторович.
Проректор ГУ-ВШЭ Григорий Канторович об итогах приемной камапнии — 2009: "Рост числа платников стал для нас неожиданностью".
Проректор ГУ-ВШЭ Григорий Канторович об итогах приемной кампании 2009
Проректор ГУ-ВШЭ Григорий Канторович о сроках приема заявлений В ВУЗы.
Чтобы не потерять сильных абитуриентов с высокими баллами ЕГЭ, университет добровольно взял на себя обязательство выделить для них не менее 25% от установленных контрольных цифр набора.
Проректор ГУ-ВШЭ Григорий Канторович: "Обязав учебные заведения публиковать информацию о числе и уровне поступающих, Минобрнауки невольно провело мониторинг спроса на вузы".
Проректор ГУ-ВШЭ Григорий Канторович об "образовательной" миграции.
Проректор ГУ-ВШЭ Григорий Канторович о промежуточных итогах приемной кампании.
Проректор ГУ-ВШЭ Григорий Канторович о льготниках в вузах.
Проректор Высшей школы экономики Григорий Канторович в эфире радиостанции "Эхо Москвы".
Такого наплыва желающих учиться, как в этом году, еще не было в истории вуза, отметил в эфире "Эхо Москвы" проректор Государственного университета "Высшая школа экономики" Григорий Кантрович.
Григорий Канторович, проректор Высшей школы экономики: "С прошлым годом сходство только одно — в названии "приемная кампания"/
ГРИГОРИЙ КАНТОРОВИЧ (ПРОРЕКТОР ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА — ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ ЭКОНОМИКИ): И что, так сказать удручает, что в значительной часть этих инвалидов, справка выдана вплоть до 1 июля сего года, 1.07, и в октябре кончается 18-летний срок, т.е. это явно что-то не так.
В этом году в Высшей школе экономики было подано рекордное количество заявлений на поступление в магистратуру за все время действия магистерских программ обучения с 1993 года.
С подобными же трудностями столкнулся и другой российский образовательный гигант — Высшая школа экономики. Несколько недель наплыв абитуриентов в приемную комиссию был настолько велик, что система "абитуриент-студент" перестала справляться с потоком вводимой с 30 рабочих мест информацией о поступающих.
Наконец, и это главное, утверждает ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов, следовало бы сделать ЕГЭ целиком федеральным, как он и задумывался, а не передавать большинство полномочий по его проведению в регионы. Тогда и контроль станет жёстче, и сомнений в коррупциогенности целых российских территорий — меньше.
Вузы должны искать новый баланс между спросом на образовательные услуги и своими затратами. В связи с этим стоит обратить внимание на два момента в решениях, принятых Ученым советом ВШЭ в отношении политики оплаты обучения на текущий год.
Научный сотрудник ЛИА ГУ-ВШЭ Григорий Андрущак: "При выборе вуза очень мало семей уделяет внимание содержанию высшего образования — тому, что изучается в вузе и какие курсы преподаются".
О возможностях поступления в магистратуру на бюджетные отделения отечественных вузов рассказали ректор первого магистерского университета страны - ГУ-ВШЭ - Ярослав Кузьминов и проректоры Григорий Канторович и Сергей Рощин
О ГУ-ВШЭ рассказывают научный руководитель университета Евгений Ясин и проректор Григорий Канторович.
Проректор ГУ-ВШЭ Григорий Канторович: "Особенность ЕГЭ по математике в том, что разные задания нацелены на разные группы школьников. Есть очень, повторяю, очень простые. Но они показывают, что выпускник освоил тот объем знаний, который нужен культурному человеку".
Проректор Высшей школы экономики Григорий Канторович: "Конкурс должен быть для всех!"
Проректор Высшей школы экономики Григорий Канторович сообщает, что более сотни студентов вуза еще не расплатились за предыдущий семестр.
Проректор ГУ-ВШЭ Григорий Канторович: "В нашем вузе, если студент хорошо учился, возможен его перевод на бесплатное обучение".
Проректор Высшей школы экономики Григорий Канторович: "Переписать тест в июле, чтобы получить более высокую оценку, не выйдет".
Многие российские университеты уже в ближайшем будущем могут лишиться своего статуса. Рособрнадзор провёл первую проверку после ужесточения требований. И некоторые вузы её не прошли. Каким образом происходят эти проверки? И на что обращает внимание комиссия? Узнаем у нашего гостя — проректора Высшей школы экономики Григория Канторовича.
Проректор Высшей школы экономики Григорий Канторович о коррупции в системе образования.
Проректор Высшей школы экономики Григорий Канторович: "Мы несколько раз ловили людей, которые пришли писать экзамен за абитуриента, по его паспорту".
Программа "Национальный интерес" на телеканале "Россия" с участием проректора ГУ-ВШЭ Григория Канторовича
Проректор по довузовской подготовке Высшей школы экономики Григорий Канторович, комментируя проведение ЕГЭ отмечает, что "Вы можете говорить, что я хороший специалист, ваш учитель может говорить, что вы хороший специалист, а покажет работа, покажет внешняя объективная оценка".
В одном из своих интервью проректор Высшей школы экономики Григорий Канторович проводит анологию между инфляцией в советское время и результаатми школьного образования: "Как только мы перестали назначать цены, стали измерять их через рыночные механизмы, оказалось, что инфляция есть, и гигантская. То же самое и с результатами школьного образования".
— Прошлым летом был у нас случай, когда посторонний человек пришел сдавать экзамен за абитуриента, — рассказал "Известиям" проректор Высшей школы экономики Григорий Канторович. — Мы подмену заметили, но решили к экзамену "умника" допустить, правда, попросили прийти его на следующий день. Естественно, пришел не он, а настоящий абитуриент, которому мы объяснили, что результаты "его" экзамена аннулируются, а сам он снимается с конкурса.
О том, какие выводы можно сделать из результатов ЕГЭ, в интервью "Газете.Ru-Комментарии" рассуждает проректор ГУ-ВШЭ Григорий Канторович.
Григорий Канторович, проректор Высшей школы экономики, заместитель председателя приемной комиссии:
— Вузу нужен лучший студент, поэтому есть прямой интерес бороться со списыванием всех видов — несколько лет назад мы купили глушилки. 10 локальных установок. Стоило это тогда 8 тысяч долларов. Есть, конечно, неясности с законодательством, но в условиях ЕГЭ — это неминуемо, правда, экзамен длинный, дети выходят в туалет, значит, надо ставить глушилки и в туалете, и по дороге. Используем их и в студенческую сессию.
Григорий Канторович (проректор Высшей школы экономики):
— В течение первого курса, несмотря на наш строгий отбор лучших студентов, около 8—10%, по разным факультетам, студентов вынуждены покинуть институт, поскольку не могут освоить образовательную программу.
Сегодня многие вузы заявляют, что у них был конкурс 15—20 человек на место. Я таких конкурсов не видел. Полагаю, что это не более чем пиар, рассчитанный на будущий торг с министерством: вот мы какие популярные. Дело в том, что ни один вуз, кроме ГУ ВШЭ, не публикует списки людей, подавших заявления.
Четыре года в Высшей школе экономики внимательно наблюдают за некоторыми первокурсниками
Два последних года работа идет особенно активно. Егэшники, как мы их называем, стали составлять значительную часть нашего приема на первый курс. Это примерно треть приема, причем они поступают и на бюджетное, и на коммерческое отделения. Я знаю, какие сомнения по поводу уровня и качества подготовки таких абитуриентов высказывают наши коллеги в других вузах. Но многие об этом говорят абстрактно, а мы следим за тем, как учатся студенты на первом курсе. В прошлом году провели тотальную оценку успеваемости и успешности обучения, и по первому полугодию результаты были таковы, что ни на одном факультете ни по одному предмету средний балл егэшникев не был ниже среднего балла других студентов, в том числе и по иностранному языку.
Высшая школа экономики зачислит в студенты около 20 молодых людей, впервые сдававших единый государственный экзамен.
В 2010 году в Высшей школе экономики открылась академическая аспирантура – инновационная для того времени образовательная программа подготовки аспирантов. А в начале 2021 года среди выпускников ее первого набора появился первый доктор наук – Елена Вакуленко, доцент факультета экономических наук ВШЭ. О своей академической карьере она рассказала в интервью новостной службе портала.
Магистерская программа «Экономический анализ», реализуемая полностью онлайн, рассчитана на абитуриентов с разным профилем подготовки. Она подойдет для вчерашних выпускников бакалавриата любых направлений, для молодых специалистов в начале карьеры, для опытных профессионалов, которым требуется повысить или сменить квалификацию без отрыва от работы. Об особенностях программы рассказывает ее академический руководитель Елена Вакуленко.
Под научным руководством коллег студенты защитили на отлично свои ВКР.
20 января (понедельник) в 18.10 в ауд. S-612 состоялся научный семинар лаборатории макроструктурного моделирования экономики России. На семинаре с докладом выступил Канторович Григорий Гельмутович
Тема доклада: Моделирование ценового регулирования в плановой экономике
Юбилей совместных образовательных проектов отметили профессора, студенты и выпускники факультета экономических наук ВШЭ и университета Эразма Роттердамского в обновленном кампусе на Покровке. При участии Nuffic Neso Russia
27 августа заместитель министра финансов РФ Сергей Сторчак представил журналистам второе издание учебных пособий по финансовой грамотности для школьников. В написании пособий, а также в подготовке учителей для работы с ними приняли участие преподаватели ВШЭ.
Первый декан магистратуры ВШЭ, шестикратный Лучший преподаватель ФЭН, профессор Григорий Гельмутович Канторович начал работать в Вышке одним из первых, придя из физики. Сегодня он рассказыает студетке бакалаврской программы Экономика Ольге Ушаковой про то, какой была Вышка в самом начале, как создается научная школа, о коллегах, студентах и хобби
На заседании Ученого совета ВШЭ 1 февраля сотрудникам Высшей школы экономики вручили награды — благодарность Правительства РФ и почетные знаки ВШЭ.
The nomination process for HSE Golden Award is currently underway. Afterwards, the Golden HSE jury comprising representatives of all faculties, campuses and HSE Lyceum will select short-listed nominees in each category and determine the winners in Silver Nestling category. The winners in all other categories will be selected by Contest Committee.
Обновление: срок приема заявок продлен до 1 ноября включительно.
В жюри вошли представители всех факультетов, кампусов и Лицея НИУ ВШЭ. Они назовут номинантов в каждой номинации (шорт-лист), из которых затем Комиссия конкурса выберет победителей. Также жюри в один тур определит лауреатов в номинации «Серебряный птенец».
Профессор Департамента прикладной экономики факультета экономических наук ВШЭ Григорий Канторович награжден за заслуги в области экономики и многолетний добросовестный труд.
На заседании Ученого совета 22 июня было принято решение о присвоении почетного звания (статуса) ординарного профессора преподавателям и сотрудникам Вышки. Также в этот день 16 сотрудникам ВШЭ был впервые присвоен почетный статус «Заслуженный профессор Высшей школы экономики».
5 января юбилей Григория Канторовича, проректора ВШЭ, профессора факультета экономических наук, заведующего лабораторией макроструктурного моделирования экономики России.
On November 25, the HSE Preparatory Year programme held a special welcome meeting for its new students. The aim of the event is to better acquaint them with HSE and the educational programmes it offers.
1 декабря Высшая школа экономики отпраздновала очередной день рождения и, по традиции, вручила лучшим своим представителям — преподавателям, исследователям, администраторам и студентам — премию «Золотая Вышка».
1 декабря Высшая школа экономики отпраздновала очередной день рождения и, по традиции, вручила лучшим своим представителям — преподавателям, исследователям, администраторам и студентам — премию «Золотая Вышка».
В сентябре факультету довузовской подготовки ВШЭ исполнилось 20 лет. Он начался как курсы для поступающих в магистратуру, а сегодня факультет предлагает программы не только для тех, кто хочет уже завтра стать студентом, но и для школьников средних классов, которым просто интересно учиться чему-то новому, будь это даже бальные танцы.
Опубликованы приказы о зачислении абитуриентов бакалавриата (специалитета) в Высшую школу экономики по результатам «первой волны». По состоянию на 5 августа 18 образовательных программ набрали студентов на бюджетные места, на оставшихся 13 программах объявлена «вторая волна».
31 июля определены проходные баллы на бюджетные места всех образовательных программ ВШЭ. Абитуриенты, чьи баллы ЕГЭ равны или выше проходных баллов этого года, рекомендованы к зачислению на бюджетные места. До 4 августа им необходимо принести в приемную комиссию подлинники документов. А вот олимпиадники, льготники и целевики уже могут считать себя студентами Высшей школы экономики — 31 июля опубликованы приказы об их зачислении.
Новым проректором ВШЭ, ответственным за довузовскую подготовку и организацию приема в университет, назначен Вячеслав Башев. Вместе с тем приемную кампанию нынешнего года до ее завершения продолжит курировать Григорий Канторович.
30 мая на заседании Ученого совета Высшей школы экономики утверждены условия приема абитуриентов по результатам профильных олимпиад, а также квоты приема людей с ограниченными возможностями на 2014-2015 учебный год.
На встрече, в которой приняли участие школьники 7-11 классов, чествовали тех, кто успешно завершил учебу в этом году, а также победителей и призеров всероссийских олимпиад. В следующем учебном году на факультет довузовской подготовки ВШЭ впервые начнут принимать также школьников 5-6 классов.
Российские IT-компании успешно продвигаются на глобальный рынок, но отечественному бизнесу в целом не хватает квалифицированных специалистов в IT-сфере. Восполнить их дефицит должен факультет компьютерных наук, создаваемый Высшей школой экономики при участии Яндекса. Презентация факультета, на которой выступили руководители ВШЭ, Яндекса и Минкомсвязи РФ, состоялась 27 апреля.
Российские IT-компании успешно продвигаются на глобальный рынок, но отечественному бизнесу в целом не хватает квалифицированных специалистов в IT-сфере. Восполнить их дефицит должен факультет компьютерных наук, создаваемый Высшей школой экономики при участии Яндекса. Презентация факультета, на которой выступили руководители ВШЭ, Яндекса и Минкомсвязи РФ, состоялась 27 апреля.
19 апреля факультет довузовской подготовки (ФДП) Высшей школы экономики провел финал интеллектуальной игры «Лабиринт», являющейся частью программы «Клуб Эрудит».
79-й выпуск бюллетеня «Окна роста» рассказывает о том, что такое квартиль научного журнала и как определить его по базам данных Web of Science и Scopus.
17 декабря Высшая школа экономики отметила в Российском академическом молодежном театре свой 21-й День рождения. Частью праздника стала торжественная церемония вручения ежегодной университетской премии «Золотая Вышка-2013».
17 декабря Высшая школа экономики отметила в Российском академическом молодежном театре свой 21-й День рождения. Частью праздника стала торжественная церемония вручения ежегодной университетской премии «Золотая Вышка-2013».
Сергей Ведерников окончил магистратуру МИЭФ ВШЭ в 2009 году. После этого работал риск-менеджером в Сбербанке и специалистом по количественным исследованиям в компании WorldQuant. В интервью он рассказывает о том, можно ли предсказать завтрашнюю цену акций, о спортивном программировании и преподавании.
4 декабря в Центре дизайна Artplay состоялась юбилейная, десятая, церемония вручения студенческой премии Высшей школы экономики «Чугунное яйцо».
2 декабря в Высшей школе экономики состоялась пресс-конференция о возможностях совершенствования ЕГЭ и олимпиад школьников. В ней приняли участие ректор Московского педагогического государственного университета Алексей Семенов, директор Центра педагогического мастерства Москвы Иван Ященко, ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов и проректор ВШЭ Григорий Канторович.
В этом году в ВШЭ зачислено наибольшее в истории университета количество магистрантов, но в следующем году под влиянием внешних факторов ситуация может серьезно измениться. 25 октября на заседании Ученого совета ВШЭ рассмотрены итоги приема в магистратуру.
Платный прием в 2013 году стал рекордным для бакалавриата ВШЭ: в московском кампусе на первый курс принято почти на 40 процентов больше платных студентов, чем год назад, при этом на всех факультетах выросли средние баллы студентов, поступивших на платные места.
9 августа завершилась вторая волна приема на бюджетные места в бакалавриат Высшей школы экономики. Она проводилась на пяти факультетах и отделениях университета.
5 июля в Лужниках прошел общеуниверситетский выпускной вечер Высшей школы экономики. В противоположность учебным будням, требующим от студентов Вышки каждодневного напряжения и сосредоточенности, праздник получился таким, каким его и задумывали — атмосфера на нем была раскованной, беззаботной и веселой.
25 января состоялось заседание Ученого совета Высшей школы экономики, на котором были утверждены правила приема в НИУ ВШЭ в 2013 году и проанализирована работа аспирантуры университета.
В конце декабря в Культурном центре Высшей школы экономики прошла, уже ставшая традиционной, открытая Интеллектуальная игра IQ для школьников Москвы и Подмосковья, организованная факультетом довузовской подготовки ВШЭ.
21 декабря на заседании Ученого совета ВШЭ ряду работников университета были вручены государственные награды.
Главной темой прошедшего 26 октября заседания Ученого совета Высшей школы экономики стало подведение итогов приема в магистратуру ВШЭ и обсуждение перспектив развития магистерских программ университета.
Одной из главных тем состоявшегося 28 сентября заседания Ученого совета Высшей школы экономики стало подведение итогов приема в бакалавриат университета в 2012 году.
24 сентября в Профессорском клубе ВШЭ состоялась встреча руководства Высшей школы экономики с победителями олимпиад, поступившими в университет в этом году.
7 июня в Высшей школе экономики состоялся семинар «Уроки ЕГЭ как системного проекта», посвященный 60-летнему юбилею научного руководителя Центра мониторинга качества образования ВШЭ, вице-президента Российской академии образования Виктора Болотова. В семинаре принял участие новый министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов, впервые после своего назначения посетивший ВШЭ.
25 мая состоялось очередное заседание Ученого совета Высшей школы экономики.
30 марта состоялось очередное заседание Ученого совета Высшей школы экономики, на котором в основном были рассмотрены организационные вопросы, в частности создание новых подразделений университета.
22 января первому проректору НИУ ВШЭ Александру Шамрину исполнилось 55 лет.
17 декабря в Высшей школе экономики факультет довузовской подготовки ВШЭ провел четвертьфинал интеллектуальной игры «Лабиринт», в которой приняли участие победители рейтинга – слушатели программы «Эрудит».
28 октября прошло заседание Ученого совета Высшей школы экономики, которое открылось торжественной церемонией награждения — профессору Университета Париж Дофин, бывшему послу Франции в России и «просто» давнему другу Вышки Клоду Бланшмезону был вручен диплом почетного профессора ВШЭ.
30 сентября состоялось первое в новом учебном году заседание Ученого совета Высшей школы экономики.
30 сентября на заседании Ученого совета ВШЭ состоялась первая церемония вручения высших наград университета — Золотого почетного знака и Почетных знаков I и II степени Высшей школы экономики.
Подведены окончательные итоги приема в бакалавриат Высшей школы экономики в 2011 году. Комментарий проректора НИУ ВШЭ Григория Канторовича.
Проректор ВШЭ Григорий Канторович комментирует результаты приема абитуриентов бакалавриата в Высшую школу экономики в этом году.
Проректор ВШЭ Григорий Канторович рассказывает о результатах приема абитуриентов бакалавриата на бюджетные места в Высшую школу экономики.
5 августа закончилась так называемая первая волна зачисления в бакалавриат, вузы посчитали, сколько поступающих, которые имеют право стать студентами, принесли подлинники, и теперь определены критерии для зачисления на бюджетные места во «второй волне». Результаты «первой волны» зачисления в Высшую школу экономики в этом году комментирует проректор ВШЭ Григорий Канторович.
Большинство из нас учится для того, чтобы найти затем хорошую работу. В свою очередь, каждому уважающему себя вузу интересно положение выпускников на рынке труда и их оценка полученного образования. Этим вопросам посвящено одно из последних исследований Центра внутреннего мониторинга ВШЭ. Весной 2011 года было опрошено 1748 выпускников, которые окончили университет в разные годы (2004-2010).
25 июля закончился прием документов на поступление в бакалавриат Высшей школы экономики. Кто из абитуриентов станет студентом? Какой может быть конкуренция за места на факультетах? Когда надо принести подлинник аттестата? На эти и другие вопросы отвечает проректор ВШЭ Григорий Канторович.
О результатах подачи заявлений абитуриентов на поступление в магистратуру Высшей школы экономики этого года рассказывает проректор ВШЭ Григорий Канторович.
20 июня в Высшей школе экономики начался прием документов от поступающих в бакалавриат университета. Первым зарегистрированным абитуриентом НИУ ВШЭ 2011 года оказался Андрей Зубанов из Иваново.
20 июня начался прием документов от абитуриентов бакалавриата. На портале Высшей школы экономики опубликованы минимальные баллы, необходимые для участия в конкурсе в этом году. Комментирует проректор ВШЭ Григорий Канторович.
Ольга Резникова, выпускница бакалавриата и магистратуры ВШЭ — магистерской программы «Математические методы анализа экономики» — получила степень PhD в Католическом университете Лувана (Université Catholique de Louvain). Сейчас работает в бельгийской консалтинговой компании.
Решением Ученого совета Высшей школы экономики изменены система скидок по оплате стоимости обучения и порядок предоставления этих скидок. Комментирует проректор ВШЭ Григорий Канторович.
7 июня в Культурном центре НИУ ВШЭ состоялось награждение победителей и призеров олимпиад школьников, организованных или проведенных при участии Высшей школы экономики.
1 мая в «Российской газете» был опубликован приказ №86 Минобрнауки, который внес изменения в перечень вступительных испытаний для некоторых направлений подготовки, и это вызвало естественное беспокойство у абитуриентов вузов. Позже министерство приняло решение оставить в этом году набор профильных предметов для поступления таким же, каким он был заявлен на сайтах вузов еще 1 февраля. Комментарий проректора ВШЭ Григория Канторовича.
29 апреля на заседании Ученого совета НИУ ВШЭ была утверждена новая редакция правил приема в Высшую школу экономики и определены контрольные цифры приема в бакалавриат и магистратуру университета в 2011 году.
Очередная делегация Высшей школы экономики побывала во Франции — о результатах поездки и перспективах сотрудничества университета с вузами и исследовательскими центрами этой страны в интервью порталу рассказывает директор Центра по сотрудничеству с Францией, Канадой и франкоязычными странами Европы ВШЭ Ирина Мальцева.
18 марта в Культурном центре Высшей школы экономики прошел благотворительный вечер, организованный студенческой организацией Международного института экономики и финансов ВШЭ ICEF Outreach.
В конце февраля в Культурном центре Высшей школы экономики состоялся финал интеллектуальной игры IQ среди старшеклассников. Определились призеры и победитель – команда «Круг 2».
20 февраля Высшая школа экономики провела День открытых дверей для поступающих в бакалавриат. Если говорить точнее, то свои двери абитуриентам открыл Культурный центр ВШЭ — именно там разместились стенды двадцати факультетов и отделений, приемной комиссии и факультета довузовской подготовки НИУ ВШЭ.
Победителями «Золотой вышки» в номинации «Вклад в развитие Школы» стали директор Международного института экономики и финансов (МИЭФ) Сергей Яковлев, заместитель директора МИЭФ Олег Замков и заместитель директора МИЭФ Джеффри Локшин. Они награждены за укрепление международной репутации НИУ ВШЭ как центра по подготовке высококвалифицированных специалистов в области экономики и финансов.
5 февраля в одном из залов Храма Христа Спасителя прошел традиционный зимний бал программы «Эрудит» факультета довузовской подготовки Высшей школы экономики.
До 1 февраля все российские вузы должны были опубликовать правила приема в вузы в 2011 году. 28 января на Ученом совете Высшей школы экономики были утверждены новые правила приема в университет. Изменения в правилах (произошедшие и ожидаемые) комментирует проректор ВШЭ Григорий Канторович.
7 декабря Институт проблем ценообразования и регулирования естественных монополий (ИПЦиРЕМ) ГУ-ВШЭ отметил свое пятнадцатилетие.
26 ноября на заседании Ученого совета ГУ-ВШЭ обсуждались итоги учебно-методической работы и деятельности блока дополнительного образования в 2009/2010 учебном году, были рассмотрены и другие вопросы жизни университета.
8 октября прошло первое в новом учебном году заседание Ученого совета ГУ-ВШЭ. На нем были подведены итоги очередного приема студентов в Высшую школу экономики и принято несколько решений о реорганизации и создании новых структурных подразделений университета.
24–26 августа в Высшей школе экономики прошла IX Международная научная конференция «Применение многомерных статистических методов в экономике и оценке качества». О ее итогах рассказывает заместитель председателя оргкомитета конференции, заведующий отделением статистики, анализа данных и демографии ГУ-ВШЭ Владимир Мхитарян.
7 июля состоялся он-лайн день открытых дверей, организованный факультетом истории ГУ-ВШЭ. На вопросы в прямом эфире ответили декан факультета Александр Каменский и проректор ГУ-ВШЭ Григорий Канторович.
18 июня в Культурном центре Высшей школы экономики состоялась церемония награждения победителей и призеров проведенной ГУ-ВШЭ Межрегиональной многопрофильной олимпиады школьников.
20 мая в подмосковном Нахабино прошла первая конференция «Маркетинг образовательных услуг», организованная компанией Begin Group, в которой приняли участие представители ведущих российских вузов и бизнес-школ, в том числе Высшей школы экономики.
23 апреля состоялось заседание Ученого совета ГУ-ВШЭ, основной темой которого стала оценка итогов научной деятельности университета в 2009 году.
13 марта клуб Высшей школы экономики «Эрудит» провел полуфинал игры «Лабиринт», в котором приняли участие старшеклассники базовых школ ГУ-ВШЭ.
30 января в Культурном центре ГУ-ВШЭ состоялся ежегодный костюмированный бал, организуемый клубом «Эрудит». На этот раз его темой стала история декабристов.
29 января состоялось заседание Ученого совета ГУ-ВШЭ, на котором были утверждены правила приема в бакалавриат и магистратуру университета в 2010 году и проанализирована деятельность аспирантуры в минувшем году.
25 ноября в Высшей школе экономики в рамках цикла встреч «Экономическая политика в условиях переходного периода» состоялся семинар «ЕГЭ: введение нового института». Добавлена видеозапись
23 октября в гостинице «Мариотт» состоялось торжественное вручение первокурсникам Высшей школы экономики сертификатов на получение стипендии «Альфа-Шанс». Корреспондент Новостной службы портала побеседовал с некоторыми из них.
25 сентября прошло очередное заседание Ученого совета ГУ-ВШЭ. Основной его темой стало подведение итогов приема в бакалавриат и магистратуру.
Ректор ГУ-ВШЭ Ярослав Кузьминов принял участие в заседании Российского совета олимпиад школьников, которое состоялось 2 сентября в Интеллектуальном центре — Фундаментальной библиотеке МГУ. На заседании были подведены итоги олимпиад 2008/2009 учебного года, рассмотрены заявки вузов на их проведение в 2009/2010 учебном году.
30 и 31 августа в Москве под девизом «Вышка-сити: попадаешь навсегда» проходили дни первокурсников ГУ-ВШЭ. Вновь прибывшие студенты должны были пополнить население воображаемого города, которое за шестнадцать лет превысило 40 тысяч человек.
Несмотря на то, что в ходе приемной кампании 2009 года был выявлен ряд проблем, идея приема в вузы на основе единого государственного экзамена себя оправдала. К такому выводу пришли ректор СПбГУ Николай Кропачев и ректор ГУ-ВШЭ Ярослав Кузьминов, выступившие 25 августа на пресс-конференции в РИА «Новости».
25 апреля в Культурном центре ГУ-ВШЭ прошла финальная интеллектуальная игра "Лабиринт", которая подвела итоги обучения участников вышкинского клуба для школьников "Эрудит" за этот учебный год.
Четвертый день Школы выдался ярким, солнечным, по-настоящему зимним. С утра в конференц-зале начался парад магистерских программ.
31 января в Культурном центре ГУ-ВШЭ состоялся торжественный бал, проведенный клубом "Эрудит". В этот вечер в стенах Вышки витал дух истории, юные дамы и кавалеры блистали в костюмах, напоминавших о балах-маскарадах "золотого века" русской литературы.
20 декабря в Культурном центре ГУ-ВШЭ прошла очередная интеллектуальная игра "Лабиринт", которая является своеобразным способом подведения промежуточных итогов довузовской подготовки школьников. Игра проводится раз в два месяца.
3 октября состоялось первое в этом учебном году заседание Ученого совета ГУ-ВШЭ.
Уже год в Вышке действует Открытая правовая школа для учеников 7—11 классов. Преподают в ней студенты факультета права ГУ-ВШЭ. Преподают успешно: несколько слушателей в этом году стали студентами факультета. О деятельности этой школы рассказывает ее генеральный директор, студентка 4 курса факультета права ГУ-ВШЭ Мария Польникова.
У всех нормальных людей День знаний в этом году пришелся на понедельник, первое сентября. У тех же, кто поступил в Вышку, учебный год начался еще в пятницу. 29 августа в Большом концертном зале Российской академии наук прошел День первокурсника ГУ-ВШЭ. Прошел торжественно, но весело, с размахом и легким налетом уместного пафоса.
Ирина Папшева, поступила на отделение программной инженерии факультета бизнес-информатики ГУ-ВШЭ.
Алиса Гибадуллина. Поступает (уже поступила!) на факультет менеджмента ГУ-ВШЭ, отделение логистики.
4 июня состоялось награждение победителей и призеров Московских городских олимпиад по экономике, по основам предпринимательской деятельности и потребительских знаний и экономико-математической олимпиады для 9-х классов.
На заседании Ученого совета ГУ-ВШЭ 1 февраля были приняты решения об открытии двух новых магистерских программ, о создании одного нового научного института и двух новых подразделений дополнительного образования. Заседание продолжалось без перерыва более пяти часов — был установлен рекорд продолжительности обсуждения.
26 января в 16.00 барабанным боем открылась Петровская ассамблея в честь дня рождения Клуба "Эрудит", отделения факультета довузовской подготовки ГУ-ВШЭ для самых юных — учеников 7—8 классов.
15 декабря Клуб "Эрудит" факультета довузовской подготовки ГУ-ВШЭ открыл новый сезон интеллектуальных игр "Лабиринт".